Флагелланты или бичующиеся -- представители движения, довольно распространенного в Западной Европе в XIII, XIV и отчасти XV вв. В отличие от "пенитентов" Ф. бичевали себя преимущественно сами, но так как идея искупления грехов посредством бичевания лежала в основе духовной жизни тех и других, то провести ясную демаркационную линию между ними невозможно. Эта идея жила в западной церкви с первых же веков христианства. Первым Ф., которого знает церковная история, был св. Парадульф, живший во франкском королевстве около 737 г.: он, по сказаниям, проводил целые дни в том, что его бичевали и он сам себя бичевал. Были Ф. и во времена Карла Великого (напр. св. Вильгельм, герцог Аквитанский), и в ї в. (св. Ромуальд, жестоко истязавший себя и своих монахов), и позднее, но все это были единичные случаи, ничем не выдававшиеся из ряда других религиозных истязаний. Первым теоретиком флагеллантизма можно считать современника Григория VII, Петра Дамиани (1006--1072). Он считал бичевание и самобичевание богоугодным делом по четырем причинам: 1) таким способом человек подражает Христу; 2) работает для мученического венца; 3) умерщвляет и наказует свою плоть; 4) искупает свои прегрешения. В пример ревностного Ф. Петр Дамиани выставляет св. Доминика, биографию которого он написал. Учение Дамиани встретило среди церковных деятелей некоторую оппозицию, впрочем, больше по чисто внешним и непринципиальным пунктам, и в конце концов Дамиани восторжествовал вполне. В монастырях бичевание распространилось необыкновенно широко; точно так же оно сделалось наиболее употребительным наказанием прихожан перед отпущением им грехов. Только с первых десятилетий XIII в. появляются, однако, достоверные известия о развитии флагеллантизма до размеров мании. Вот как характеризует это явление св. Иустиний: "Когда Италия была осквернена всевозможными преступлениями, неведомый дотоле суеверный страх охватил жителей сначала Перуджии, потом Рима и постепенно всех жителей Италии. Они были так полны ужаса и боязни пред Господом, что все, старые и молодые, знатные и простые, совершенно обнаженные, попарно, как бы процессией, открыто двигались по улицам". Каждый из них больно бичевал себя ремнем, хлыстом, розгами и т. д.; со стенанием и плачем они просили у Бога и Девы Марии отпущения грехов. Особенно поражало современников в этих процессиях то обстоятельство, что даже в зимнюю стужу Ф. ходили по улицам голыми и предавались мучительным самоистязаниям. Это была одна из тех средневековых умственных эпидемий, которые внезапно охватывали целые общества и распространялись на огромные пространства. Процессии бичующихся вскоре сделались обычным явлением не только в Италии, но и во Франции, в Германии, во Фландрии и в др. местах (в Англии их не было). В 1260 и 1261 гг. произошли в Италии первые грандиозные и повсеместные процессии Ф.; тогда же впервые в заальпийских странах движение приняло серьезные размеры. Есть известия о появлении итальянских Ф. в Страсбурге, в Каринтии, Крайне, Штирии, Баварии, Австрии, Моравии, Венгрии и Польше; в других местах, по-видимому, вспыхивали туземные движения без прямого участия итальянского элемента. Вдохновителями Ф. в эти годы были, между прочими, Райнер Перуджийский и Иоанн из Виченцы. Когда они сошли со сцены, поступки Ф. многим стали казаться рискованными и полными соблазна и движение начало как будто утихать. Церковь, впрочем, смотрела в XIII ст. на процессии Ф. вполне благосклонно. Некоторые исследователи думают даже, что все движение (по крайней мере, в Италии и Южной Германии) носило явно гвельфский, антиимператорский характер; но эксцентрический характер движения и его формы не позволяют думать о какой бы то ни было политической его роли. В XIV в. флагеллантское движение вспыхнуло с новой силой. Доминиканский монах Вентурин в 1333--34 гг. возбудил своими проповедями массы народа в Ломбардии, Тоскане и Церковной Области и устроил ряд бичующихся паломничеств в Рим. На этот раз церковь отнеслась к явлению довольно недоброжелательно; Вентурину запрещено было проповедовать. В 1349 г., в разгар опустошавшей Европу эпидемии "Черной смерти", искупительные флагеллантские процессии захватили (особенно в Германии, Франции и Фландрии) огромнейшие массы народа. Начались (первая -- в Страсбурге) крестоносные флагеллантские процессии: впереди шел человек с распятием в руках, за ним участники процессии с хоругвями и красными крестами на одежде и шляпах. Эти процессии переходили с пением и плачем из города в город, заходя во все церкви и монастыри. Дважды в сутки процессии останавливались (обыкновенно за городом, в открытом поле) и либо совсем раздевались, либо обнажали верхнюю часть тела и бичевали себя, а иногда ложились на землю и только некоторые ходили по рядам и наносили направо и налево удары кнутом или хлыстом; получившие удар тотчас вставали. Когда все были на ногах, Ф. становились в круг, хором запевали религиозный гимн и с пением и стонами попарно двигались по кругу, бичуя себя ремнями, узловатыми плетками с металлическими наконечниками и т. д. После нескольких таких туров они все разом падали на колени и молились об отпущении грехов, а затем снова начиналось круговое хождение. Текст флагеллантских гимнов довольно однообразен и по большей части представляет пересказ популярного в средние века мотива о гневе Христа на людей, о просьбах Богородицы за человечество, о намерении Христа уничтожить весь мир за грехи, наконец, о согласии его отложить эту всеобщую казнь, чтобы дать людям покаяться и искупить свои прегрешения. Эти молитвословия, сопровождаемые бичеваниями, производили очень сильное впечатление на зрителей: тут же собиралась милостыня в пользу Ф. и присоединялись к ним новые участники. После окончания бичеваний один из Ф. читал вслух письмо ко всем людям, якобы положенное ангелом на алтарь иерусалимского храма. В письме снова, с небольшими вариациями (кроме Богородицы, выступали еще херувимы и серафимы), рассказывалось о том же гневе Христа и т. д. Прибавлялось, что Бог с тем условием помиловал землю, чтобы каждый грешник на тридцать четыре дня удалился из своего родного города и бичевал себя. После чтения этого письма следовал ряд проповедей к окружающей публике; Ф. увещевали всех грешников следовать их примеру, пока не поздно. Страдания Христа и первых христианских мучеников были постоянным образцом, выставлявшимся Ф. в их проповедях и песнях. В Страсбурге, Мюльгейме, и других местах, заводились целые общества Ф., с очень несложным уставом: маленький взнос да желание принимать участие в бичеваниях -- вот главное, что требовалось от прозелита. Большей частью ни обществ, ни организации флагеллантское движение не знало; в процессиях принимал участие всякий желавший. Когда ужасы чумы прекратились, популярность Ф. стала падать еще быстрее, нежели в предшествующем столетии после 1260--61 гг. Между Ф. оказалось множество лиц самого предосудительного поведения, пользовавшихся движением для своекорыстных или развратных целей. Тогда же началось систематическое их преследование римской церковью. Проповедь светских лиц, публичные покаяния, возбуждаемое Ф. брожение народной религиозной мысли -- все это в конце концов не могло не поссорить эксцентрическую секту с церковью. К тому же сами Ф. враждебно отзывались о монахах и священниках и многому давали хотя тоже мистическое, но не признанное церковью толкование. Сначала борьба велась с высоты церковных кафедр; потом епископы стали запрещать публичные бичевания. В конце 1349 г. появилась булла Климента VI, объявляющая флагеллантские учения еретическими. Один из главных духовных авторитетов тех времен, Парижский университет, также разгромил учения Ф. в специально против них изданном постановлении. Светские власти, опираясь на отношение к Ф. духовенства и на общее падение их популярности, стали с своей стороны преследовать это беспокойное движение, казавшееся им опасным вследствие слишком большого возбуждения народных масс. Флагеллантское движение во второй половине XIV в. совсем было стихло, но в 1399 г. можно констатировать местное возрождение его: это были так называемые "белые" (biancchi), которые под влиянием слуха о чудесном появлении в Италии Христа процессиями в белых платьях бродили по некоторым местам Средней и Верхней Италии и предавались бичеваниям. В начале XV стол. Ф. еще существовали, но популярностью не пользовались. Доминиканец Викентий Валенсийский в это время примкнул к Ф. и на некоторое время усилил их упавший моральный кредит. Когда он умер (в 1417 г.), Герсону, противнику движения, удалось добиться от Констанцского собора полного и категорического осуждения Ф. Есть известия и о сожжении Ф. в некоторых местах Европы. Тайные Ф. ("криптофлагелланты"), умножившиеся после осуждения ереси на Констанцском соборе, никогда никакого значения не имели. Преследования Ф. с конца XV в. перестают носить ожесточенный характер. Следы Ф. попадаются и в XVI в., но редкие и спорадические; напр. в 1574 г. в авиньонской процессии Ф. принял участие сам король Генрих III. И он, и мать его Екатерина Медичи покровительствовали Ф., и флагеллантизм некоторое время был своего рода придворной модой; в противоположность предшествующим векам он распространялся теперь среди знати, а не среди низших классов народа. При французском дворе флагеллантизм выродился окончательно в особую форму разврата. В 1601 г. парижский парламент объявил Ф. нетерпимыми в обществе, распущенными людьми, после чего мода на флагеллантизм начала уменьшаться и ко времени Ришелье совсем прошла. В XVII ст. в романских странах (особенно в Италии и Португалии) еще совершались флагеллантские процессии. Есть известия, что последние флагеллантские процессии происходили в Лиссабоне в 1820 и 1847 гг. В журнале "Die Woche" (тетр. 22) за 1900 г. мы нашли известие, что в люксембургском городке Эхтернахе до настоящего времени ежегодно на Троицу совершаются процессии к гробу местного святого, при чем собирается 12--17 тыс. чел., которые всю дорогу идут припрыгивая. На этот обычай некоторые смотрят, как на своеобразный пережиток флагеллантизма. Как раз в последние четыре века, когда секта Ф. в собственном смысле гибла и исчезала, бичевание с целью отпущения грехов необыкновенно усилилось в католической церкви под влиянием сначала францисканцев и доминиканцев, а потом иезуитов.
Литература. Jean Baptiste Thiers, "Critique de l'histoire des Flagellants et justification des disciplines volontaires" (Пар., 1703); J. Boileau, "Historia flagellantium"; Richard Wrede, "Die Körperstrafen bei allen Völkern von den altesten Zeiten bis auf die Gegenwart" (Дрезден, 1898; масса документов, касающихся флагеллантской секты); W. Cooper, "A history of the rod" (Л., 1896); Louis Schneegans, "Le grand pélégrinage des flagellants à Strasbourg en 1349" (Страсбург, 1837); Förstermann, "Die christlichen Geisslergesellschaften" (Галле, 1828).
Евг. Тарле.
Текст издания: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, XXXVI (1902): Финляндия -- Франкония, с. 94--96