|
Скачать FB2 |
| |
Алексей Николаевич Толстой.
Иван Грозный
Посвящается Людмиле Толстой
Драматическая повесть в двух частях
Часть первая.
Орел и орлица
Пьеса в одиннадцати картинах
Действующие лица
Картина первая
Палата с низким крестовым сводом. Прямо на стене -- живопись: юноша стоит, раскинув руки, в одной -- хлебец, из другой течет вода; с боков его -- коленопреклоненные бояре, воеводы, священнослужители и простой народ; одни ловят ртом воду, другие указывают на хлебец. Над головами -- грифоны держат в когтях солнце и луну.
Внизу картины изображен огонь неугасимый и мучения грешников. В палате -- с боков печи -- на скамьях сидят бояре, окольничие [22], московские [23] и думные[24 дворяне. Все без шуб, в одних однорядках [25], в кафтанах, у всех -- посохи и шапки в руках. Заметно, что в палате жарко натоплено. В высоком железном светце [26] горят свечи. В палате три двери: прямо в стене дверь, обитая золоченой кожей, в стене направо -- низенькое дверное отверстие и налево -- такая же низенькая дверь.
На печной лежанке сидит князь Михаила Репнин, с тощей бородкой, редкими волосами по плечи. Справа от него на лавке сидит князь Дмитрий Оболенский-Овчина, лет под пятьдесят, тучный и зверовидный, с красным лицом, изломанными бровями. У правой двери, откуда из соседней палаты льется свет свечей, стоит молодой князь Андрей Михайлович Курбский. У него суровое, правильное лицо, курчавая темная бородка, выбритая на подбородке, щегольские усы, одет он в длинный темный кафтан, в сафьяновые сапожки с сильно загнутыми носами. Он прислушивается к тому, что происходит в соседней палате. Из глубины через палату в правую дверь мимо Курбского проводят под руки древнего старика в посконной рубахе, в новых лаптях. Старик идет, будто упирается, лицо поднято, рот разинут.
Картина вторая
Там же. У дубового стола, с одного края, сидит Сильвестр и пишет, положив бумагу на колено. Около лежат свитки грамот и книги. Другой конец стола покрыт полотенцем, там стоят солонка, чашка с квасом, ковшик и на деревянной тарелке хлебец. Входит Филипп, смиренно кланяется. Сильвестр встает и низко кланяется.
Картина третья
Там же. Много зажженных свечей. За дверью, что налево, играют на деревянных дудках. Из двери, что в глубине, входят скоморохи. Они в заплатанных кафтанах, в вывороченных шубах, некоторые в овечьих, в медвежьих личинах, с гуслями, с бубнами. Войдя, они заробели, застыдились; озираясь, крестятся на углы. Расталкивая их, проходят слуги с блюдами, с ендовами [59]. Скоморох -- кудрявый, чернобородым, хитрый мужик.
Картина четвертая
Громоподобные удары пушек. Крики. Дребезжащий набатный звон. Поднимается занавес. Средневековая площадь в городе Полоцке. В глубине видна круглая башня замка, на ней развевается польское знамя. На площади -- горожане: женщины, шляхтичи, ремесленники, монахи, несколько купцов. Все напряженно прислушиваются, глядя в сторону крепостной стены.
Картина пятая
Моленная в доме у княгини Ефросиньи Старицкой. Лампада и свечи перед множеством икон. На стуле из рыбьего зуба [79] сидит митрополит Филипп, усталый, опустив голову. Около него -- Владимир Андреевич, Репнин, Оболенский-Овчина и все князья, кто был в третьей картине. Входит Ефросинья. Кланяется митрополиту и князьям.
Картина шестая
Глубокая арка крепостных ворот, тускло освещенная висячим фонарем. Воет ветер. В глубине, куда едва достигает свет, копошатся два человека. Они отходят от этого места. Один из них, Козлов Юрий Всеволодович, вытирает руки о полу кафтана. Другой, Шибанов, идет впереди него к низкому отверстию в толще арки и со скрипом отворяет железную дверцу.
Картина седьмая
Спальня царицы Марьи Темрюковны. Кровать с высокими перинами, покрытая тканным жемчугом покрывалом. Поставцы [89] с золотой посудой, кованые сундуки и ларцы из рыбьего зуба. На раскладном стуле сидит Марья Темрюковна в домашнем русском платье. Девушка, стоя за ее спиной, медленно чешет ей волосы. Марья Темрюковна перебирает струны восточного инструмента -- тар. На ковре на полу сидят девушки и поют.
Картина восьмая
Лобное место на Красной площади. За кремлевской стеной, покрытой дощатой деревянной кровлей, видны купола соборов и золоченые, луженые, причудливые крыши деревянных дворцов. Зимний день В морозной мгле висит красноватое большое солнце. Слышны хриплые звуки костяных рогов и протяжные голоса бирючей. Стекающийся отовсюду народ не виден, так как пригорок Лобного места значительно выше площади. У подножья Лобного места похаживает Федор Басманов. Он в черном кафтане. На ножнах сабли висит большая кисть в виде метлы.
Картина девятая
Палата нового дворца в Александровской слободе. В замерзших окнах -- сумрак раннего рассвета. Басманов, поднимая фонарь, вглядывается в лица сидящих на лавке -- дьяка Висковатого, дьяка Новосильцева, Юргена Ференсбаха -- молодого человека, ливонца, и князя Воротынского.
Картина десятая
Там же. За столом на троне сидит Иван, в царском облачении, направо от него Марья, в царском облачении; налево -- принц датский Магнус, длинный молочно-розовый молодой человек, в куртке с прорезными рукавами, в коротком бархатном плаще. Напротив него -- Владимир Андреевич. За троном Ивана -- Висковатый, который переводит ему слова принца; за стулом принца -- толмач, иноземец, приземистый, бритый, остроносый. Столы, где сидят опричники и бояре, не видны зрителю, -- они размещены в глубине, по обе стороны столбов, поддерживающих расписные своды палаты. Иван торжественно важен, но говорит с лукавством. Он берет руками с блюда, стоящего перед ним, и накладывает на золотую тарелку, которую держит Басманов.
Картина одиннадцатая
Там же. Ночь. Под сводами палаты темно. Свет от погребальных свечей падает только на покрытый парчой гроб на высоком помосте со ступенями, У изголовья гроба за раскрытой книгой стоит Иван. То, что лежит в гробу, нам не видно, лишь видно лицо царя. Хор, невидимый под сводами, поет: "Придите, дадим последнее целование". Из-под темных сводов палаты двигаются опричники и бояре для прощания с Марьей Темрюковной.
Грязной, перекрестясь, поцеловал, нахмурился, вздохнул, встретился взглядом с Иваном, покачал головой, прошел... Басманов, целуя, заплакал, зло вытирая слезы, оглянулся в темноту на бояр, прошел.
Часть вторая.
Трудные годы
Пьеса в двенадцати картинах
Действующие лица:
Картина первая
Каменный мост через Неглинную. Налево -- Троицкие ворота Кремля. Направо -- ворота Опричного двора [114]; они окованы луженым железом, на створках -- жестяные львы, стоящие на задних лапах, с разинутой пастью и зеркальными глазами; надо львами -- черный орел. За кирпичной стеной Опричного двора видны медные и луженые крыши деревянных палат. У самой стены -- звонница с наружной лестницей.
На мосту, со стороны Опричного двора, стоит Борис Годунов в черном кафтане и черной колпаке. Из Кремля доносится колокольный звон. На звоннице Опричного двора тоже зазвонил опричник. Троицкие ворота в Кремле отворяются. Выбегают нищие и убогие, рассаживаются на земле, поют Лазаря [115].
Из ворот Кремля выходит Василий Шуйский в цветном кафтане и раздает денежки нищим.
Картина вторая
Палата в Опричном дворце. Стены из красного елового леса. Окна с мелкими свинцовыми переплетами расположены высоко и украшены наличниками из резанных по дереву виноградных листьев и лоз. На стенках -- ковры с изображением Адама и Евы, четырех стихий, Правосудия, Добродетели. На поставцах -- золотые кубки, кувшины и блюда. На возвышении, на стуле, резанном из слоновой кости, -- царь Иван. На нем -- парчовый кафтан, расшитый кругами жемчуга, шапка, низанная драгоценными камнями; к трону прислонен посох, украшенный индийскими самоцветами. С боков трона -- боярин Челяднин и князь Мстиславский держат на подушках скипетр и державу. Ниже их стоит дьяк Висковатый. За троном - рынды [117].
Перед царем Иваном стоит литовский посол Константин Воропай. В палате на скамьях под окнами -- члены Земского собора.
Картина третья
Опочивальня царя Ивана. Стены обиты тисненной золотом кожей. Постель приготовлена на широкой лавке. Дубовый стол с книгами и свитками, у стола -- венецианский стул. В углу -- лампады перед темным ликом с гневными глазами. Близ стола на лавке сидит Малюта. Басманов подливает масло в лампады.
Картина пятая
Полуразрушенная, пробитая ядрами зала средневекового замка. Огромный очаг из грубых камней, где пылают обрезки бревен. Перед очагом -- на сиденье, прикрытом медвежьими шкурами, сидит старый король Сигизмунд Второй Август, на нем -- меховой кафтан и дорожные сапоги, под ногами -- ковер. В стороне на полу -- его латы и оружие. На коленях он держит самострел. В глубине залы -- грубо сколоченный стол на козлах, уставленный оловянной посудой и кубками. По другую сторону очага сидит на обрубке дерева магистр Кетлер, в черном плаще, под которым виден панцирь. Магистр мрачно смотрит в огонь. Перед королем стоит Воропай. Подвывает ветер, в пробоины виден рассвет. Время от времени под сводами залы кричит филин.
Картина шестая
На башне новгородского детинца. У зубцов, глядя вниз, стоят Василий Шуйский и Челяднин. Внизу крики и шум драки. Набатный звон.
Картина седьмая
Русский лагерь в Ливонии. Густой туман. Около царского шатра на пнях сидят подьячие и, положив на колено бумагу, пишут. Дьяк Висковатый, в накинутом на плечи нагольмыш тулупе [136], диктует им. Около него -- воеводы: Никита Романович Юрьев и Иван Федорович Мстиславский. В глубине, в тумане, слышен скрип колес, голоса, окрики, ржанье коней.
Условные сокращения
Комментарии.
Иван Грозный
--------------------------------------
|