|
Скачать FB2 |
| |
Основы христианства. Том III. Христианское мировоззрение
Цель и смысл жизни.
Цель и смысл жизни
Введение. Основное внутреннее противоречие жизни
I.
II.
III.
Критика эвдемонизма
I.
II.
III.
IV.
V.
Критика идеи естественного совершенства; Ф.Ницше
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Духовное совершенство и внешнее уничижение; блаженство и страдания в христианстве; Л.Н.Толстой
I.
II.
III.
IV.
V.
Цель жизни
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
Несправедливые страдания
I.
II.
III.
IV.
Естественное развитие -- культура и цивилизация; Л.Н.Толстой и B.C.Соловьев
I.
II.
III.
Духовная жизнь. Иисус Христос. Покаяние
I.
II.
III.
IV.
Молитва. Пост. Христианское юродство
I.
II.
III.
Любовь. Вера. Надежда
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
Церковь. Природа. Мир
I.
II.
III.
IV.
Воскресение из мертвых. Вечное блаженство. Царство небесное
I.
II.
Искушение Христа в связи с историей дохристианских религий и христианской церкви
Предисловие
Первое искушение человека
Религиозное сознание дохристианских народов
Жизнь Израиля как народа снова начинается искушениями и испытаниями -- во время сорокалетнего странствования по пустыне по выходе из египетского рабства -- не только внешнего, но и духовного. Сорок лет вел Господь избранный народ по пустыне, чтобы смирить его, чтобы испытать его и узнать, что в сердце его, будет ли он хранить заповеди Его, или нет; Он смирял его, томил его голодом, и питал его манною, которой не знал он и не знали отцы его, дабы показать ему, что не одним хлебом живет человек, -- питал его манною, дабы смирить его и испытать его, чтобы впоследствии сделать ему добро (Втор. VIII, 2 - 16). Но и во время сорокалетнего странствования по пустыне снова сказывается богоборческая натура избранного народа, сказывается в чертах более определенных и резких, чем в праотце -- Иакове. Сам народ израильский искушал Господа. Стал малодушествовать он на пути и говорил он против Бога (Чис. XXI, 4). И искушал он Господа Бога в Массе (Втор. VI, 16), искушал Бога в сердце своем и требовал пищи по душе своей и говорил против Бога и сказал: "может ли приготовить Бог трапезу в пустыне?" И снова искушал Бога и оскорблял Святого Израилева (Пс. LXXVII, 18. 19. 41). Святый, всемогущий, но и милостивый Бог, снисходя к слабости человеческой, удовлетворяет требования Своего народа, чудесно доставляя ему манну, мясо и воду; но в Его отношениях к Израилю замечаются теперь и новые черты: "и оканчивал дни их в суете и лета их в смятении (ст. 33)". И не ропот вызывает в народе карающая рука Бога, а покорность: "когда Он убивал их, они искали Его и обращались и с раннего утра прибегали к Богу" (ст. 34). -- Когда путь испытаний в пустыне был пройден и Бог открыл Себя народу и как милостивого, и как карающего, и когда народ израильский, по приходе в землю обетованную, мог свободно, не стесняемый и не вынуждаемый внешним положением, определить свои отношения к Богу, Он заключает с ним свободный договор, вступает в свободный союз с целым народом (I. Нав. XXIV, 14 - 16. 19 - 21).
Свободный союз Бога с избранным народом, вначале выражавший хотя личные, но все -- же внешние отношения Бога к человеку, по своим целям, по своему всецелому осуществлению также относился к будущему времени. Эта цель вначале внешнего союза -- внутреннее углубление его -- должна была привести к внутреннему, всецелому и личному единению Бога и человека во Христе Иисусе. Постепенное внутреннее углубление соединения человека с Богом предполагает постепенное внутреннее перерождение человеческого существа как его искупление, освящение и примирение с Богом. Поскольку воля единого Бога в начале богооткровенной истории была дана для народа израильского, как воля внешняя, и три акта перерождения человека совершались еще в области внешних отношений его как жертва за грех, жертва всесожжения и жертва мирная (Лев. IX, 22). Союз с святым Богом предъявляет избранному народу требование постоянной святости; каждый совершенный грех должен быть искуплен, очищен и примирен; злой дух не должен иметь доступа в святое общество израильтян. Так стремление к действительному общению с Богом, к действительному перерождению приводит и к познанию злого духа; но при начальном внешнем отношении к делу перерождения и злой дух выступает в чертах неопределенных и отношениях внешних. "И возьмет (Аарон) двух козлов и поставит их пред лицом Господним у входа скинии собрания; и бросит Аарон о обоих козлах жребий: один жребий для Господа, а другой жребий azazel. И приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех, -- а козла, на которого вышел жребий azazel, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню azazel" (Лев. XVI, 7 - 10). Жертва приносится только единому истинному Богу и евреи не знали другого Бога и духа, которому нужно было бы приносить жертву наряду с истинным Богом; вот почему другой козел, назначавшийся azazel, не умерщвлялся, а отсылался живой и обремененный тяжестью грехов народа израильского в пустыню: греховная нечистота должна быть удалена из общества народа избранного. Но это удаление козла с тяжестью греховною в пустыню azazel было, очевидно, только тенью истинных внутренних отношений, символом внутреннего очищения и изгнания злого духа из сердца человеческого. "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота; и крови тельцов, и агнцев, и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лицо Мое; кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных... омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло" (Ис. I, 11 - 16). Не внешними жертвами совершается истинное очищение человека и не внешними символическими действиями изгоняется злой дух из сердца человеческого: борьба должна быть перенесена в самое сердце человека. Но если вся жизнь богоизбранного народа есть жизнь очищения и примирения, то она всецело должна быть жизнью искушений. "Не искушение ли житие человеку на земле" (Иов. VII, I)? И эти искушения для богоизбранного народа стоят в неразрывной связи с его служением истинному Богу. "Сын мой, говорит Премудрый, если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению" (Пр. I. с. С. II, I). Стоя в тесной связи с служением истинному Богу, искушения берут свое начало в этом особом отношении человека к Богу, -- в том противоречии, которое рождается при столкновении избранного служителя Бога со злом и страданиями жизни; понимаемые в этом смысле искушения необходимы для каждого ревнителя богочеловеческого дела, поскольку участие в богочеловеческом союзе обусловливается актом свободного решения и сопровождается добровольными усилиями. Эту мысль позднейшее иудейское богословие выражало в том положении, что искушение предстоит каждому, кого провидение хочет возвысить до известного достоинства. И весь израильский народ должен был пройти путь такого искушения. Призванный к свободному союзу с святым и всемогущим Богом, Израиль вполне естественно и законно видел ближайшую цель этого союза в своей праведности и в своем блаженстве. К его освящению и очищению клонились все божественные установления, в исполнении которых он отличался такою ревностью; затем и исторический опыт личных отношений к Богу, и уверенность во всемогуществе, правосудии и милости Его, и самый смысл богочеловеческого союза убеждали Израиля, что личная праведность необходимо должна сопровождаться блаженством и что всякое зло и страдание указывает на вину. Но когда при ревностном исполнении божественных предписаний он думал уже, что достиг высшей праведности, требуемой богочеловеческим союзом, и считал себя, как богоизбранный народ, в праве требовать награды и блаженства, тогда зло и страдание, особенно ярко развернувшиеся пред его сознанием по контрасту с его ожиданиями, предстали пред ним как высшая несправедливость. История Иова указывает на критическое, переходное время в развитии религиозного сознания израильского народа: она полна истинно -- религиозного и высокого драматизма. Иов был человек непорочный, справедливый и богобоязненный и удалялся от зла; он неопустительно возносил всесожжения и жертвы за грех. Вначале богатство и вообще внешнее благосостояние вполне соответствовали его праведности; но затем неожиданные и от него вполне независимые одно за другим бедствия лишают его всего благосостояния и самого его подвергают тягчайшей и нечистой болезни. Где причина этих зла и страданий и как примирить их с избранным положением праведника, как члена богочеловеческого союза, как особого служителя Божия? -- вот вид, в котором приступили к Израилю искушения от зла и страданий жизни. "Вот эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. (И я сказал:) так не напрасно ли я очищал сердце мое, и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро" (Псал. LXXII, 13 - 14)? Обычный, веками унаследованный, традиционный взгляд внешней праведности, выражаемый друзьями Иова, отсылал страдальца за разъяснениями к его прежней жизни и указывал причину зла и страданий в уклонении от внешних божественных предписаний и единственное утешение -- в покорности неизследимой воле Божией. Но этот фарисейский взгляд на богочеловеческое дело нашел себе осуждение в речи Самого Господа к Елифазу Феманитянину: "горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов" (Иов. XLII, 7). Сильны были искушения Израиля, недалек он был от того, чтобы похулить Бога и умереть и к прежним грехам своим прибавить отступление, нечестие предпочесть страданию. Но искушения были побеждены, -- были побеждены верою страдальца в Искупителя, верою -- во плоти своей увидеть Бога, узреть Его собственными глазами, так чтобы можно было говорить с Ним лицом к лицу как человеку с человеком, -- верою в полное будущее откровение Сына Божия в условиях зла и страданий человеческой жизни: эта цель -- откровение Сына Божия -- оправдывала зло и страдание как необходимые для ее достижения чрез победу над ними, -- эта вера давала силы для победы и делала победу истинною. Жажда богочеловечества ("истаевает сердце мое в груди моей!") не давала богоизбранному народу успокоиться на внешней праведности и вела его к истинному и полному богочеловечеству, приближала его к истинной и полной победе над злым духом. В период критической борьбы с искушениями израильского народа и сатана выступает пред религиозным сознанием его в чертах более ясных и определенных, -- и эти черты в высшей степени характерны. Сатана израильской религии, каким мы видим его в книге Иова, не противостоит Богу в враждебной самостоятельности и не господствует над человеком как неустранимая причина его греха. Напротив того, сатана представляется пред Богом между сынами Его и служит орудием Его промыслительной о людях деятельности: так побеждается тот дуализм, от которого не было свободно языческое религиозное сознание и который далеко не был чуждым и лучшей языческой -- платоновской философии. -- Религиозное сознание богоизбранного израильского народа не знает никакой внешней борьбы Божества вне человека.
Искушения Христа
Церковная история христианских народов
Для народов западной Европы в начале их христианской истории христианство было дано как католичество. Определенный характер римской церкви, вполне сложившийся в более позднее время, сказывался уже в IV -- V вв., -- сказывался, как стремление римских первосвященников к первенству среди всех иерархов христианской церкви. Но это стремление к первенству представляет из себя только зародыш той вполне жизненной идеи, выразителем которой явилось католичество в период своего полного развития, и которая вполне выработалась только постепенным историческим путем. -- Народы западной Европы, -- преимущественно романской группы, -- в жизни которых вполне развилась эта идея римско -- католической церкви, впервые познакомились с христианством еще в самое раннее время своей истории, в период своей варварской жизни. Когда мало -- по -- малу успокаивалось великое переселение народов, взорам римской церкви предстали и в качестве ее мирских завоевателей, и в качестве ее опасных соседей совершенно чуждые цивилизации толпы варваров. Насилие, произвол, невнимание и неуважение к духовным достоинствам человека -- составляли отличительные черты этих, как и всяких других варваров. Христианская церковь, вступая в сношение с этими народами и по необходимости соседства и по обязанности проповеди Христа, входит в их жизнь как начало новое, вполне чуждое ей и со всеми преимуществами не только по сущности христианской религии, но и по тем плодам развития, которые она унаследовала от греко -- римской жизни. Среди варварской жизни она является источником не только высшей религиозной жизни, но и мирского просвещения: она проповедует о правах человеческой личности, она открывает сознанию варваров значение божеских и человеческих законов, стоящих выше всякого личного произвола, она проповедует о границах светской власти наряду с духовной, -- в продолжение нескольких веков она была центром всякого просвещения, науки, искусства. -- А между тем, говоря о католической церкви и о ее духовном превосходстве над обществом, приходится, согласно с историей, разуметь под церковью только духовенство. Оно весьма рано стало резко выделяться из народа, как строго устроенная, обставленная законами и правами корпорация; весьма рано оно стало устранять мирян от участия в духовном управлении ими и также издавна заботилось о приобретении от государства для себя всяких привилегий. И то же самое, что в период варварского состояния западно -- европейских народов составляло характерную особенность церкви в отличие от варварских государств, выделяло и духовенство из мирян: просветительным центром среди варварского общества было духовенство, выделенное в корпорацию и исключительно в себе видевшее церковь. К X веку богословский характер имели все стороны умственной жизни западных народов; все вопросы, и политические, и чисто научные, даже математические и физические, решались с богословской точки зрения, и вместе с тем долгое время образование сосредоточивалось только в тесном круге духовенства: в его школах приготовлялись почти исключительно кандидаты на духовное звание. Такое отношение церкви к народной жизни постепенно внушало западному духовенству мысль о его власти над народной жизнью, как о власти законной и основанной на духовном превосходстве. Церковь видела фактическую зависимость от нее всех лучших сторон духовной жизни варваров и понимала, что эта зависимость основывается не на внешнем насилии, а на действительном господстве в сознании варваров. Печальные и непримиримые ни с нравственной, ни с правовой точкой зрения проявления светской власти варваров приводили в столкновение с нею церковную власть и внушали последней мысль о преимуществе ее оснований над основаниями первой. Христианство медленно перерождало внутреннюю жизнь варваров: деспотизм, произвол, внешнее насилие и каприз по-прежнему составляли слишком частые явления в действиях светской власти. В виду этих явлений к католической церковной власти и приступало искушение -- взять в свои руки и светскую власть, овладеть народом и на основаниях внешнего владычества, укрепиться всеми внешними средствами светской власти. И это стремление церкви к светской власти не было капризом нескольких лиц, случайным по своим мотивам, не было их личным честолюбием: оно имело для себя оправдание в действительной жизни. Если духовная власть там или здесь, в то или другое время, объявляла народ свободным от королевской власти, то такое вмешательство ее в государственную народную жизнь часто бывало благотворным, освобождало народ действительно от грубого деспотизма и произвола и исходило из христианского начала личной свободы. Основания такого стремления духовной власти были более глубоки, чем каприз или честолюбие нескольких лиц; потому-то оно и не погибало со смертью своих первых носителей, но неуклонно развивалось в целую систему церковной жизни. Это было стремление к власти во имя самого христианства, -- во имя того убеждения, что дух Христа должен владычествовать в народной жизни, что всецелая власть над народом должна принадлежать тому, кто ее требует не во имя своего произвола, а во имя Христово, кто единственно достоин такой власти, кто единственно может пользоваться ею не для личной выгоды, а для блага общественного. Такое стремление не может зависеть от случайностей государственно -- народной или церковной жизни; оно всегда может найти для себя оправдание, потому что государственно -- народная жизнь всегда стоит ниже христианских идеалов, проповедником которых является духовенство. Вот почему и стремление католической церкви к владычеству над народами не погибло и в то время, когда, после жизни в варварском обществе в продолжение нескольких веков, само духовенство подверглось сильному влиянию варваров, с одной стороны потеряв свое преимущество духовной просвещенности и ставши невежественным подобно мирянам, с другой стороны усвоивши светский образ жизни, -- когда само духовенство погрузилось в интересы феодальной жизни, стало в разнообразную зависимость от государей и забыло свое единство. Эти печальные явления в жизни самого духовенства еще более обострили его теократические стремления, которые нашли свое полное выражение в лице папы Григория VII. Этот римский первосвященник, обладавший великим умом и сильною волею, не был поборником абсолютной власти римской курии ради самой власти, не был поборником застоя, мрака и врагом прогресса; нет, он стремился к этой власти для того, чтобы при ее помощи построить жизнь общества на христианских нравственных началах, чтобы осуществить в этой жизни христианские идеалы, -- он ратовал во имя прогресса и просвещения. Но при варварской распущенности общества, при его диких и необузданных нравах, при крайнем нравственном упадке самого духовенства -- казалось -- только римский первосвященник мог своим авторитетом устроить общественную жизнь народов. Что такие надежды на авторитет римского престола имели твердое основание, об этом свидетельствуют блестящие успехи власти римского первосвященника. Но не эти успехи особенно интересны, -- интересны мотивы и формы действия власти римского первосвященника: те и другие служили полным выражением сильной идеи римской церкви. Если только христианство способно переродить и просветить народную жизнь, если только одна церковь может быть источником истинного прогресса и нравственного порядка, то она только одна (т. е. духовенство) имеет право на всякую власть над народами; мало того, -- эта власть для нее необходима, -- необходима для того, чтобы она могла быть действительным источником просвещения и нравственного порядка, так как сам народ не может оценить ее спасительного значения и, погрязая в пороках и неурядицах, остается равнодушным к ее спасительному призыву: ради самого же народа, ради его благоустройства и спасения необходима церковная власть над ним. Но чтобы иметь такую власть над народом, сама церковь должна быть устроена на началах власти, само духовенство должно быть подчинено строгому порядку и дисциплине. Такова была идея римской церкви. Подчинить все духовенство строгому единству и беспрекословной власти римского первосвященника, подчинить всю народную жизнь власти духовенства и в такой единой жизни осуществить начала нравственности и просвещения, -- такова была задача деятельности Григория VII и его преемников. Лучшим людям христианства, наместникам Самого Христа, заместителям Его апостолов, преемникам всех преданий церкви, должна, принадлежать всякая власть над народами. Так решила великие религиозные вопросы христианской церкви римская курия -- решила по -- человечески, но во имя Христа; с такими ответами и убеждениями приступил к церковной реформе великий папа -- к реформе в пользу римского престола, но во имя благоустройства и нравственного порядка народа; во имя этой идеи Григорий VII стремился покорить весь мир духовенству, духовенство -- власти римского первосвященника. Пусть в прежнее время церковь проповедовала о разделении светской и духовной властей: эта проповедь привела теперь к тому выводу, что светская власть, как таковая, должна была подчинена духовной, что в руках римского первосвященника должна быть и светская власть. Но не светская власть сама по себе составляла последнюю цель стремлений римской курии: она стремилась к власти над народом -- это так, но к власти всецелой -- прежде духовной, а потом уже и светской, к власти не ради самой власти, а во имя нравственного благоустройства и благоденствия народа. Вот почему составляет примечательный факт в истории католической церкви, что время реформ Григория VII, время стремлений римского папы подчинить весь мир римской курии во имя нравственного благоустройства мира, совпадало с реформами монастырской жизни по началам строгой дисциплины и нравственности. Реформа св. Бернара, реформы каноников, реформы в Клюни, Роберта Молемского в Сито -- эти реформы совпадают с временами Григория VII.
-----
|