Терпигорев Сергей Николаевич
Исторические рассказы и воспоминания Сергея Атавы (Терпигорева). Спб., 1891 г

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Историческіе разсказы и воспоминанія Сергѣя Атавы (Терпигорева). Спб., 1891 г. Цѣна 1 руб. 50 коп. Въ этой книжкѣ помѣщено три историческихъ разсказа: Лакейская столица, Солотчинскіе монахи и ихъ крѣпостные и Раскаты Стенѣкина грома въ Тамбовской землѣ. "Лакейскою столицей" авторъ называетъ городъ Касимовъ, бывшій когда-то столицей такъ называемаго Касимовскаго царства татарскаго. Теперь это уѣздный городъ Рязанской губерніи, на половину населенный татарами-магометанами, на половину русскими, или потомками татаръ, принявшихъ православіе. Нѣкоторые изъ крестившихся мурзъ татарскихъ получили права дворянства и даже право именоваться князьями. Таково происхожденіе многихъ мѣстныхъ дворянскихъ фамилій. Татары же, оставшіеся магометанами, отчасти занимаются торговлею, а, главнымъ образомъ, усвоили себѣ особый видъ отхожаго промысла: они служатъ лакеями въ петербургскихъ и московскихъ ресторанахъ. Вотъ почему г. Терпигоревъ и называетъ ихъ родной городъ "лакейскою столицей". Изъ историческихъ справокъ, приводимыхъ авторомъ въ этомъ разсказѣ, выясняются прелюбопытные факты и "Касимовское царство" оказывается единственнымъ въ своемъ родѣ учрежденіемъ, измышленнымъ на Москвѣ около 1452 года, т.-е. почти одновременно со взятіемъ турками Византіи. Татары никогда не завоевывали земель, составлявшихъ Касимовское царство, а получили ихъ въ даръ, вѣрнѣе же, въ пользованіе и "на кормленіе", отъ великихъ князей и потомъ отъ царей московскихъ. Никогда это Касимовское царство не пользовалось никакою самостоятельностью, ни даже въ смыслѣ государства вассальнаго. Дано оно было московскими государями въ видѣ пріюта бѣглымъ татарскимъ царевичамъ, которыхъ держали тутъ для политическихъ цѣлей и для важности именовали "царями". Но это были цари -- "парадные", назначеніе ихъ было увеличивать своимъ присутствіемъ, костюмами и громкимъ титуломъ блескъ московскаго двора. Въ сущности же, они были такими же "холопами" царя московскаго, какими стали потомки русскихъ удѣльныхъ князей, съ тою лишь разницей, что удѣльные князья утратили свои титулы къ концу XVI в., а касимовскіе цари просуществовали еще болѣе ста лѣтъ. Всего же житія было около 250 лѣтъ этому оригинальному царству, не имѣвшему ни точно опредѣленной территоріи, ни обособленнаго политическаго значенія, ни ясно установленнаго правительства, ни собственной исторіи. Только о нѣкоторыхъ изъ царей холоповъ дошли до насъ кое-какія свѣдѣнія, да и то благодаря лишь ихъ участію въ дѣлахъ московскихъ. Разсказы о прошломъ и настоящемъ города Касимова написаны г. Терпигоревымъ въ видѣ путевыхъ замѣтокъ объ его поѣздкѣ до Окѣ.
   За разсказами о такомъ странномъ царствѣ слѣдуетъ полное интереса повѣствованіе о Солотчинскомъ монастырѣ и объ управленіи монахами надъ обширными помѣстьями и крѣпостными людьми, пожалованными этой обители государями и подаренными разными боголюбивыми жертвователями. Авторъ воспользовался для своей статьи историческими матеріалами, собранными рязанскою архивною коммиссіей, и, на основаніи ихъ, даетъ любопытную и яркую картину стараго монастырскаго быта, опиравшагося на крѣпостное право. Приводя выдержки изъ уцѣлѣвшихъ документовъ, г. Терпигоревъ, между прочимъ, говоритъ: "Ужасную эпопею представляетъ записная книжка, веденная безграмотнымъ старостой, конечно, и не подозрѣвавшимъ никогда, что она увидитъ свѣтъ и въ свою очередь такъ ярко освѣтитъ неприглядную ихъ жизнь,-- жизнь людей, Богъ знаетъ за что отданныхъ на двойное поруганіе и издѣвательство", т.-е. на безграничный произволъ монаховъ, ими владѣвшихъ, и правительственныхъ чиновниковъ-подьячихъ. "Кормилась и жила на счетъ села цѣлая орда, жадная, немилосердная, пьяная, разгульная, разнузданная, въ полной увѣренности въ своей безопасности и безнаказанности. И не было кому заступиться за село, потому что не было человѣка, которому оно было бы дорого, хоть какъ личная собственность. Бытъ монастырскихъ крѣпостныхъ -- вотъ что было въ Россіи еще ужаснѣе быта помѣщичьихъ крѣпостныхъ. И этотъ бытъ ждетъ еще своего изслѣдователя и историка. Богатая ему предстоитъ задача". Такъ заканчиваетъ авторъ свой разсказъ о солотчинскихъ монахахъ.
   Въ разсказѣ о переполохѣ, надѣланномъ въ Тамбовскомъ краѣ бунтомъ Стеньки Разина (Раскаты Стенѣкина грома) г. Терпигоревъ изображаетъ всю неурядицу и непрочность государственныхъ порядковъ второй половины XVII вѣка. "Самъ Стенька Разинъ Тамбовской земли не воевалъ,-- говоритъ авторъ.-- Не воевали ее также ближніе и подручные атаманы его". А, между тѣмъ, "Тамбовская земля" такъ волновалась, что царскіе воеводы предпринимали походы противъ "буйственныхъ" и "воровскихъ" людей и нерѣдко теряли головы отъ страха передъ ихъ шайками. Каково было состояніе края даже въ спокойное время, не потрясаемое такими смутами, какъ Стенькины, видно изъ нижеслѣдующаго: "Многіе помѣщики образовывали тогда шайки и съ ними ходили грабить сосѣдей и окрестныя села и даже пригороды. Противъ нихъ надо было иногда посылать воеводамъ цѣлые отряды. Сохранилось извѣстіе объ одномъ помѣщикѣ Карѣевѣ. Его очень часто ходили смирять командами, но "онъ чинился тѣмъ командамъ весьма противенъ и за тою его противностью была въ поимкѣ воровъ крайняя остановка". Одновременно съ нимъ на Окѣ занимался грабежомъ помѣщикъ Самсоновъ... Подъ Темниковымъ грабилъ помѣщикъ Катаевъ"... Грабежомъ и разбоемъ занимались и помѣщицы, какъ, напримѣръ, княгиня Марья Алексѣевна Енгалычева и какая то Моисеева. Отъ нихъ не отставало и духовенство: въ шайкѣ княгини Енгалычевой были попъ Семенъ Акимовъ и дьячокъ Силантій Семеновъ. Въ шацкихъ лѣсахъ разбойничалъ дьячокъ Ѳедоръ Поповъ, и въ его шайкѣ были попъ Степанъ и дьяконъ Иванъ, оба съ своими дѣтьми церковниками. Протопопъ казанскій грабилъ мордву. "Даже цѣлые монастыри выходили на разбои и грабили крестьянъ"; въ примѣръ приводится "Саровской пустыни строитель Ефремъ съ братіей"... Общая картина состоянія "Тамбовской земли", набросанная г. Терпигоревымъ съ подлинныхъ документовъ, получилась ужасающая. Такія достовѣрныя картины быта представляютъ собою чрезвычайно важное дополненіе въ показной исторіи,-- не для ученыхъ, разумѣется, а для большинства читателей. Къ тому же, разсказы г. Терпигорева написаны очень живо и многими прочтутся съ увлеченіемъ.

"Русская Мысль", кн.II, 1891

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru