Палата с низким крестовым сводом. Прямо на стене -- живопись: юноша стоит, раскинув руки, в одной -- хлебец, из другой течет вода; с боков его -- коленопреклоненные бояре, воеводы, священнослужители и простой народ; одни ловят ртом воду, другие указывают на хлебец. Над головами -- грифоны держат в когтях солнце и луну.
Внизу картины изображен огонь неугасимый и мучения грешников. В палате -- с боков печи -- на скамьях сидят бояре, окольничие [22], московские [23] и думные[24 дворяне. Все без шуб, в одних однорядках [25], в кафтанах, у всех -- посохи и шапки в руках. Заметно, что в палате жарко натоплено. В высоком железном светце [26] горят свечи. В палате три двери: прямо в стене дверь, обитая золоченой кожей, в стене направо -- низенькое дверное отверстие и налево -- такая же низенькая дверь.
На печной лежанке сидит князь Михаила Репнин, с тощей бородкой, редкими волосами по плечи. Справа от него на лавке сидит князь Дмитрий Оболенский-Овчина, лет под пятьдесят, тучный и зверовидный, с красным лицом, изломанными бровями. У правой двери, откуда из соседней палаты льется свет свечей, стоит молодой князь Андрей Михайлович Курбский. У него суровое, правильное лицо, курчавая темная бородка, выбритая на подбородке, щегольские усы, одет он в длинный темный кафтан, в сафьяновые сапожки с сильно загнутыми носами. Он прислушивается к тому, что происходит в соседней палате. Из глубины через палату в правую дверь мимо Курбского проводят под руки древнего старика в посконной рубахе, в новых лаптях. Старик идет, будто упирается, лицо поднято, рот разинут.