Тютчев Федор Федорович
Сочинения Ф. Ф. Тютчева. Стихотворения. Исторические повести и рассказы из военного быта. Спб., 1888 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Сочиненія Ѳ. Ѳ. Тютчева. Стихотворенія. Историческія повѣсти и разсказы изъ военнаго быта. Спб., 1888 г. Цѣна 1 р. 50 к.
   Стихотвореній въ этой книгѣ немного, всего 42 страницы; но если бы ихъ совсѣмъ не было, то никакой потери ни для кого не оказалось бы. Въ стихотвореніяхъ г. Тютчева есть патріотическія и иныя добрыя чувства, только поэзіи въ нихъ нѣтъ; по большей части, это -- стихотворныя упражненія на разныя темы, придуманныя авторомъ то за счетъ индусовъ, какъ, напримѣръ: изъ индійскихъ мотивовъ, то для заявленія своего патріотизма -- Илья-богатырь, то для "обличенія" порока въ довольно, впрочемъ, наивной формѣ. Вотъ отрывовъ изъ индійскихъ мотивовъ:
   
   "И время придетъ роковымъ платежамъ
   За муки, за рабскія плети,
   За предковъ обиды; британскимъ сынамъ
   Представятъ счетъ Индіи дѣти.
   
   И будетъ ужасенъ тотъ счетъ! "Торгаши"
   При видѣ его содрогнутся,
   И страхомъ смертельнымъ на днѣ ихъ души
   Былыя дѣла отзовутся..." и т. д.
   
   Въ предлинномъ стихотвореніи Илья-богатырь авторъ приписываетъ побѣду русскихъ надъ монголами на Куликовскомъ полѣ, освобожденіе Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 году и отъ французовъ въ 1812 -- невидимому и невѣдомому никому, кромѣ г. Тютчева, вмѣшательству въ дѣло Ильи Муромца:
   
   "...Русь потеряла власть и силу;
   И радость въ сердцѣ затая,
   Враля ей вырыли могилу...
   Но въ этотъ часъ пришелъ Илья".
   
   Очень хорошо!...
   
   "Пылая мщеньемъ и грезой"
   Онъ Сухорукову явился
   И въ вѣщемъ снѣ ему открылся
   И мощно позвалъ за собой.
   Никѣмъ невѣдомый мясникъ
   Возсталъ, какъ ангелъ-истребитель,
   И гласъ его въ сердца проникъ.
   Страшись, измѣнникъ и губитель!"
   
   Далѣе оказывается, что въ тотъ день, когда войска князя Пожарскаго выжили, наконецъ, поляковъ изъ Кремля, то --
   
   "И въ этотъ день на небесахъ
   Надъ горделивою Варшавой
   Свершонъ былъ приговоръ кровавый
   И на Суворовскихъ штыкахъ
   Въ послѣдній разъ закатъ багровый
   Пожаръ московскій отразилъ,
   Былую славу славой новой
   Запечатлѣлъ и закрѣпилъ".
   
   Наполеону съ его "дванадесятью языками" пришлось плохо въ Россіи, по мнѣнію г. Тютчева, не отъ кого другаго, какъ отъ того же Ильи Муромца, который и Соловья-разбойника сострунилъ, и "гордаго Мамая" сократилъ, и Струся съ Гонсевскимъ изъ Кремля прогналъ. Другой стихописатель, съ точно такимъ же правдоподобіемъ, можетъ тѣ же самыя дѣянія приписать таинственному вмѣшательству Алеши Поповича или Микулы Селяниновича, или заступничеству святыхъ угодниковъ, но едва ли кто воспоетъ побѣды россіянъ такими деревянными стихами.
   Не лучше "стихотвореній" и проза Ѳ. Ѳ. Тютчева. Его "историческія повѣсти": Кровавые дни и Семейная легенда, а также разсказъ Деньщикъ написаны точь въ точь такъ, какъ писали сочинители двадцатыхъ и начала тридцатыхъ годовъ. Отъ его повѣстей такъ и повѣяло на насъ Марлинскимъ; разница лишь въ томъ, что романы Марлинскаго, все-таки, интереснѣе.
   Въ повѣсти Кровавые дни расписывается съ легонькою романическою приправой бунтъ новгородскихъ военныхъ поселеній, причемъ начало этого бунта объясняется "польскою интригой", польскимъ подкупомъ какого-то русскаго офицера "изъ выслужившихся" и необыкновенною дикостью солдатъ-поселенцевъ. Авторъ не рѣшается, впрочемъ, отрицать категорически, что причины, подготовившія бунтъ, крылись въ самомъ устройствѣ военныхъ поселеній, хотя въ концѣ повѣсти выражаетъ довольно странныя и между собою несогласныя мысли. Онъ говоритъ: "окончательно уничтожено это сословіе вольныхъ каторжниковъ (военныхъ поселянъ или пахотныхъ солдатъ) только при покойномъ Государѣ Александрѣ II. Такъ ничѣмъ и кончилась грандіозная затѣя, стоившая Россіи милліоновъ рублей (про рѣки крови и тысячи человѣческихъ жизней г. Тютчевъ умалчиваетъ),-- затѣя гуманная въ своемъ основаніи, но... исполнителемъ ея былъ призванъ графъ Алексѣй Андреевичъ Аракчеевъ". Гуманная каторга... Удивительная логика! И что всего страннѣе, самъ авторъ въ душѣ, повидимому, человѣкъ добрый и даже гуманный инстинктивно, какъ большинство русскихъ людей. Его гуманность чувствуется въ разсказѣ Деньщикъ; только гуманность-то эта какая-то безсознательная, и источникъ ея кроется въ доброй душѣ, а не въ опредѣленныхъ убѣжденіяхъ, не въ высоко развитомъ пониманіи человѣческихъ отношеній. Для того же, чтобы гуманная идея выразилась ясно и съ достаточною полнотой въ литературномъ произведеніи, необходимъ большой талантъ и особенная чуткость въ томъ случаѣ, когда источникомъ гуманности автора оказывается только чувство.

"Русская Мысль", кн.VII, 1888

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru