Тэффи
Защитный цвет

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Н. А. Тэффи

  

Защитный цвет

  
   Тэффи Н. А. Собрание сочинений. Том 3: "Городок".
   М., Лаком, 1998.
  
   В некоторых парижских церквах расклеено воззвание приблизительно следующего содержания:
   "Истинные христиане должны воздержаться от публичного исполнения разнузданных танцев с экзотическими названиями".
   Это начинается гонение церкви на фокстрот.
   Первое гонение на так называемые светские танцы было давно, еще до войны, в 1912--1913 году.
   Политическая атмосфера была сгущенная. Сплетались международные интриги, зрели тайные планы, монархи и министры обменивались секретными письмами, заполнившими впоследствии страницы разных оранжевых, палевых и бордовых книг. Революционные сейсмографы показывали глухие толчки и колебание почвы.
   Наплывали тучи. Густой, насыщенный электричеством, воздух давил легкие. Многие робкие души уже видели молнии, и, крестясь, закрывали окно.
   И вдруг, как это бывает иногда при глубоких воспалениях, вдруг нарыв прорвало совсем не в том месте: Европа затанцевала.
   Гимназисты, дамы-патронессы, министры, дантистки, коммивояжеры, генералы, портнихи, врачи, куаферы, принцессы и левые эсеры -- встали рядом, вытянули сплетенные руки, подняли побледневшие истомой лица и плавно заколебались в экзотическом танго.
   Танго росло, крепло, тихо покачиваясь, словно в сомнамбулическом сне, переступало в новые области, переходило границы новых государств.
   Залы всех ресторанов всех стран Европы, все кафе, эстрады, театры, площади, пароходы, скверы, дворцы и крыши домов были завоеваны и заняты танго.
   О танго писались доклады, газетные статьи, устраивались диспуты.
   И вдруг -- первый удар: германский императорский дом выгнал танго. Вильгельм запретил танцевать его при дворе.
   Но танго от этого не пострадало. Пострадал только германский двор, потому что вызвал насмешки и сплетни: немецкие, мол, принцессы настолько неграциозные, что хитрый политик кайзер для спасения их эстетической репутации нарочно запретил танго.
   Посмеялись и затомились в новых сложных фигурах.
   И вот -- второй удар. Небывалый, неслыханный.
   Всколыхнулся Ватикан. На танго поднял руку сам римский папа и предал танго анафеме.
   Страшное волнение охватило Европу.
   -- Спасать танго!
   Были пущены в ход интриги, натянуты нити и надавлены тайные пружины.
   Две великосветские пары были приняты папой, демонстрировали перед ним танго и реабилитировали его.
   Конечно, великосветские пары, танцуя, имели в виду необычайного зрителя и готовы были ответить за каждое па хотя бы перед вселенским собором.
   Тем более, что из каждого танца можно сделать нечто такое, что вас притянут за оскорбление общественной нравственности, или, наоборот, -- эстетически возвышенное и прекрасное, вроде пляски царя Давида перед ковчегом (хотя и у Давида, по свидетельству Библии, вышли после этих плясок семейные недоразумения).
   Ватикан был обманут. Папа уничтожил свою страшную буллу, снял анафему с танго, и ликующая Европа затанцевала "très moutarde" {лихо (фр.).}...
   Налетела война. Смыла кровавой волной танцующие пары. Ревом орудий оборвала истомные аккорды.
   Страдание и смерть, горько обнявшись, заколебались, закружились, захватывая новые области, переходя границы новых государств. По следам танго -- везде, везде.
   Революция -- рев и свист.
   Выскочило подполье.
   Сбило с ног. Пляшет.
   Матрос с голой грудью и челкой-бабочкой обнялся с уличной девкой. А за ним спекулянт, нувориш и просто наворовавшийся "наворишка" заскакали, заплясали. И сколько их! Весь мир загудел от их пляса!
   И музыка у них своя. Точно пьяный погромщик залез на рояль и лупит по клавишам ногами, а рядом кучеренок звякает по подносу вилкой.
   Дззын бан! Дззын бан!
   Вроде польки. Вроде вальса.
   Вроде танго. Вроде танца.
   Все "вроде". Все не настоящее, а так, только виденное, на ходу схваченное. Мы, мол, мимо проходили и, мол, видали, как господа танцевали. Чем богаты, тем и рады. Эй! посторонись.
   Дззын бан! Дззын бан!
   Англичане очень довольны.
   Самый непластичный и немузыкальный народ в мире -- они торжествуют. Можно скакать не в такт и стучать вилкой по подносу. Нужны только сила, здоровье и выносливость. Кто же тут с ними поспорит.
   Дззын бан!
   Скачет фокстрот, выпятил живот, раздвинул локти и вихляет боками.
   -- Извиняюсь! Разрешите пройти вперед, вперед нам, нуворишу с наворишкой. Ах, все вышло так удачно -- не мешайте танцевать!
   Скачет фокстрот, захватывает новые страны, переходит границы новых государств. По следам страдания и смерти -- везде, везде...
   Сплетаются международные интриги, где-то уже наблюдаются первые тайные страницы будущих оранжевых и бордовых книг. Наплывают черные тучи, и давит легкие насыщенный электричеством воздух. Революционные сейсмографы показывают колебание почв, еще небывалое.
   И скачет фокстрот, безобразный, бессмысленный, последний.
   Вот уж и церковь насторожилась. Робко крестясь, пытается закрыть окно.
   -- Остановитесь! Остановитесь!
   Дергается уродливая пляска, как жалкая и жуткая гримаса больного, который улыбкой хочет показать, что он еще не так плох.
   Фокстрот -- уродливая улыбка, защитный цвет смертельно больного человечества.

КОММЕНТАРИИ

  
   Защитный цвет. Впервые: "Последние Новости". -- 1920. -- 23 мая. -- No 23. -- С. 2.
   Танго росло, крепло... -- имеется в виду аргентинское танго -- парный танец, сложившийся в Буэнос-Айресе в конце 1890-х гг. в результате изменения хореографии креольского танго. В 1910 г. аргентинский композитор Э. Саборидо привез его в Париж (где и появилось название "аргентинское танго"), откуда, усовершенствованный парижскими хореографами, танец распространился повсеместно.
   Вильгельм II Гогенцоллерн (1859--1941) -- германский император и прусский король с 1888 г., свергнут во время Ноябрьской революции 1918 г.
   ...вроде пляски царя Давида перед ковчегом (хотя и у Давида, по свидетельству Библии, вышли после этих плясок семейные недоразумения) -- имеется в виду фрагмент из шестой главы Второй Книги Царств: "Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем" (14--16).
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru