Тарле Евгений Викторович
"Кутузов"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   
   Академик Евгений Викторович Тарле
   Сочинения в двенадцати томах
   М., Издательство Академии Наук СССР, 1962
   Том XII.
   

"КУТУЗОВ"

   Новый фильм о Кутузове {Новый художественный фильм из героической истории русского народа. Сценарий В. Соловьева. Постановка Вл. Петрова. Режиссер М. Егоров. Оператор М. Гиндин. Художник В. Егоров. Композитор Ю. Шапорин. Производство московской киностудии "Мосфильм", 1943 г.} производит сильное, волнующее впечатление. Основное его достоинство -- исторически верное и художественно правдивое решение образа фельдмаршала Кутузова.
   Кутузов был удивительной индивидуальностью. Начать с его изумительной одаренности. Он был первоклассным полководцем, и у него были наряду с полководческими дарованиями еще и такие таланты дипломата, которые и у Наполеона проявлялись в таком блеске только в самые удачные минуты императорской карьеры. А сколько в этой императорской карьере было зато и дипломатических ошибок -- грубых, роковых, непоправимых!
   Кутузов знал людей, понимал человека с трех слов и сразу же ставил его на должную полочку. Знаменитый отзыв Суворова о Кутузове: "Хитер, хитер! Умен, умен! Его никто не обманет!" -- с поразительной проницательностью определяет основное свойство кутузовского интеллекта.
   Кутузов обладал огромным светлым умом государственного человека, его умственный кругозор охватывал Россию, Европу, борьбу на суше, борьбу на море, он видел далеко и умел ставить себе строго конкретные и исполнимые цели, и вместе с тем он обладал превосходным знанием страстей, личных устремлений и настроений тех людей, с которыми ему приходилось встречаться или бороться.
   Когда весной 1812 г. необходимо было прикончить, по возможности с малыми жертвами, войну с Турцией и освободить армию ввиду грозящего нашествия Наполеона,-- в Бухарест посылают Кутузова, и дело не только обходится без жертв со стороны России, но и совсем для всей Европы неожиданно Кутузов достигает блистательных результатов -- Бессарабия осталась за Россией, в этом -- одна из бессмертных заслуг Кутузова перед русским народом. Нужен человек, которому в страшные времена грозного нашествия мирового завоевателя верил бы весь русский народ, верила бы вся армия,-- снова зовут Кутузова, ненавистного двору, но любимого Россией...
   Автор сценария и постановщик фильма трактуют Кутузова, этого достойного ученика Суворова, прежде всего как мудрого и талантливою стратега.
   Эпизод за эпизодом, фильм убедительно раскрывает черты военного гения. Правдиво показан Кутузов -- истинный, властный военачальник. Он руководит из своей ставки Бородинским боем. В самый грозный миг этого дня, т. е. в тот момент, когда Наполеон уже почти готов уступить мольбам маршалов и обрушить на непоколебимо стоящих русских свою гвардию, Кутузов с величайшим хладнокровием, с блестяще удавшимся расчетом определяет время, когда пустить в бой свои резервы. Он спасает русскую армию от грозной опасности, внезапно для врага посылая Уварова и Платова в тылы Наполеона. Император смущен. Уваров и Платов отброшены, но они сделали свое дело: Наполеон не решился двинуть свой последний резерв, свою гвардию.
   Фильм хорошо передает эту критическую минуту.
   Перед зрителем -- тот Кутузов, который первый оценил Бородино как великую моральную победу России над вторгшимся агрессором. Кутузовская чуткость и прозорливость, его умение далеко глядеть вперед сказались с необычайной яркостью в этой немедленной, гордой и верной оценке военных и политических результатов великого боя. Видит зритель русского полководца и в другой момент его стратегического творчества, в начальный момент гениального марша к Тарутину с предварительным блистательно задуманным и проведенным дезориентированием французов, которых Кутузов так искусно направил на Рязанскую дорогу, куда он и не думал идти. Во весь свой рост выступает замечательным полководец и в ту минуту, когда он приказывает умереть, но не пустить Наполеона от Малоярославца к Калуге. Он знал, что это направит наполеоновскую армию на разоренную Смоленскую дорогу, где ждет ее гибель. Как в критический момент битвы на Бородинском поле, так и особенно своим фланговым марш-маневром на Тарутино и битвой за Малоярославец Кутузов сорвал наполеоновские замыслы, навязал свою волю Наполеону.
   В роли Кутузова снимался заслуженный артист РСФСР А. Дикий. Артист талантливо справился с труднейшей задачей. Могучее, волевое напряжение при внешней сдержанности полководца передано артистом А. Диким весьма убедительно. Зритель все время ощущает сквозь это хладнокровие и спокойствие Кутузова, чего они стоили старику! В сцене военного совета в Филях он произносит исторические слова: "Приказываю отступление!" И в его интонациях явственно чувствуется, что для него Москва -- это Москва, а не "только позиция", как для Барклая.
   В своем исполнении А. Дикий тонко и в то же время выразительно подчеркивает волевое начало в Кутузове, как в истинном полководце, который в минуты тягчайших испытаний для армии, для родины не боялся брать на себя всю полноту ответственности за решение военных вопросов величайшей важности.
   Любовь к России, боль за Россию, гордость Россией -- вот что было, может быть, единственной настоящей страстью этого, казалось бы, такого всегда бесстрастного человека.
   Кутузов непоколебимо шел своим путем и пришел к победе потому, что весь народ, вся армия были с ним.
   В фильме мы видим горячую любовь армии к своему фельдмаршалу, видим его человеческое отношение к солдату, душу которого Кутузов превосходно знал и понимал. Вместе с тем Кутузов показан как требовательный военачальник, любящий порядок и дисциплину.
   Авторы фильма хорошо оттенили благородную черту кутузовского характера: его презрение ко всякого рода интригам, к карьеристам и интриганам, вроде Беннигсена.
   Запоминающийся образ генерала Барклая де Толли создал народный артист РСФСР Н. Охлопков. Сухая фигура этого шотландца, его отчеканенная речь с иностранным акцентом соответствуют сухой и рассудочной натуре. Он по учитывает одного из решающих условий победы -- духа армии, что так глубоко и чутко ощущал Кутузов.
   В последнем разговоре с Барклаем еще раз показано все величие и мудрость Кутузова как полководца и политика, правильно оценившего, в отличие от честного, но ограниченного Барклая, историческое значение Бородинской битвы для всего дальнейшего хода войны.
   "А ведь сражение-то не было проиграно,-- говорит фельдмаршал Барклаю,-- ибо не был сломлен дух армии! И отступили мы не по воле Наполеона, а по своей! И победили не они, а мы -- сим ire сломленным духом войска российского... А ты, прости меня старика, сего не постиг".
   Темпераментно играет пламенного сына Грузии -- могучего русского патриота и искусного полководца генерала Багратиона -- заслуженный артист Грузинской ССР С. Закариадзе.
   Убедительно передал трагедию Наполеона исполнитель этой роли заслуженный артист РСФСР С. Межинский. Удачен его грим, дающий портретное сходство с Наполеоном. Одной только мимикой, почти без диалога, С. Межинский создает ощущение обреченности Наполеона в России.
   Из других персонажей хороши старый солдат Жестянников в исполнении заслуженного артиста РСФСР И. Скуратова, молодой солдат Федя -- артист М. Пуговкин, наполеоновский маршал Бертьо -- артист Е. Калужский, Лористан -- заслуженный артист РСФСР Г. Терехов.
   Похвалы заслуживает мастерство постановщика В. Петрова. Особенно хорошо поставлены им такие сцены, как Бородинский бой, лихая атака казаков Платова, пожар Москвы, отступление и бегство французской армии из России (разграбление отступающими французами Смоленских складов, Березина).
   Во многом помогли постановщику в осуществлении его творческого замысла все участники коллектива. Особо надо выделить высокую по качеству работу оператора М. Гиндина. С большим знанием эпохи и тонким вкусом воспроизвел в своих декорациях художник В. Егоров картины старой Москвы, кремлевские палаты и т. д. Музыка лауреата Государственной премии композитора 10. Шапорина усиливает эмоциональное воздействие фильма.
   Фильм "Кутузов" -- крупное достижение советской кинематографии за время Великой Отечественной войны.
   Перед зрителем большое, насыщенное эмоцией художественное произведение киноискусства: оно созвучно многим нашим нынешним душевным переживаниям. Перед нами в ярких моментах и образах проходит эпопея Отечественной войны 1812 года, когда Россия нашла в себе силы выстоять первую половину войны и победить могучего завоевателя во вторую половину войны.
   Могучая волна всенародного подъема смела с лица земли армии Наполеона. Так и в наши дни весь народ, поднявшийся на защиту своей советской Отчизны, выстоял в тяжелой борьбе с гитлеровскими полчищами и добился решающего перелома в ходе бес примерной в истории войны.
   Красная Армия сметет с лица земли подлых захватчиков и свершит грозный акт исторического правосудия.

Правда, 1944, 15 марта, No 64.

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru