|
Скачать FB2 |
| |
А. Н. Толстой
(Совместно с А. О. Старчаковым).
Патент No 119, или Я?
Пьеса в 4-рёх действиях, 5-ти картинах.
Действие первое.
Европа.
Внутренность виллы в стиле Корбюзье. Кабинет и музыкальный салон, разделенные аркой. Сбоку в кабинете -- дверь. Из салона -- лестница наверх, на площадку. Одна из задних стен -- стеклянная, спускающаяся.
За ней -- фабричный пейзаж.
В кабинете у окна стоит Рудольф. Папка с чертежами и шляпа валяются на полу. В музыкальном салоне Анни играет на виолончели.
Пауза.
Она отстраняется.
Входит Рудольф, он взволнован.
Блех пожимает плечами.
Он останавливается.
Она опускает голову.
Анни свистит на площадке.
Рудольф читает. Анни продолжает свистеть.
Анни спускается по лестнице. Звонит телефон.
Анни, спустившись, заваривает кофе в электрическом кофейнике, потом достает из стенного шкафа бутылочку ликера.
Входят Липке и двое служащих.
Блех, Липке и двое служащих уходят.
Он бросается.
Рудольф медленно подходит к ней. Анни начинает трясти головой, как бы говоря, что это -- еще не сейчас.
Шум голосов, крики. Торопливо входят Блех и бухгалтер Мюллер.
Анни слегка вскрикивает, кидается к отцу, силой закрывает ящик.
Рудольф взглядывает на Анни, подписывает. Анни берет его руку, целует.
Шум голосов. В окно видно, как полиция оттесняет рабочих.
Рудольф уходит.
Входят члены заводского комитета, социал-демократы Брицке и Беккер.
Близко за окнами шум, возня, удары. Брицке спешит к окну. Беккер встает.
За стеклом на секунду появляется рабочий с окровавленным лицом. Злобно приближается к стеклу. Блех лезет в карман за револьвером. Полицейские, набежав, оттесняют рабочего от окна.
Брицке и Беккер уходят.
Блех бросается в кресло, обхватывает голову, раскачивается. Анни садится напротив него, растерянно глядит на отца.
Гудок автомобиля.
Занавес.
Действие второе.
СССР.
Картина 1.
Застекленный павильон на заводе. Три двери: входная, к директору и в чертежную. Столы. Телефон. В углу -- модель трактора.
У одного из столов Ольга Захарова разбирает корреспонденцию. У другого стола -- Лукин, Коренев и Михайлов. За стеклянной стеной, в цеху, проходят, возбужденно разговаривая, несколько человек рабочих. Стоящие в павильоне на минуту оборачиваются. Затем продолжают разговор.
В дверь вскакивает Петр Беспризорный.
За стеклянной стеной -- взволнованные голоса.
Входят с небольшими чемоданчиками, в шубах, Блех, Анни и Рудольф. За ними Ольга. Немцы изумленно оглядываются на приближающийся шум голосов.
Лукин кланяется издали.
Входят семь человек: старик -- дядя Яша; молодые -- Глушков, Зеленый, Никитина, -- это электросварщики, они несут излитую под молотом деталь; за ними трое пожилых -- Носов, Скобарев и Нервов, -- это литейщики и клепальщики.
Ольга шёпотом переводит ему.
Сварщики, клепальщики и литейщики уходят в кабинет.
Из кабинета директора выходят Петр и семеро рабочих.
Рабочие уходят.
Занавес.
Картина 2.
Там же. Неделю спустя. Рудольф один сидит на столе, рассматривает чертеж. Нахмурен. Из чертежной осторожно выходит Михайлов.
Деликатно приближается к Рудольфу.
Рудольф, не поднимая глаз, хмуро кивает.
Рудольф бросает чертеж на стол. Заложив руки в карманы, ходит.
Петр вбегает, роется в бумагах.
Входит Ольга в парусиновом балахоне.
Рудольф провожает его до двери чертежной. Михайлов уходит.
Входит Ольга. Рудольф и Блех, стоящие около модели трактора, замолкают.
Ольга занимается корреспонденцией.
Входят Торопов и Лукин.
Показывает на трактор. Торопов смеется.
Смеются. Торопов угощает папиросами.
Блех и Лукин уходят.
Входит Анни в шубе, запорошенной снегом.
Ольга смеется.
Звонок телефона. Из кабинета быстро выходит Лукин.
Гудок завода. Лукин и Ольга взглядывают на часы.
Из кабинета выходят Блех, Рудольф, Анни и Торопов.
Все идут одеваться.
Лукин уходит.
Входят Гирко и Буровой -- рослые и широкие. Буровой -- в черкеске с пустыми газырями, на медном лице -- шрам от сабельного удара. Гирко -- помоложе, в европейском платье, плохо сидящем на сильном теле.
Торопов, Гирко, Буровой и за ними Ольга идут в кабинет.
Идет к двери. Рудольф мрачно берет пальто и шляпу.
Блех уходит в кабинет.
Занавес.
Действие третье.
Комната Рудольфа. Дверь в спальню и входная дверь. На столе -- электрический чайник, посуда, еда, трубки чертежей.
У стола -- Рудольф, Коренев, Чикин, Забавный и Михайлов. Говорят вполголоса.
Все встают. Одеваются.
Ольга взглядывает на него, хохочет.
Пауза. Ольга с внимательным удивлением взглядывает на Рудольфа.
Пауза.
Ольга колеблется.
Входит Лукин.
Лукин глядит ей вслед. На лице -- изумление, страдание.
Входит Рудольф с чайником.
Входят Коренев и Михайлов.
Входит Торопов.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Смятение.
Торопов, Блех, Михайлов, Лукин и Коренев уходят.
Занавес.
Действие четвёртое.
Комната Блеха. Входная дверь в общий коридор, дверь в комнату Анни и дверь на кухню.
Письменный стол, диван, телефон. За окнами февральская вьюга.
Блех перед зеркалом снимает галстук и воротничок, надевает байковую куртку. Анни, сидя, мрачно смотрит на отца.
Блех дает ей договор.
Торопов и Блех идут вперед.
Пауза.
Рудольф делает движение к двери. Анни поднимает револьвер.
Рудольф бросается к Ольге, загораживая от Анни. Анни стреляет. Пауза.
Рудольф идет к дивану и ложится. Анни роняет револьвер. За стеной, по лестнице, испуганный топот ног.
В комнату вбегает Петр.
Гул голосов.
Ольга берет пузырек.
Анни обеими руками закрыла рот.
Входят Петр, Блех и Торопов.
Входит Лукин.
Пауза. Все, кроме Анни, подходят к Рудольфу.
Лукин звонит.
Входят Михайлов, Коренев, Чикин, Забавный.
Забавный пытается что-то сказать.
Занавес.
|