Тэффи
Тэффи: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ТЭФФИ (псевдоним, урожденная Лохвицкая, по мужу -- Бучинская), Надежда Александровна [9(21).V.1872, имение в Волынской губ.-- 6.Х.1952, Париж] -- прозаик, поэт, драматург. Родилась в семье с давними культурными традициями. Прадед, Кондратий Лохвицкий, масон эпохи Александра I, автор мистических стихотворений. Отец -- профессор права, старшая сестра -- известная поэтесса Мирра Лохвицкая. В первых же творческих опытах Т. проявились существенные черты ее дарования. Писательница вспоминала, что в них "преобладал элемент наблюдательности над фантазией" и что она "любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения" (Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей.-- М., 1911,-- С. 204). Первая публикация -- стихотворение "Мне снился сон, безумный и прекрасный..." (еженедельник "Север".-- 1902.-- 2 сент.; подпись -- Н. Лохвицкая), написанное "под влиянием Чехова" (Первые литературные шаги.-- С. 204). Впоследствии избрала псевдоним, заимствованный из сказки Р. Киплинга "Как было написано первое письмо".
   В годы революции (1905--1907) активно сотрудничала в радикальных сатирических журналах и газетах ("Сигнал", "Зарницы", "Красный смех", "Вперед" и др.), печатая стихотворения, фельетоны, юмористические рассказы. Входила в число беспартийных сотрудников первой легальной большевистской газеты "Новая жизнь" (1905). Опубликованное на ее страницах стихотворение "Пчелки", по воспоминаниям Т., было отмечено В. И. Лениным (Новое русское слово.-- Париж.-- 1949.-- 9 янв.), а затем неоднократно перепечатывалось в антологиях и сборниках политической сатиры, читалось с эстрады. Однако радикализм Т. не шел дальше общелиберального осуждения уродливых крайностей российской действительности, полицейского режима. Поэтому ее сотрудничество с большевистской прессой оказалось весьма кратковременным.
   В 1908 г. становится постоянным сотрудником вновь организованного журнала "Сатирикон" (вместе с А. Аверченко, С. Черным, О. Дымовым, художниками Ре-Ми, А. Радаковым). Вместе с ростом популярности журнала возрастала и известность Т. у массового читателя. Кроме "Сатирикона", была постоянным сотрудником газет "Биржевые ведомости" и "Русское слово", печаталась в "Руси", "Ниве", "Театре и искусстве", большевистской "Звезде" (1911).
   В 1910 г. вышел первый поэтический сборник Т. "Семь огней" (Спб.). В. Брюсов отозвался о книге резко критически, отметив вторичность тематики и стиля: "Стихи г-жи Тэффи -- ряд общих мест модернизма. Если угодно, в стихах г-жи Тэффи много красивого, красочного, эффектного; но это -- красота дорогих косметик, красочность десятой копии, эффекты ловкого режиссера. У всех поэтов, от Гейне до Блока, от Леконта де Лиля до Бальмонта, позаимствованы г-жой Тэффи образы, эпитеты и приемы и не без искусства слажены в строфы и новые стихотворения" (Брюсов В. Далекие и близкие // Соч.-- М., 1975.-- Т. VI.-- С. 320).
   Иначе были приняты читателями и критикой два тома "Юмористических рассказов" (Кн. 1.-- Спб., 1910; Кн. 2.-- Спб., 1911). Критика отмечала "наблюдательность, веселость и литературный язык" рассказов (Кузмин М. // "Аполлон".-- 1910.-- No 9), "живой и зажигательный юмор" (Кр<анихфельд> В. // Современный мир, 1910.-- No 9). А. А. Измайлов писал о постепенном отходе Т. "от злобы дня и в особенности от политики, которая еще так недавно кормила русских юмористов". По его мнению, в рассказах Т. преобладает "комизм характеров, юмористика подлинных житейских мелочей" (Биржевые ведомости.--1910.-- 12 июля.-- Вечерний выпуск). Первая книга в течение 1910 г. выдержала 3 издания, до 1917 г. обе книги "Юмористических рассказов" были переизданы более 10 раз. Неоднократно переиздавались и последующие сборники юмористических рассказов Т.: "И стало так" (Спб., 1912; 7-е изд.-- Спб., 1916), "Дым без огня" (Спб., 1914; 9-е изд.-- Пг., 1918), "Карусель" (Пб., 1913; 4-е. изд.-- Пг., 1918).
   Пережив в 1905--1907 гг. краткий период увлечения политической сатирой ("Корсиканец", "Новые партии", "Взамен политики"), Т. в дальнейшем сосредоточивается на бытовой юмористике. Высмеивая торжествующую пошлость, Т. во 2-й книге "Юмористических рассказов" создает образ "человекообразного", символизирующий различные воплощения мещанства. В фантастическом рассказе "Когда рак свистнул" "человекообразным" преподносится "рождественский подарок": рак, исполняющий наиболее сильные желания. Побеждают только злые желания -- "люди гибли как мухи", а добрые оказываются "слишком вялыми и холодными". Однако фантастический гротеск встречается в рассказах Т. редко. Главная ее тема -- нелепость повседневности, обычных бытовых ситуаций ("Легенда и жизнь", "Юбилей", "Новогодние поздравления", "Пасхальные советы молодым хозяйкам", "Знакомые", "Дураки"). Заграничная поездка, целиком посвященная поискам оторванной от перчатки пуговицы и закончившаяся потерей самой перчатки ("Пуговица"), посетительница ресторанов, заказывающая неизменную телячью почку ("A la Сарданапал"), мучающие друг друга визитеры ("Визитерка") -- таковы типичные сюжеты юмористических миниатюр Т.
   Лучший дореволюционный сборник рассказов Т.-- "Неживой зверь", написанный в значительной степени под влиянием рассказов Ф. Сологуба,-- знаменует поворот писательницы к психологической прозе. Предупредив читателя в предисловии: "В этой книге много невеселого" ("Неживой зверь".-- Спб., 1916.-- С. 4), Т. выбирает главной темой сборника трагическое одиночество детства и старости.
   После Октября, по воспоминаниям Т., она переехала из Петрограда в Москву, затем отправилась в Киев "на самый короткий срок, чтобы прочесть на вечере свой рассказ <...>. Киев. Петлюра. Обыски. Путь на север отрезан. Катимся ниже, ниже..." (Тэффи Н. А. Тихий спутник // газета "Возрождение".-- Париж.--1927.-- No 859). С 1920 г.-- в эмиграции. Живя в Париже, сотрудничала в газетах "Последние новости", "Возрождение", издала ряд сборников рассказов и стихов ("Passif lora". Берлин, 1923; "Черный ирис". Стокгольм, 1921; "Сокровища земли". Берлин, 1921; "Тихая заводь". Париж, 1921; "Ведьма". Париж, 1935; "Все о любви". Париж, 1946, и др.). В 1920 г. два фельетона Т. под рубрикой "Наши за границей" были перепечатаны в "Правде". Как свидетельствует С. Виноградская, это было сделано по предложению В. И. Ленина (Виноградская С. "Если подойдет..." // Огонек.-- 1962.-- No 18.-- С. 7--8). Особую популярность в Москве 20 гг. приобрел фельетон "Ке-фер", рисующий растерянность в кругах русской эмиграции.
   Т. сохраняла неизменную лояльную позицию по отношению к СССР. Однако вернуться на родину не удалось вследствие тяжелой болезни, приведшей к нужде и одиночеству.
  
   Соч.: Юмористические рассказы: В 2 кн.-- Спб., 1910--1911; 10-е изд.-- Пг., 1916--1917; И стало так.-- Пг., 1912; 7-е изд.-- 1916; Неживой зверь.-- Пг., 1916; Танго смерти.-- М.; Л., 1927; Рассказы.-- М., 1971; Поэты "Сатирикона".-- М.; Л., 1966.
   Лит.: Евстигнеева Л. А. Журнал "Сатирикон" и поэты-сатириконцы.-- М., 1968; Зощенко М. Тэффи / Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома.--1972.-- Л., 1974; Спиридонова Л. А. (Евстигнеева). Русская сатирическая литература начала XX века.-- М., 1977.

Д. М. Магомедова

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru