|
Скачать FB2 |
| |
Основы христианства. Том II. Евангелие
Введение
Основы христианства. Том II. Евангелие
1. Ветхозаветная основа Евангелия
Изначала евреи веруют в единого Бога: это именно Бог еврейского народа, Бог евреев[2] , Которого они называют наш Бог. Они сами составляют удел своего Бога, Его наследие , а земля, которую они занимают, образует место Его жительства. У них своя земля и свой Бог, как у других народов свои земли и свои боги. Иеффай говорил царю аммонитскому: "не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Иегова, Бог наш"[3]. Во времена судей идея национального Бога была единственною силою, которая объединяла все колена Израиля и отделяла их от соседей, с которыми они жили: когда эта сила ослабевала, они распадались и смешивались с язычниками. Давид, преследуемый Саулом и находясь в изгнании, считал себя вне наследия своего Бога на земле чужих богов. Он говорил Саулу о "сынах человеческих", возбудивших царя против него: "они изгнали меня, чтобы я не мог участвовать в наследии Иеговы, говоря: поди, служи богам чужим"[4]. Об одной из снох-моавитянок, не пошедшей за своею свекровью в землю иудейскую, Ноеминь говорила, что она "возвратилась к народу своему и к своим богам"[5], а Руфь, "пришедшая к народу иудейскому", по словам Вооза, "пришла к Богу Израилеву"[6]. Иеффай, Давид, Ноеминь и Вооз мыслили так же, как Нееман сириец, захвативший с собою "земли" израильской, "сколько снесут два лошака", чтобы на ней в стране своей "приносить всесожжения и жертвы Иегове"[7], как царица Савская[8], как слуги Венадада сирийского[9].
2. Еврейский монотеизм - Ветхий завет
3. Ветхозаветное священство
4. Царство (теократия)
5. Пророчество
6. Законническое иудейство
7. Отец Небесный
8. Духовная праведность
9. Вечная жизнь
Рядом с номистической классификацией праведности и греховности Евангелие выставляет иные этические нормы. В Евангелии несоответствие человека своему этическому призванию определяется с двух сторон - по содержанию и по форме. По содержанию не отвечающее воле Божией настроение человека обозначается понятием злость[1065] , в противоположность тому, что этическое благо определяется со стороны волевого содержания понятием благости, доброты. Законническое различие праведников и грешников сменяется различием доброго человека (ὁ ἀγαθόςἄνθρωπος) и злого человека (ὁ πονηρὸς ἄνθρωπος). По евангельскому воззрению божественная жизнь характеризуется как благость и любовь[1066]; поэтому по свойству злости человек оказывается в самой решительной противоположности Богу, со всеми последствиями этого отчуждения от Бога. Человеку свойственно быть злым, Богу - быть благим[1067]. Злость является всецело свойством сердца, и в таком направлении сердца Евангелием полагается самая сущность отчуждения человека от Бога. Евангелие не оценивает человека юридически по его поступкам; оно видит его достоинство или недостоинство исключительно в сердечной настроенности, достоинство - в благости, недостоинство - в злости[1068]. Все этические поступки человека служат лишь раскрытием сердечного сокровища, его обнаружением, его плодами, и потому они имеют разве только гносеологическое значение: по ним, как по плодам о дереве, можно судить о сердце[1069]. Все поступки человека истекают из сердца и от него получают этическую ценность[1070]. Этические поступки человека и слова его так же, как и тайные помыслы, равно исходят из сердца, как из корня[1071]. Человек поэтому является ответственным не только за поступки, но даже за слова и за помыслы[1072]; однако это не юридическая ответственность, которую можно искупить делами и жертвами: точка приложения евангельской ответственности в сердце. Главное внимание человека должно быть обращено на то, куда направлено его сердце, к небу или к земле, к какому сокровищу оно привязано[1073]. Евангелие стоит вполне на почве ветхозаветной психологии; но оно с совершенной определенностью сводит различие в этическом направлении сердца к благости и злости. Евангельская амартология утверждается на тех же устоях, как и евангельская этика. Как принцип духовной праведности является применением абсолютной любви ко всей широте жизни; так и все не отвечающее божественной воле в жизни человеческой, будут ли то поступки, или слова, или помыслы, оказывается по евангельскому учению раскрытием злости: Евангелие осуждает злые дела, злые слова, злые помыслы. Всякое достойное осуждения дело или слово имеет причину в дурном движении сердца[1074]; но всякая дурнота сердца есть в сущности злость, противоположность благости, или любви: все дурные поступки и слова обнаруживают тот или другой злой помысл[1075]. Как, по Евангелию, нет нужды знать закон, справляться с кодексами, чтобы угодить Богу, но достаточно любить, любить без конца, любить до смерти, любить по божественному; так и не нужно бояться никаких поступков, нужно бояться только одного - злости. В поступках и словах никакого зла не может быть, человек господин своих дел; но зло, в злости, которая наполняет сердце и открывается в словах и поступках. По номистическому воззрению зло было в беззаконных делах, во-первых, потому, что такие дела нарушали закон и осуждались Богом, и, во-вторых, потому, что они нарушали общественное благосостояние: это был юридически-утилитарный взгляд на зло. Но иначе смотрит на зло Евангелие. Зло - в злости. Зло злости не в том, что злые поступки юридически осуждаются и вредны для общественной жизни, а в ней самой, подобно как и вечная жизнь в себе самой имеет награду. Как вечная жизнь дает внутреннее блаженство, богообщение, ведение Бога; так злость есть состояние смерти и погибели, отчужденности от Бога, неведения Бога, внутренней неуравновешенности, неумиротворенности, рабства[1076].
10. Спаситель
11. Царство Божие
12. Приложение: Изъяснение Иоан. VIII:44, X:12-13; Лук. XVI, 1-13 - 13[1432].
а) Иоан. VIII, 44.
б) Иоан. X, 12 13.
в) Лук. XVI, 1 - 13.
-----
|