Тан-Богораз Владимир Германович
У Григорьихи
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Тан-Богораз Владимир Германович
(
yes@lib.ru
)
Год: 1899
Обновлено: 30/06/2007. 37k.
Статистика.
Рассказ
:
Проза
Художественная проза
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Владимир ТАН-БОГОРАЗ
У ГРИГОРЬИХИ
Была уже поздняя ночь, когда наши утомлённые собаки добрались наконец до
стойбища Аканги. В этот короткий январский день, несмотря на
пятидесятиградусный мороз, мы совершили переезд в сто километров и три раза
перебирались с одной горной речки на другую, по крутым перевалам, уходившим
далеко за пределы растительности.
На каждом подъёме нам приходилось спешиваться и вместе с собаками тащить
вверх грузные нарты, обливаясь потом в своей тройной меховой одежде. На
спусках было ещё хуже. Собаки, по своему обыкновению, приходили в
чрезвычайное возбуждение и мчались как угорелые. Чтобы удержать их, нужно
было изо всей силы тормозить с обеих сторон нарту тормозными палками,
которые прыгали и хлопали на каждой неровности почвы, передавая очень
чувствительные толчки державшим их рукам. На одном, крутом повороте тормоз,
задев корень дерева, торчавший поперёк дороги, ударил моего спутника в шею с
такой силой, что он выпустил из рук дугу нарты и отлетел в сторону, а я
изорвал жёсткие камусные рукавицы и ободрал в кровь обе руки, пока мне
удалось остановить мою бешеную свору. На другом спуске задняя нарта с
разгона попала на дерево, сломала переднюю дугу и сильно ушибла собаку,
запряженную в корню. Нам следовало, впрочем, быть благодарными, что на всех
этих подъёмах, спусках и поворотах дело обошлось для нас без более серьёзных
ущербов.
По дороге мы три раза заезжали на чукотские стойбища, производя поверку
сведений по переписи, добытых предварительно расспросным путём при разных
случайных встречах, но несмотря на уговоры хозяев, нигде не согласились
остаться ночевать. Я непременно хотел добраться в этот день до реки
Лабугена, где рассчитывал на стойбище Аканги или где-нибудь по соседству
встретить Коравию, Кутылина сына, бродячего торговца, который обещал,
возвращаясь из поездки в русские посёлки на Колыме, привезти мне почту из
Средне-Колымска, Якутска и других цивилизованных мест земного шара. Поэтому
я заставлял усталые ноги наших собак безостановочно подвигаться вперёд, пока
наконец искры, приветливо замелькавшие в чёрной глубине леса, не возвестили
нам о желанном ночлеге.
Я поспешно соскочил с нарты и направился ко входу в шатёр. Моя
внутренняя одежда, несколько раз промокшая от пота, заставила меня озябнуть,
несмотря на плотную меховую парку и двойные сапоги. Спутники мои в своих
вытертых кухлянках озябли ещё больше меня, и я хотел поторопить хозяев
приготовлением горячего чаю, пока ямщики будут управляться с привязыванием
собак и установкой нарт.
-- Го-го! -- крикнул я, приподнимая край входной полы, завязанной
изнутри, и ожидая обычного приветствия и приглашения войти.
Меня постигло, однако, неожиданное разочарование.
-- Кто там? -- раздался изнутри женский голос, в котором я узнал голос
Аканги, хозяйки стойбища.
-- Веип, пишущий человек с реки Росомашьей, на возвращении домой!
-- Не входите! -- решительным тоном сказал голос изнутри. -- Идите в
другое место.
Я остановился в недоумении. С Акангой я был знаком раньше, и никаких
напряжённых отношений между нами не было, и она не имела повода запрещать
мне доступ к своему огню, который продолжал так приветливо потрескивать
внутри и выбрасывать снопы искр чрез отверстие вверху.
-- Почему не входить? -- спросил я наконец. -- Я хотел здесь ночевать.
Собаки устали!
-- А разве на Росомашьей реке не ходит злой дух? -- с упрёком спросил
голос.
Действительно, в околотке, откуда я приехал, появилась заразная болезнь
вроде гриппа или инфлюэнцы, выражавшаяся довольно разнообразными признаками
и успевшая умертвить несколько десятков жертв, но я вовсе не считал это
достаточным основанием, чтобы Аканга заперла перед нами дверь, тем более что
на всех стойбищах, посещённых до того, мы были желанными гостями, несмотря
на злого духа с реки Росомашьей.
-- Разве вы думаете, что мы привезли злого духа в складках платья? --
сказал я с некоторым нетерпением. -- Он вольный. Куда захочет, придёт и без
нас!..
-- Ко! [Ко -- междометие незнания. (Прим. Тана).] -- ответил голос
изнутри с оттенком сомнения.
-- Да вы разве маленькие! -- продолжал я убеждать. -- Чего вы боитесь?
-- Есть и маленькие! -- возразил голос. -- Моя дочь третьего дня родила
сына!
Я несколько смутился. Посещение злого Духа Болезни, имеющего привычку
невидимо следовать за путниками, более всего опасно для младенцев, в
особенности же для новорождённых, которых поэтому чукчи охраняют весьма
ревниво. Перспектива ночлега на открытом воздухе вдруг воочию предстала
предо мною, как чрезвычайно близкая к осуществлению.
В этом не могло быть ничего приятного.
-- У нас двадцать четыре сторожа! -- доказывал я самым убедительным
тоном. -- С нами ничто худое не могло прийти! -- Я имел в виду наших собак,
так как собака считается сторожем человека, отпугивающим враждебных духов.
Однако хозяйка, очевидно, относилась скептически к бдительности русских
собак, мало знакомых с чукотскими злыми духами.
-- Не знаю! -- упрямо повторила она. -- Собаки в упряжке, на привязи...
А ребёнок достоин жалости... Попроситесь лучше в задний шатёр. Может, вас
пустят...
Я отошёл от этой несдававшейся двери и отправился к заднему шатру.
-- Го-го! -- громко окликнул я. -- Хозяева, впустите!
Внутри шатра тоже топился огонь, и слышно было движение людей, однако
ответа на мой оклик не последовало.
-- Гэ-гэй! -- окликнул я снова и ещё громче прежнего. -- Русские
приехали! Впустите!
-- Идите в передний шатёр! -- отозвался наконец голос изнутри,
точь-в-точь как раньше. -- Гости не ходят к заднему!
Действительно, по общему правилу, гости, в особенности почётные, заходят
в шатёр главного человека на стойбище, всегда стоящий впереди.
-- Аканга не пускает! -- объяснил я довольно жалобным тоном.
-- Отчего? -- допрашивал голос.
-- Из-за болезни на Росомашьей, -- объяснил я. -- Жалеет ребёнка!
-- У нас тоже есть дети! -- проворчал голос.
Усиленная осторожность Аканги подействовала заразительно и на соседей. Я
хотел было продолжать переговоры, но в это время подошли мои спутники,
управившиеся с собаками, и узнав, что нас не хотят пустить в шатёр,
разразились проклятиями на русском и чукотском языках. Особенное раздражение
проявляли два русских ямщика. Для колымского русского жителя гостеприимство
является непререкаемой обязанностью, для исполнения которой он готов
пожертвовать последним куском, оторвав его от собственного рта, и поведение
чукч казалось им чуть не святотатством. Мои чукотские спутники, Леут и
Айганват, вели себя сдержаннее. Мотивы чукотской осторожности пред злыми
духами были им ближе и понятнее, чем русским, и, быть может, в своё время и
они сами не раз запирали свои двери перед подозрительным путником,
неожиданно явившимся в ночной темноте неизвестно откуда. Зато Митрофан,
дюжий анюйщик [Анюйщик -- житель реки Анюя. (Прим. Тана).] из обруселых
якутов, бывший ямщиком передней нарты, скоро перешёл от пролятий и угроз к
более решительным действиям. Он схватился руками за длинные жерди, к которым
была привязана входная пола, и принялся с ожесточением трясти их, как будто
собираясь обрушить весь шатёр на голову обитателей. Такая решительность не
замедлила принести плоды.
-- Войдите, -- довольно хладнокровно сказал голос изнутри, -- если вы не
хотите уйти!
Чьи-то проворные руки развязали входные ремешки, и мы стали один за
другим пролезать в шатёр, торопясь приблизиться к огню. В шатре уже не было
никого, кроме одной довольно дряхлой старухи; другие обитатели удалились во
внутреннее отделение, твёрдо намереваясь отсидеться там от нашего нашествия,
как в цитадели. Огонь, правда, горел довольно ярко, но о чае и еде не было и
помина. Мы уселись перед костром на обрывках шкур; проклиная духа болезни и
чукотское суеверие.
-- Подвесь чайник! -- сказал я старухе.
-- Нет чайника! -- возразила она, равнодушно разглядывая наше общество.
-- Ну, попроси у Аканги! -- посоветовал я.
-- Огонь чужой! -- ответила старуха. -- Грешно!
Очевидно, оба шатра не имели общения огня и потому не могли меняться
посудой.
-- Разведите огонь на дворе, варите сами себе! -- посоветовала старуха,
снова стараясь выжить нас из шатра.
-- О несчастные людишки! -- разразился Митрофан. -- Чтоб вам пропасть!
Клятые! Жисть ваша собачья! Дай еду! -- сурово обратился он к старухе. --
Печёнка болит! Сейчас давай еду!
Старуха порылась сзади себя в груде деревянных лотков и, вытащив
несколько кусков холодного варёного мяса, отдала их нам. Мы поспешно достали
ножи, как будто собирались вступить в единоборство из-за предложенной пищи.
Разговоры немедленно заменились чавканьем, заглушавшим для наших собственных
ушей даже треск костра.
В это время входная пола приподнялась и пропустила ещё одну человеческую
фигуру. Население переднего шатра наконец решилось прислать нам парламентёра
для переговоров. Это была молодая здоровая баба в косматой одежде,
беспорядочно натянутой на плечи. В руках она сжимала маленького чёрного
щенка, который жалобно попискивал.
-- Старуха говорит, -- сказала баба, обращаясь ко мне, -- потритесь об
этого щенка, тогда можете войти к нам в шатёр!
Щенок в данном случае являлся заместителем ребёнка и, смотря по
обстоятельствам, должен был или испугать Духа Болезни, или явиться для него
умилостивительной жертвой.
Митрофан поглядел на пришедшую, и лицо его разгладилось.
-- Будет тебе щенка мучить. Давай его сюда! -- сказал он уже шутливо и
вместе со щенком облапил посланницу, которая тщетно старалась вырваться из
его могучих объятий. Он вёл давнее знакомство с Григорьихой, как русские
окрестили Акангу, по имени её покойного мужа Гырголя, и пользовался приязнью
её обеих дочерей, и, быть может, именно его присутствию мы были обязаны тем,
что двери запертой крепости готовы были открыться перёд нами.
Мы подхватили щенка и поспешно принялись прикладывать его к своим бокам
и спине.
Через четверть часа мы уже сидели во внутреннем отделении переднего
шатра, раздетые до последних пределов возможности, и, обливаясь потом,
усердно поглощали горячий чай. Хозяева, успевшие поужинать до нашего
приезда, не уступали нам в соревновании над уничтожением пищи. Все они
сидели на правой, хозяйской, стороне полога, уступив нам левую как гостям.
Григорьиха сидела впереди всех. Это была крепкая, костлявая баба лет
пятидесяти, с безобразным скуластым лицом и мрачным взглядом. Вдобавок к
природному безобразию, лицо её было испещрено широкими чёрными знаками,
намалёванными графитом и составлявшими предохранительное средство против
покушений новопришедшего духа. На лицах её обеих дочерей, сидевших поближе к
входу, красовались те же знаки. Старшая приходила недавно за нами в соседний
шатёр. Младшая была родильницей, но сидела как ни в чём не бывало. По её
внешнему виду никак нельзя было бы определить, что она два дня тому назад
разрешилась от бремени.
Китувия, муж старшей дочери, сидел сзади. В качестве старшего зятя он
имел право восседать в пологу, между тем как младший зять, ещё не
укрепившийся окончательно в семье, несмотря на рождение вышеупомянутого
младенца, должен был мёрзнуть под открытым небом при оленьем стаде.
Из-за Акангиной спины выглядывало ещё одно старческое сморщенное лицо с
редкими седыми усами и маленькими злыми глазками, очень живыми и бегающими
по сторонам. Это был Йэкак, приёмный муж Аканги, которая, подыскав мужей
своим дочерям, не позабыла и самое себя. Йэкак был старшим из девяти сыновей
небезызвестного на Анюйской стороне Лятувии-"в ошейнике", прозванного так за
то, что некогда, утащив на чужом стойбище свиток из оленьих кишок и торопясь
уйти домой, он надел его себе на шею, чтобы иметь более свободы в движениях.
Все братья Йэкака в настоящее время были владетелями многочисленных стад и
хозяевами отдельных стойбищ, но он никогда не чувствовал призвания к заботам
оленьего хозяйства и провёл свою жизнь, скитаясь между стойбищами своих
многочисленных родственников и добрых знакомых. Под старость он приютился у
Аканги, которая, кстати, приходилась ему троюродной сестрою. Впрочем, Йэкак
издавна был сменным товарищем по жёнам покойного Гырголя и, поселившись на
стойбище его вдовы, только исполнял обязанность, возложенную на него
условиями такого союза. Принять Акангу на своё собственное стойбище, как,
собственно говоря, ему следовало бы сделать, он, конечно, не мог, ибо у него
не было ни стойбища, ни даже никакого жилища, достойного упоминания. Другая
жена его не обновляла своего шатра уже около десяти лет, и он представлял
теперь кожаные лоскутья, которые стыдно было даже натянуть на жерди.
Нечего говорить, что Йэкак во всём подчинялся авторитету своей главной,
более зажиточной подруги и в общем равновесии стойбища имел гораздо меньше
значения, чем хотя бы даже новорождённый младенец, который недавно чуть не
выжил нас со стойбища.
Лица обоих мужчин были чисты от кабалистических чёрных знаков.
-- Ты отчего не расписал себе лица? -- обратился я шутливо к Китувии. --
Разве ты не боишься духов?
Китувия сконфуженно улыбнулся. Он был приморского происхождения и только
пять лет тому назад покинул свой родной посёлок у Колючинской губы, чтобы
отправиться к оленным людям на поиски счастья. Имущество его состояло из
старой кукашки, а все жизненные ресурсы представлялись парою неутомимых ног
и таких же неутомимых красных глазок, мало нуждавшихся в сне. К Аканге он
попал прямо из своего родного Чейтуна, но до сих пор не мог вполне освоиться
с положением старшего зятя, которому в не весьма отдалённом будущем, когда
старуха одряхлеет, предстояло сделаться главою богатого стойбища.
-- Пустое, -- пробормотал он в ответ. -- Это они, бабы. Так только!..
-- А я тоже не расписал себя! -- хихикнул Йэкак из-за плеча Аканги. --
Что же!.. Я не знаю, вправду ли вы привезли Духа Болезни или вы
обманщики! -- Он опять засмеялся и вызывающе посмотрел мне в глаза.
-- Конечно, мы обманщики! -- усмехнулся я. -- Никакого духа у нас нет.
Но отчего же вы нас не хотели впустить? Такого пугливого жительства мы не
встречали во всей стране от самого рубежа поселений.
Лицо старухи вдруг ещё более омрачилось. Леут, сидевший рядом со мною,
толкнул меня в бок локтем. Я вспомнил рассказ, слышанный мною от него же не
так давно, и перестал задавать вопросы.
Старый Гырголь отличался довольно неуживчивым характером даже для чукчи,
и в молодости Аканге приходилось пить от него горькую чашу. На левой щеке её
до сих пор белел шрам, некогда прорубленный острым теслом, которое Гырголь в
запальчивости швырнул ей в голову. Зато Гырголь и окончил свою жизнь
довольно необычайным образом. В одно лето, когда он стоял со своей семьёй на
отдельном стойбище, не имея ни одного соседа, ему вдруг пришло желание
отправиться на тот свет, и он приказал своей жене, чтобы она застрелила его,
что и было исполнено согласно обычаю. Такая смерть встречается часто у чукч,
и в этом ещё не было ничего необычайного, но женщины с ближайшего стойбища,
куда Аканга на другой день послала своих дочерей с вестью, явившись на
погребение и переодевая труп для того, чтобы возложить его на погребальную
нарту, с удивлением заметили, что смертельная рана была нанесена Гырголю не
спереди, как это делается всегда, а сзади, в затылок.
Впрочем, дочери Аканги, бывшие в то время уже на возрасте, во всём
подтвердили рассказ матери, и никакого повода для чужого вмешательства не
представилось. У Гырголя не было близких родственников, а чукчи не признают
за собой права вмешиваться в дела чужой семьи, даже если в её среде
случалось убийство.
Таким образом, Аканга осталась хозяйкой на стойбище своего мужа, но
теперь все соседи говорили, что, наскучив побоями Гырголя, она попросту
застрелила его из его же собственного ружья, а дочери, тоже немало терпевшие
от отца, без оговорок согласились хранить тайну.
Вспомнив этот рассказ, я сообразил, что Аканга имела добавочную причину
бояться невидимых пришельцев из сверхъестественного мира. По верованиям
чукч, мертвецы обращаются в духов, враждебно относящихся к живым, и,
конечно, более всего стараются мстить своим личным врагам. Аканга могла