Толстой Алексей Николаевич
Великая страсть

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Размышления от творчестве М. Горького.


Алексей Толстой.
Великая страсть

   Современное течение критики -- формальный метод. В основе его современное мировоззрение (продукт последнего семилетия): добра и зла нет, но есть силы и комбинация этих сил.
   Точнее: силы и комбинации суть соединения одной частицы водорода с энным количеством электронов. То есть:
   Водород плюс три электрона -- глина.
   Водород плюс пять электронов -- золото.
   Водород плюс сто электронов -- клеточка мозга Леонардо да Винчи.
   Формальный метод очень интересен, перед ним будущее. Он перетряхивает вековые багажи литературы, и, когда осядет облако пыли, -- очевидно, увидим нечто очень новое и занимательное. Но я бы не сказал, что метод исчерпывающий. Так, недавно я был у Горького в Heringsdorf'e. М. Горький читал свою последнюю повесть "Отшельник". Она поразила меня свежестью и силой формы и новым поворотом души его. Выше всего над людьми, над делами, над событиями горит огонь любви, в ней раскрывается последняя свобода. В ней человек, -- человек.
   Во мне много суетности. Я ухватился за формальный метод и начал подсчитывать состав мозговых клеточек М. Горького. Вышло так:
   Водород плюс 21 электрон, -- М. Горький пишет "Буревестника".
   Водород плюс 21 1/2 электрона -- пишет "Мещан".
   И т. д., и т. д.
   Водород плюс корень квадратный из 21 3/4 электрона -- М. Горький простирает руки к людям и говорит: когда вы поймете, что любовью строится дом жизни?
   Подсчитано было верно, но все же я ничего не понял. Квадратный корень заскочил мне в мозг тупым клином. Тогда я стал думать: повороты в творчестве суть изменения в количестве электронов. Но, может быть, изменения в количестве электронов тоже есть только следствие чего-то?
   Какие силы меняли состав электронов в творчестве М. Горького, формальный метод не дал ответа на это, но это показалось мне основным по важности. Невольно пришлось обернуться к романтической критике. Она ответила:
   -- Великая страсть.
   Она ответила:
   -- Великая страсть разрывала грудь: -- человек рожден, чтобы жить, чтобы все силы его раскрылись пышно. Дайте жить человеку!
   Великая страсть сотрясала цепи, -- еще бы, их было много. М. Горький-художник на себе, физически на себе ощущал все эти жернова, груды камней. Его искусство -- ярость освобождения.
   И вот -- путь от хриплого крика Буревестника к милому, у костра, у ручья, голосу отшельника: теперь ты свободен, освободись же от последних, самых страшных цепей, тех, что лежат на сердце, -- возлюби.
   Путь Горького -- путь всечеловеческий. Еще раз он опережает наступающее. На Западе борьба и крики ярости. Голос с Востока говорит: "Боритесь, освобождайтесь и помните, -- страстный путь ведет к любви и милосердию, ими строится дом жизни".
   Таков ответ романтической критики.
   Сегодня исполнилось 30 лет художественной работы М. Горького. За ним, за его великой страстью шли поколения к освобождению. Поклонимся великой страсти. Поклонимся художнику и человеку.
   Но при чем же формальный метод? Я сам не знаю. Кому-то, видимо, надо считать электроны. Кому-то надо гореть в страстях. Экспериментализм и романтика, -- вот наш век.

Примечания

   Впервые -- "Литературное приложение" к газ. "Накануне", 1922, 1 октября. Номер приложения (20-й) был полностью посвящен М. Горькому в связи с 30-летием его литературной деятельности. В советской печати -- Познание счастья.
   29 сентября 1922 года в "Накануне" было опубликовано следующее объявление: "Ближайший номер "Литературного приложения" (воскресенье 1 октября) будет посвящен Максиму Горькому, по случаю 30-летия литературной деятельности. Номер отпечатан на лучшей бумаге и снабжен портретом и автографом Горького".
   Кроме статьи Толстого, в номере были опубликованы "Материалы для биографии Максима Горького" М. Слонимского, статьи "М. Горький и русское крестьянство" Б. Дюшена, "Романтика свободы и культуры" Е. Лундберга, "Новое слово" Горького" К. Вайдемюллера, "Горький в Европе" З. Венгеровой, "Последнее слово" Е. Ремпеля.
   Пребывание в Германии было временем интенсивного профессионального общения двух писателей, переросшего в крепкую дружбу. (М. Горький обратил внимание еще на первые прозаические публикации А. Н. Толстого, а познакомились они лично перед революцией). Летом 1922 года писатели встречались неоднократно (жили они неподалеку в курортных местечках Герингсдорф и Миздрой).
   "В е л и к а я с т р а с т ь" -- третья по счету статья после размышлений о пьесе "На дне" (см. наст. том) и заметки в журнале "Заря" (1914, No 5), где Толстой вместе с другими писателями приветствовал возвращение Горького в Россию.
   В 20-е -- 30-е гг. Толстым опубликовано еще несколько статей о Горьком (см., например, в наст. томе "Ранний Горький", "Костры").

--------------------------------------------------------------------------------

   Источник текста: А. Н. Толстой. Собрание сочинений в 10-ти томах. Том 10. Публицистика -- М.: Художественная литература, 1986.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru