Тарле Евгений Викторович
Ватиканская индульгенция империалистическим грешникам

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Академик Евгений Викторович Тарле
   Сочинения в двенадцати томах
   М., Издательство Академии Наук СССР, 1962
   Том XII.
   

ВАТИКАНСКАЯ ИНДУЛЬГЕНЦИЯ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИМ ГРЕШНИКАМ

   В последние годы в некоторых американских изданиях стали появляться статьи на "интересную" тему: в каких случаях христианская мораль воспрещает сбрасывать бомбы на гражданское население, а в каких, напротив, поощряет подобные действия. Одновременно возник вопрос о необходимости пересмотра и переиздания католического "Кодекса международной морали".
   Глубоко поучительна судьба этого "Кодекса". Большая группа католических теологов, философов и юристов, как рясофорных, так и к штатском одеянии, по инициативе любимца паны Пия XII примаса Бельгии кардинала ван Руй, коллективными усилиями создала в 1937 г. "Кодекс международной морали". Это издание пользовалось среди католических "князей церкви" признанием до конца второй мировой войны. В последующий же период "Кодекс" был признан устаревшим. В сентябре 1948 г. "Кодекс" был заново обработан, издан с новейшими комментариями и не раз переиздавался, все более и более "морально" совершенствуясь в целях наилучшего приспособления к нуждам, желаниям и потребностям современных апостолов империализма. Назначение "Кодекса" -- снабдить идеологическим оружием наиболее реакционную часть католического духовенства, ибо миллионы верующих-католиков все активнее выступают против империалистической политики подготовки новой мировой войны и угнетения народов.
   Нынешний, усовершенствованный "Кодекс международной морали" чрезвычайно наглядно и откровенно раскрывает активную роль католицизма в проведении политики империалистов. "Кодекс" направлен на окончательную ликвидацию тех пережитков этики, которые стесняют официальную военную пропаганду, лозунги которой звучат ныне на страницах американской печати с глубоко прямолинейной откровенностью: "Американская молодежь должна стать беспощадными и умелыми убийцами!" Или: "Государство израсходовало на тебя 30 тысяч долларов. Ты должен возместить этот расход, а возместить его можно убийством тех, на кого тебя направят!"
   Против "предрассудков", мешающих неукоснительному выполнению этих благих советов, борется в Соединенных Штатах немало органов печати. Ежедневно и неустанно они твердят, что истребление гражданского населения атомными бомбами всегда окажется делом вполне богоугодным, если речь идет о бомбардировке стран "неамериканского и нехристианского образа жизни".
   Подновленный "Кодекс международной морали" дает этой пропаганде атомной и, как увидим, бактериологической войны санкцию и благословение. "Кодекс" стремится облегчить совесть верующих, которые нередко проявляют досадную нерешительность и колебания при выполнении кое-каких заданий, диктуемых политикой биржевиков Уолл-стрита, дипломатов государственного департамента, генералов Пентагона и руководящих мужей Белого дома.
   Как, например, быть с 20-летним юношей, которому надо внушить необходимость и целесообразность истребления бомбами женщин и детей, т. е. существ безоружных и не воюющих? Тут-то и приходит на помощь "Кодекс", доказывающий, что Ватикан отменяет старую христианскую мораль и вносит в нее современную поправку.
   "Кодекс международной морали" отбрасывает как ненужный и даже вредный хлам не только то, что преподавалось в школе, но и то, что считалось аксиомами государственного и международного права и не подлежащей оспариванию истиной.
   В этой связи немало было возни и затруднений у клерикально-империалистических "просветителей" с идеей национального суверенитета. Ведь все, кто сколько-нибудь вкусил от древа познания истории, прекрасно осведомлены, что признание права народа распоряжаться своими судьбами является обязательным атрибутом государственного права всякой нации, претендующей на политическую самостоятельность. Сколько крови было пролито в Европе, Америке и во всем мире во имя независимости слабых народов, на которых сильно налагали или пытались наложить свое иго!
   Отказаться от своей национальной чести и от своей истории, растоптать ногами свой суверенитет во имя будущего мирового побоища, затеваемого для пополнения карманов биржевиков и банковских воротил, европейские народы не хотят. За это их горько укоряют святые отцы, составившие новое издание "Кодекса международной морали". Оказывается, национальный суверенитет ужо отжил свой век, а выросло теперь "наднациональное право", состоящее в том, что народы Европы "истинно христианской совестью" обязаны покорно и без лишних рассуждений подчиниться государственному департаменту.
   Вот невероятные строки "Кодекса", которые должно привести в точности, потому что всякое изложение покажется грубой пародией: "Исходя из ложной концепции суверенитета государства, многие не признают иного ограничения автономии государства, кроме того, которое это государство соглашается наложить само на себя. Государство будто бы само, исходя из своих интересов, создает для себя свою норму справедливости и честности.
   Христианская совесть всегда отвергает такую дерзкую претензию, которая заменяет право произволом и открывает дверь всякой тирании".
   Христианская совесть, по мнению авторов "Кодекса", никак не может примириться с нынешней "дерзкой претензией" народов на сохранение суверенитета своих государств! Нет! Только отказ от национального суверенитета в пользу "наднациональной власти" может содействовать, как утверждает "Кодекс", "очень разумному и справедливому порядку, установленному самим богом для процветания народов и для счастья человечества".
   Таким образом, "Кодекс международной морали" устанавливает, что отказ от национального суверенитета является велением божьим для людей с "христианской совестью" и не может подлежать никакой дискуссии.
   Ссылка на личное участие господа бога в создании "наднациональной власти", осуществляемой правительством Соединенных Штатов, понадобилась авторам "Кодекса" ввиду необходимости опереться на совсем уже непререкаемый (и даже сверхъестественный) авторитет, чтобы выйти из несколько затруднительного противоречия, в которое они попали. С одной стороны, им важно представить сооружаемую государственным департаментом "наднациональную власть" в качестве носительницы высшей моральной силы на земле и дать ей первенство перед Организацией Объединенных Наций. Но, с другой стороны, сделать это нужно поосторожней, потому что ведь и Организация Объединенных Наций используется и может дальше пригодиться, и блок определенных стран в ООН служит Уолл-стриту верой и правдой. Ясно, что только веление "свыше" может тут все "утрясти", уладить и дать американской "наднациональной власти" предпочтение перед Организацией Объединенных Наций.
   Почему же вообще ООН оказалась недостаточным для американских целей орудием? Да потому, что принцип единогласия великих держав, несмотря на все усилия Соединенных Штатов и их сателлитов, продолжает существовать в Уставе ООН и является досаднейшей для них помехой. К тому же в ООН громко раздается голос Советского Союза и некоторых демократических стран, что тоже является камнем преткновения для государственного департамента.
   В этой связи характерна и та критика, которой святые отцы подвергают Организацию Объединенных Наций.
   "Абсолютно несовместимо с идеальной концепцией международной власти,-- пишут они,-- чтобы каждая из великих держав имела право противопоставлять свое вето всем решениям Совета относительно того, что касается сохранения мира, приема членов..."
   В свое время наш министр иностранных дел вскрыл мотивы, которыми руководствуются противники принципа вето.
   "Принцип вето,-- говорил он,-- требует от всех великих держав внимания к их общим интересам и к интересам всеобщего мира, затрудняя создание узких блоков и группировок одних держав против других держав и тем более затрудняя возможность чьих-либо сделок с агрессором за спиной и против интересов миролюбивых стран".
   Это как раз и не устраивает американских империалистов и их приспешников. Ничтоже сумняшеся, американо-английский блок объявил агрессорами корейский и китайский народы, отстаивающие свою независимость от покушений империалистов, а жестокую, кровавую войну против Кореи прикрыл флагом ООН. Конечно, князья католической церкви против того, чтобы Советский Союз разоблачал лицемерие и коварство агрессоров, чтобы он использовал право вето для действительной борьбы за мир, чтобы он не допускал сделок агрессивных сил за спиной свободолюбивых народов.
   Известно также, что англо-американское большинство в Совете Безопасности все время пытается проводить одностороннюю линию в вопросах приема новых членов в ООН: империалисты согласны принять в число Объединенных Наций государства, слепо подчиняющиеся американскому диктату; они упорно сопротивляются приему в ООН демократических стран, но желающих жить по американской указке. Право вето не допускает такой односторонности и дискриминации в вопросе о приеме новых членов в ООН. Поэтому авторы "Кодекса", стремясь поддержать своих американских покровителей, выступают против принципа единогласия великих держав.

-----

   Служить сильным и способствовать поддержанию их власти над слабыми -- всегда было важнейшим призванием Ватикана. Авторы "Кодекса" считали своей первоочередной задачей полнейшую поддержку американской политики ликвидации национального суверенитета. Если решено было внести "маленькую" редакционную поправку в шестую заповедь и вместо "не убий" поставить "убий"; если пришлось от имени создателя торжественно поведать всем верующим, что "христианская совесть" повелевает отказываться от защиты независимости своего народа, то в данном случае Ватикан лишь следовал своей если не вполне почтенной, то во всяком случае давней традиции. Заповеди тоже нуждаются в разъяснениях и ограничениях! Вообще убивать нельзя... Но тому, кто убил, например, протестанта Вильгельма Оранского, т. о. Бальтазару Жерару, были даны полное отпущение грехов и солидная сумма из папского казначейства. Вильгельм Оранский боролся за национальный суверенитет Нидерландов и против тогдашней "наднациональной власти" испанского короля-тирана Филиппа II, успешно сжигавшего на кострах еретиков во всех своих владениях и пользовавшегося полной поддержкой Ватикана. Прошли века, но стратегия и даже тактика папской курии остаются все теми же.
   "Кодекс международной морали", созданный на потребу нынешних претендентов на мировое господство, не мог обойтись без высокого морального оправдания и обоснования колониальных грабежей. Здесь мы вступаем в область такой ничем не прикрытой, истинно каннибальской "философии", такого наглого издевательства над всеми верованиями и чувствами, способными сколько-нибудь сдержать наиболее низменные инстинкты людей, до каких не доходили самые яростные, самые неистовые "богоборцы". Ныне Ватикан пытается доказать, что американские и иные монополии уполномочены самим небом отнимать у любого народа его национальное достояние, если оно может пригодиться "другим, имеющим в этом настоятельную потребность". Впрочем, вот подлинные слова "Кодекса": "Творец, различно распределяя блага этого мира, все же поставил их на службу всем людям. План провидения должен быть почитаем, и различные человеческие группы не имеют права считать себя исключительными обладателями выгод и богатств, находящихся на их территории... Государство нарушило бы божественный порядок, если бы оно претендовало управлять своим национальным достоянием, руководствуясь собственными мотивами.., оставляя свои естественные ресурсы неиспользованными или же отказываясь предоставить их в распоряжение других народов, которые имеют в них настоятельную потребность".
   Таким образом, согласно "Кодексу", сам творец раз и навсегда воспрещает мешать империалистическим искателям чужого добра, если только они докажут, что имеют "настоятельную потребность" в совершении хищения. Если, например, американские монополии могут доказать, что они имеют потребность в чужом уране, вольфраме, нефти, руде, каучуке и других ценных видах сырья, то они имеют полное право, сославшись на веление творца, отнять у слабых народов всю территорию, производящую эти полезные ценности.
   Вообще, заявляет "Кодекс", пора понять, что необходимо поспешить с организацией такой власти, которая способна покончить с "отсталым" земным шаром, потому что пока вселенная не попадет в лапы американских империалистов, до той поры истинному порядку на ней не бывать:
   "Божественный план извращается, человечество теряет то, что ему принадлежит, когда вследствие неспособности, беспечности и лени отсталые народы воздерживаются от эксплуатации ресурсов, которые содержит их территория. До тех пор, пока не будет организована власть, на которую падет задача исправить этот беспорядок, любому государству, если только оно имеет волю и средства, дозволено взять на себя эту миссию и отнять, если в этом есть необходимость, у туземного суверенитета право, которое он оказывается неспособным осуществить в общих интересах всех наций".
   Ничего более нахального в смысле вызова грабителя тем, кого он собирается ограбить, наемное перо империалистического пропагандиста не писало. Надо всеми, у кого пет возможности оказать вооруженный отпор заатлантическим гангстерам, висит угроза, что у них отнимут силой их добро, и католическая иерархия благословляет подобный разбой! На примере Кореи все мыслящее человечество видит, что эти, сдобренные розовым маслицем и спрыснутые святой водицей, проповеди открытого насилия и грабежа не остаются на бумаге...
   Ватиканским моралистам нельзя отказать, однако, в последовательности. Начав с похода на национальный суверенитет в области права, морали и политической власти, они логически приходят к тому, чтобы отнять у слаборазвитых стран суверенитет в области использования экономических ресурсов и естественных богатств. При этом мошеннически делается ссылка на "неспособность, беспечность и лень" отсталых народов. Авторы "Кодекса" обходят тот общеизвестный факт, что империализм всеми силами препятствует индустриализации колоний, ибо это привело бы к их освобождению и ликвидировало бы их зависимость от метрополий. Именно господство империалистов поддерживает нищету и отсталость колониальных народов и мешает им развивать свою экономику. Мастера иезуитской казуистики следствие господства империалистов выдают за причину, которая якобы дает сильным "моральное право" отнимать у слабых их природные богатства, обрекая население колоний на голод и вымирание.
   Авторы "Кодекса" сознательно закрывают глаза на те факты, которые свидетельствуют, что народы, сбросившие с себя ярмо империализма, быстро двигают вперед свою экономику и культуру, добиваются выдающихся успехов. Достаточно сослаться на Китай, освобожденный народ которого в течение трех с половиной лет добился замечательных результатов. И это после многих десятилетий застоя в условиях колониального режима, установленного англо-американскими любителями чужого добра.
   Но иезуиты римской курии изменили бы своей природе и своей традиции, если бы не попытались представить дело как уже происходящего, так и грядущего колониального грабежа в виде гуманной, цивилизаторской миссии: "Дикие и отсталые народы, жертвы порока, невежества и суеверия, для того чтобы переродиться, почти всегда имеют надобность в получении извне, т. е. от более цивилизованной нации, первого стимула, помощи, направления. И здесь -- при отсутствии международной власти, должным образом организованной (т. е. той же "наднациональной" диктатуры государственного департамента -- Е. Т.), на которой нормально (!) будет лежать эта цивилизаторская функция, всякая нация, которая этого хочет и может, имеет право, а иногда даже и обязанность, в меру своих сил взять под свою опеку некультурную народность, чтобы повести ее по пути прогресса и цивилизации".
   Между тем неопровержимые факты свидетельствуют об обратном -- о том, что колонизаторы делали и делают все от них зависящее, чтобы держать покоренные ими народы в нищете, голоде, темноте и невежестве. Плачевные для колониальных народов результаты такой "цивилизаторской деятельности" вынужден был признать и секретариат Организации Обтюдиионных Наций в предварительном докладе "О мировом социальном положении", где отмечается, что в целом ряде колоний и бывших колоний население почти поголовно неграмотно. Так, например, в Британском Сомали неграмотно 99% населения, в Камеруне -- 95%, на острове Мадагаскар -- 90%, в Малайе -- 62%, в Индии -- 80% и т. д. Менее 10% детей коренного населения Марокко, Кении, Туниса и других африканских колоний имеет возможность посещать школу.
   А ведь в этих странах "цивилизаторская функция" осуществляется колониальными державами десятки, а иногда и сотни лет!
   И все же, как мы видим, "отсталые народы" отнюдь не идут "по пути прогресса и цивилизации". Наоборот! "Опека" цивилизованных хищников приводит некоторые из этих народов на грань полного вымирания.
   Ну, а если "отсталые" народы как в самой Европе, так и в колониях окажутся до такой уж степени отсталыми и неблагодарными, что прогонят прочь наднациональных "цивилизаторов", что тогда? На этот случай предусмотрительное провидение из "Кодекса международной морали" предопределяет "право и возможность" принять особые меры: "Успехи науки и техники непрестанно предлагают воюющим все более мощные орудия смерти и разрушения: война в воздухе, подводная война, химическая война, война бактериологическая. Было бы напрасно оспаривать право государства в известной степени применять свое вооружение и методы войны к этим новым возможностям".
   Ватиканские вероучители почувствовали все же, что тут они явно хватили через край. Проповедуя от лица "христианской совести" распространение сыпного тифа, холеры, чумы, они решили обстоятельнее обосновать свои благие советы: "Война стала национальной, тотальной, и почти все граждане по разным основаниям принимают в ней активное участие. Различие между сражающимися и несражающимися все более затушевывается, и гражданское население перестало быть "невинным" (кавычки в тексте -- Е. Т.) в том смысле, как это понимали старые моралисты. Воюющие стороны, конечно, имеют право учесть эту эволюцию".
   Нет сомнения, что широкие массы верующих-католиков и все, что есть честного в католическом духовенстве, отвергнут содержащуюся в "Кодексе" проповедь войны, массовых убийств, грабежа народов и лишения слаборазвитых стран их суверенитета и национального достояния, проповедь атомной и бактериологической войны. Эта разбойничья проповедь не может не вызвать чувства гневного протеста у каждого честного человека -- без различия национальности, профессии, политических и религиозных убеждений.
   До такого морального растления, до такого мерзостного издевательства над честью, совестью и справедливостью, до какого дошли отцы католической церкви, писавшие, редактировавшие и благословившие "Кодекс международной морали", еще не доходил, насколько помнится, никто даже из обширной клики, непосредственно обслуживающей поджигателей войны. Дойти до таких пределов позора и бесстыдства никогда до сей поры не удавалось даже и Ватикану. А уж он ли не видал виды!

Новое время, 1953, No 14, стр. 10--14.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru