Тихонов (Алексей Алексеевич) - талантливый беллетрист, известный под псевдонимом Лугового. Родился в 1853 г. в Костромской губернии, в купеческой семье крестьянского происхождения. Под руководством иностранных гувернеров хорошо усвоил немецкий, французский и английский языки; некоторое время учился в казанской гимназии; в 1873 г., сдав выпускной экзамен в Пскове, поступил в Санкт-Петербургский технологический институт, но скоро его оставил, потому что по болезни отца, ему пришлось стать во главе его обширных торговых предприятий. По делам отцовской фирмы, а позднее - и других фирм, Тихонову пришлось много путешествовать по России и за границей и даже побывать в Америке. В конце 1870-х годов Тихонов самостоятельно занялся экспортом хлеба и льна за границу. Сначала дела его шли блистательно, но затем ряд осложнений и задержек в кредите привели его дела к полному расстройству, и он всецело отдался литературной деятельности. В 1890-х годах Тихонов-Луговой состоял несколько лет редактором "Нивы". В 1886 г. появилась его первая повесть: "Не судил Бог" (в "Вестнике Европы"), вслед за которой он напечатал ряд повестей, рассказов, романов, драматических произведений ("За золотым руном", "Озимь") и стихотворений, в "Вестнике Европы", "Северном Вестнике", "Русской Мысли" и других изданиях. В 1895 - 1900 годах Тихонов собрал все им написанное в 4 т. "Сочинений". Первые 3 тома были представлены автором в Академию Наук на соискание Пушкинских премий и, по рецензии К.К. Арсеньева , получили почетный отзыв (см. "11-е присуждение премий имени А.С. Пушкина", Санкт-Петербург, 1896). Творчество Тихонова в общем носит напряженный характер. Он склонен к изысканности и любит эффектные положения; даже заглавия его произведений большей частью приподняты ("Между двух смутных идеалов", "Police verso", "Nocturne", "Алльмирор!", "Возврат. Роман колеблющихся настроений" и др.). Наибольший успех имело его "Police verso" (немецкий перевод в "Universal Bibliothek", Реклама). Это интересно задуманные "параллели", четыре "панно", иллюстрирующие психологию толпы. Повесть начинается описанием боя гладиаторов в римском цирке, где неистовая толпа, опуская палец вниз (police verso), требует от гладиатора-победителя смерти гладиатора-побежденного. Во втором и третьем "панно" читатель переносится в Мадрид, на бой быков, затем в Антверпен - на дебют начинающего певца, которому, несмотря на заканчивающуюся смертью болезнь, приходится петь перед публикой, сердитой на скупого антрепренера за то, что он медлит ангажементом знаменитого тенора. В четвертом "панно" действие происходит в русском провинциальном университетском городе; молодой, блестяще начавший карьеру профессор-хирург делает - отчасти потому, что соперник, старый хирург, подставляет ему ножку - неудачную операцию; больная умирает; взволнованный оператор дает сопернику пощечину; печать за это на него страшно накидывается, у него сразу падает практика, грозит удаление из университета, жена волнуется не за него, а за свою будущность - и доктор, в конце концов, застреливается. Сквозь этот калейдоскоп эпох и стран проходит одна и та же черта - беспощадная жестокость, с которой толпа, благоговея перед победителем, безжалостна к побежденному. Картины, набросанные автором, ярки и колоритны. С. В.