Тик Людвиг
Е. Козина. Людвиг Тик
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Тик Людвиг
(
yes@lib.ru
)
Год: 1939
Обновлено: 09/06/2009. 6k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Об авторе
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
Статья из Литературной энциклопедии (1939 г.).
Е. Козина
ТИК Людвиг
[Johann Ludwig Tieck, 1773--1853] -- немецкий писатель, один из крупнейших представителей романтической школы. Сын зажиточного берлинского ремесленника. Окончил гимназию, учился в Галльском и Геттингенском университетах, где усиленно изучал Шекспира и Сервантеса. Лит-ой работой Т. занялся еще на школьной скамье. В 1797 Т. встретился с братьями Шлегель (
см.
). Это знакомство сыграло решающую роль в лит-ом развитии Т. В 1799 Т. вошел в т. наз. иенский кружок романтиков. Стяжал признание и восхищение теоретиков романтизма романом "Странствование Франца Штернбальда" (Franz Sternbalds Wanderungen, 1798).
То, что стихийно зрело в Т., получает в иенском кружке обоснование, подымается на высоту философии. После распада иенского кружка Т. надолго почти совершенно прекратил лит-ую деятельность. С 1819 он занимался гл. обр. историей театра и драмы. С 1825 Тик состоял официальным драматургом дрезденского придворного театра. Его последнее произведение -- роман "Vittoria Accorombona" [1840].
Т. -- первый писатель, осуществивший в творческой практике принципы романтической теории, раскрывший с большой силой психологию немецкой мелкобуржуазной интеллигенции начала XIX в. Отвращение к пошлой действительности, ужас перед нею ведут Т. к уходу от действительной жизни в экзотику и фантастику, в отдаленное прошлое народа и в замкнутый мир индивидуальных переживаний. В ранних произведениях Т. культивирует образы экзотического Востока ["Almansur", 1790 (напеч. впервые в 1798), "Abdallah", 1792 (напеч. в 1795)], обращается к народной сказке ("VolksmДrchen, hrsg. von Peter Lebrecht", 1797), изучает вместе с Ваккенродером (
см.
) немецкое средневековье, поэтизирует старый Нюренберг, культивирует столь существенный для романтизма принцип народности (VolkstЭmlichkeit) в смысле любви к национальной старине. Вместе с тем он изощренно передает смятение раздвоенного сознания ("Der blonde Ekbert", 1797), тонко анализирует утомленную и неуравновешенную душу. Характерен роман Т. "История Вильяма Ловелля" ("Die Geschichte des Herrn William Lovell", 1793--1795), напеч. 1795--1796, где интерес к психологическому анализу перерастает в отчетливое отрицание мира вне познающего его субъекта. В творческой манере Т. все эти тенденции проявились в подчеркнутом отказе от реализма. Чрезвычайно характерны для стиля Т. его драмы, в к-рых один из основных принципов романтической эстетики -- принцип иронии нашел наиболее полное выражение. Его пьеса "Кот в сапогах" ("Der gestiefelte Kater", 1797) -- полемически заостренный выпад против мещанской драмы; здесь провозглашено требование "театральности", основанное на понимании театра как искусства, якобы по самой специфике своей враждебного реализму. Дарование Т. раскрылось в Иене во всей силе в драме "Геновева" (Leben und Tod der heiligen Genoveva, 1800). Сюжет "Геновевы" заимствован из народной лубочной книги -- "Легенды о св. Геновеве". Сказочные рыцарские времена, битвы с маврами, рыцарские замки, феодальная любовь, верность, месть, фантастические приключения, мистическое настроение, прозрения и предчувствия, вторжение сверхъестественного в обыденную жизнь, ощущение удвоения мира, иной, высшей сущности -- такова "Геновева" Т. Драматическое построение ее основано на непрерывной перемене места действия, нагнетании настроения.
Художественные тенденции "Геновевы" реализуются Т. еще раз в драме "Император Октавиан" (Kaiser Oktavianus, 1802, напеч. 1804). Но "Геновева" остается высшим взлетом романтизма Т.; за нею начинается спад, разложение, уход от художественной лит-ры, слабые попытки вернуться к ней -- и переход к историко-литературной работе, сохраняющей, однако, неизменными принципы и влечения Т. как художника.
Библиография
:
I.
Schriften, 20 Bde, B., 1828--1846; Kritische Schriften, 4 Bde, Lpz., 1848--1852;
Gesammelte Novellen, 12 Bde, B., 1852--1854;
Nachgelassene Schriften, hrsg. v. R. Köpke, 2 Bde, Lpz., 1855.
Об искусстве и художниках (Размышления отшельника, любителя изящного), изд. Л. Т., М., 1826 (нов. изд. с предисл. П. Н. Сакулина, М., 1914);
Кот в сапогах, "Любовь к трем апельсинам", П., 1916, кн. 1;
ряд произведений в сб.: "Немецкая романтическая повесть", с вступ. ст. и комм. Н. Берковского, т. I, Москва -- Ленинград, 1935.
II.
Köpke R., L. Tieck, 2 Tle, Lpz., 1855;
Briefe an L. Tieck, ausgew. und hrsg. v. K. v. Holtei, 4 Bde, Breslau, 1864--1865;
Bischoff H., L. Tieck als Dramaturg, Brüssel, 1897;
Miessner W., L. Tiecks Lyrik, B., 1902;
Günther H., Romantische Kritik und Satire bei L. Tieck, Lpz., 1907;
Drach E., L. Tiecks Bühnenreformen, B., 1909;
L. Tieck und die Brüder F. u. A. W. Schlegel. Briefe, hrsg. v. H.
Lüpeke, Frankfurt a. M., 1930;
Zeydel E. H., L. Tieck and England, Princeton, 1931;
Гайм Р., Романтическая школа, М., 1891;
Брандес Г., Литература XIX в. в ее главнейших течениях (Немецкая лит-ра), СПБ, 1900;
Жирмунский В., Немецкий романтизм и современная мистика, СПБ, 1914.
Источник: Козина Е.
Тик
// Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит.,
1939
. -- Стб. 256--259.
Оригинал здесь:
http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-2561.htm
.
Оставить комментарий
Тик Людвиг
(
yes@lib.ru
)
Год: 1939
Обновлено: 09/06/2009. 6k.
Статистика.
Статья
:
Критика
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.