Михаил Татищев
Послание царю
---------------------------------------------------------------------------
Виршевая поэзия (первая половина XVII века)
М., "Советская Россия", 1989.- (Сокровища древнерусской литературы).
---------------------------------------------------------------------------
Великих превысочайших государей превосходящему
властодержцу,
елико Уропии и Азии многих государств преславных
самодержцу,
любителю и хранителю изрядну заповедей богословных
и доброопасному правителю закон православных.
Которое таковому ныне принесу многое благодарение,
иже древних во благочестии сиятелных царей превосходит
его милосердие,
им же российский скипетр преславно украшается,
государем великим Пограничным выну страшен имянуется,
о нем же велелепная хвала в конца вселенныя истекает,
слава и богомудра и милостива всяка страна того
нарицает,
предивна и храбра и всякими благостынями цветуща,
основание незыблемо в вере Христове попремногу имуща.
Добротою бо целомудрия чистоты выну украшается,
аще и царскою диадимою преславно присно облачается,
Росийскаго царствия народом богоданный пастырь,
благочестия державным целомудрия пластырь,
любовию же к богу всякими добродетелми наипаче
превосходит,
аще и земнаго царствия скипетроправления повсюду
проходит.
Готова себе тем бога в помощех выну обретает,
о нем же везде упование свое со усердием полагает.
Честно убо во звездах на аере пресветлое солнце,
его же ко всем милосердием наполнено сердце.
Светло же и преславно на тверди озарение лунно,
тако же милосердие сияет ко всем нам непременно,
им же власти и саны благородным богатно даруются,
вышней же чести достойнии от него сподобляются,
и иже под властию сущих всякия благости наслаждая.
Царское же свое благосердие в них сим умножая.
Аще и многия ему от врагов приключаютца кручины,
реки проливает молитв к богу от сердечный пучины,
просят царьстей своей державе быти немятежней,
от вражиих прилог сохранитися неврежденней.
Щадит же многия враги своя везде повинны,
аще нецыи являются и смерти достойны,
дарует свою царскую благосердую милость
и свою огненосную уставляет о них ярость {1}.
Хощет бо и враги на любовь мирну обратити,
о ней же и впредь верным в соединении жити,
лесть и лукавство отнюдь в них не именоватись,
общей же всем единой власти царьстей его
повиноватись.
Прошу же и аз твоего царьскаго милосердия прияти,
а свое рабское страдание тебе, государю, явити.
Светлость твоего милосердия выну на мне сияет,
всячески же презелною милостию всегда озаряет.
О всех же на тебя, государя единаго, упование
возлагаю,
еже твое царское древнее обещание к собе поминаю.
Государское царское ваше слово непременно бывает,
о нем же кто на бога надежду свою выну возлагает.
Мне, холопу, и писати к тобе, государю, невместно,
и самому тебе, государю, многая о мне, холопе,
известно.
Хощет ми ся, государь, тебе, государю, пред лицем
твоем послужити,
а твое благонравие и впредь нас утвердится
воспоминати.
Лепо нам работати тебе, государю, аки богу,
коя нам работа всегда приносит радость многу,
аще и главы своя за тобя, государя, всегда полагаем,
твое царское крестное целование сим исполняем.
Аще и вина которого от нас пред тобою, государем,
явится,
твоим же царским праведным судом таковый казнится,
и да не начнут таковии впредь злая паки дерзати,
щедроты твоя царския на гнев подвизати.
Еже неких, слышим, зломудренныя советы ухищряют,
вину законопреступну неповинным налагают,
и многое зло в мире от таковых выну содевается,
в них же правда в слово истинное не обретается.
Еще кто со усердием своим выну на бога уповает,
ложна совета и льстива того бог избавляет.
Истинна же пред лицем лжи не срамится,
глаголати же и действовати своя не стыдится.
О прочих же ныне писати тебе, государю, не имею,
свою же рабскую работу обявити тебе, государю,
не смею.
Прошу, еже на ны суетнаго слуха и льсти не приймати,
о них же царскому ти богомудрому сердцу в печали
не пребывати,
да во всех устнах слава будет непрестанна,
аще твоя царская ушеса к таковым будет неуклонна.
Рука твоя царская тогда паче на враги укрепится,
бывшая злая всяко от всех аще от среды изженутся.
Тебе, государю, истинне и правде подобает внимати
и лжу суемудренных наношений всяко отревати.
Правда правых всегда от смерти избавляет,
разум же истинну хотящих приязнь сподобляет,
им же кто, божественный апостол Павел глаголет,
поработится
сему и рабы ти всяко не усрамится {2}.
Ваше царское, еже в подручных попечение имети,
о всех же всяко подобает доброопасно смотрети;
ими же кто себе прирбретает честныя саны,
хулныя же и тщетный глаголы произносит на ны,
царскому остроумию о сих внимати не подобает.
Аще кто неистинну в царския твои ушеса влагает,
речей хулных кто глаголати на нас когда не срамится,
сей деиствовати многа зла не стыдится,
конечную скорбь содевает радости вашей
и непременное сетование наносит худости нашей.
Христоподобное еже твое царское молю милосердие,
свое рабское от души молебное предлагаю усердие,
величества царския ти светлости видети хочю,
еже и милость твою совершенну на собе сим улучю.
Тогда убо, государь, в нас всяка истинна и лжа явится,
листа же ноги коея предстати тебе, государю, истинне
укрепятся,
хитрости же в нас никоторые никто не обрящет,
о них же кто на ны и многая клевещет.
Что же, государь, имам впредь о сем сотворити,
аще твое благонравие не имат нас возвратити,
хуление же и поношение мя от вас, государей {3}, о все не
удалит.
Комментарии
МИХАИЛ ТАТИЩЕВ
Михаил Юрьевич Татищев родился в 1620 году в семье думного дворянина
(Татищевы, как Шаховские и Шелешпанские, принадлежали к самой родовитой
династии - Рюриковичей, но в отличие от последних утратили княжеское
достоинство). В 1639 г. Татищев был пожалован в стольники. В течение 1640-х
годов он служил в Туле, Мценске и в Ливнах. Все это время и в последующие
годы он занимал весьма престижные должности, однако думных чинов достиг
только к старости. Чин думного дворянина Татищев получил в 1684 г., потом
стал окольничим и с 1691 г.- боярином. Постоянная близость к государеву
двору ставит Татищева в первые ряды русской аристократии XVII столетия.
Образованный, умный, умеющий постоять за свою честь, он с успехом строил
свою карьеру царедворца. Ее подъему особо способствовало устройство женитьбы
царя Иоанна Алексеевича па внучке Татищева Прасковье Федоровне Салтыковой в
феврале 1684 г. Прадед будущей императрицы Анны Иоанновны - Татищев умер в
1701 г.
Послание царю
Послание, по-видимому, написано в середипе 40-х гг. XVII в., так как в
именованиях царя ("благочестивый", "славный", "богомудрый", "милостивый" и
др.) здесь нет определения "тишайший"; вошедшего в титулатуру Алексея
Михайловича (1645-1676). Зато адресат послания называется "любителем и
хранителем изрядным заповедей богословных", "Европы и Азии многих
государств... самодержцем". Именно так обычно именовался отец Алексея, царь
Михаил Федорович (1613-1645).
В послании прочитывается акростих: ВЕЛИКИЙ ГОСПОДАР БЛАГОЧЕСТИВИИ ЦАР
ПОЩАДИ ХОЛОПА СВОЕГО МИХАЛКА ТАТИЩЕВА ВЕЛИ ГОСПОДАР БыТИ ПРИ СВОИХ ЦАРСКИХ
СВЕТЛЫХ ОЧАХ.
Послание печатается по изд.: Панченко,- С. 246-247 (по рукописи конца
XVII в. ГИМ, собр. Е. Барсова, No 470, л. 23-26).
1 ...огненосную уставляет о них ярость.- Очевидно, скрытое уподобление
царя Михаила его св. патрону "огненосному" "архистратигу небесного
воинства", архангелу Михаилу.
2 ...им же кто... у срамится.- Цитируется Послание апостола Павла к
Римлянам (VI, 16).
3 ...от вас, государей...- Такое обращение к царю Михаилу было
принято при жизни его отца Филарета Никитича (ум. в 1633). Возможно, автор
имеет в виду царя и его ближайших родственников по мужской линии.
Панченко - Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII века.-
Л., 1973