Тэйлоръ Эдуардъ Б. Первобытная культура. Изслѣдованія развитія миѳологіи, философіи, религіи, языка, искусства и обычаевъ. 2-е изд. О. Н. Поповой. Подъ редакціей Д. А. Коропчевскаго. С.-Петербургъ. 1896--1897 гг. Цѣна за 2 тома 4 рубли. Мы не боимся заслужить упрекъ, если скажемъ, что Тэйлоръ извѣстенъ русской читающей публикѣ болѣе по имени, чѣмъ по его классическимъ трудамъ, какъ-то: "Доисторическій бытъ человѣчества и начало цивилизаціи", "Антропологія" и "Первобытная культура"; иначе, чѣмъ же объяснить тотъ прискорбный фактъ, что, въ теченіе 25 лѣтъ, со времени выхода въ свѣтъ на русскомъ языкѣ "Первобытной культуры", у насъ не было ни одного новаго изданія названнаго сочиненія? Поэтому нельзя не привѣтствовать счастливую мысль Д. А. Коропчевскаго и О. Н. Поповой снова напомнить намъ о знаменитомъ англійскомъ антропологѣ и познакомить русскую читающую публику съ результатами его изслѣдованій въ вопросахъ о происхожденіи языка, миѳическихъ представленій, понятій о душѣ и духахъ, религіозныхъ обрядовъ и церемоній.
О сущности и происхожденіи языка очень долгое время велись самые жаркіе споры; при этомъ большинство мыслителей относились къ членораздѣльной рѣчи человѣка съ какимъ-то суевѣрнымъ благоговѣніемъ, утверждая, что языкъ -- прирожденъ человѣку, а первыя слова носятъ печать ихъ божественнаго происхожденія.
Въ разсматриваемой нами книгѣ Тэйлоръ выступилъ во всеоружіи своей эрудиціи, и отъ всей аргументаціи "правовѣрныхъ" ученыхъ не осталось камня на камнѣ. Первоначальный языкъ человѣка, по мнѣнію англійскаго антрополога, состоялъ изъ немногихъ нечленораздѣльныхъ звуковъ, которые невольно вырывались у него подъ вліяніемъ различныхъ душевныхъ движеній: радости, горя, испуга, угрожающей опасности и т. п.; потомъ, въ этотъ скудный лексиконъ мало-по-малу стали входить и тѣ односложныя слова, которыя служатъ точнымъ воспроизведеніемъ звуковъ неодушевленной и одушевленной природы (свистъ вѣтра, шумъ волнъ, шелестъ листьевъ, скрипъ дерева, грохотъ падающихъ камней, рычаніе и вой звѣрей, пѣніе птицъ и проч. и проч.) Не надо забывать здѣсь, что примитивная рѣчь нашихъ отдаленныхъ предковъ непремѣнно сопровождалась весьма выразительными тѣлодвиженіями, особымъ выраженіемъ лица, эмоціональнымъ тономъ и т. п. Слѣдовательно, разговорный языкъ первобытнаго человѣка мало чѣмъ отличался отъ звѣриныхъ голосовъ и выразительныхъ жестикуляцій обезьянъ. И Тэйлоръ вполнѣ правъ, утверждая въ заключеніи своего изслѣдованія о происхожденіи языка слѣдующее: "Я думаю,-- пишетъ онъ,-- что всякій, кто безпристрастно разсмотритъ дѣйствіе криковъ, стоновъ, смѣха и другихъ эмоціональныхъ проявленій, тотъ допуститъ, по крайней мѣрѣ, что наше настоящее грубое пониманіе этого рода выраженія должно побудить насъ считать ихъ въ числѣ естественныхъ проявленій человѣческаго тѣла и души. Конечно, никто, сколько-нибудь понимающій мимическій языкъ и образное письмо, не станетъ приписывать ихъ происхожденіе таинственнымъ причинамъ или какому-либо сверхъестественному вмѣшательству въ ходъ умственнаго развитія человѣка. Причина ихъ, очевидно, лежитъ въ естественныхъ процессахъ человѣческой души"... (стр. 207).
Въ слѣдующей главѣ; "Искусство счисленія", Тэйлоръ представляетъ новыя доказательства той мысли, что человѣческая культура идетъ путемъ естественнымъ и эволюціоннымъ. На низшихъ ступеняхъ своего развитія, какъ показываютъ многочисленныя свидѣтельства путешественниковъ и миссіонеровъ, человѣкъ умѣетъ считать только до 10, иногда до 5 и даже того менѣе. Далѣе, Тэйлоръ неопровержимо доказываетъ, что языческіе миѳы и древнія сказанія не есть плодъ "безграничной творческой силы человѣческаго воображенія": миѳологическій вымыселъ, какъ и всѣ другія проявленія человѣческой мысли, имѣетъ основаніемъ опытъ и только одинъ опытъ. Первая и главная причина, по мнѣнію Тэйлора, превращенія фактовъ ежедневнаго опыта въ миѳъ есть вѣрованіе въ воодушевленіе всей природы,-- вѣрованіе, которое достигаетъ высшей своей точки въ олицетвореніи ея. Это вовсе не случайное или гипотетическое дѣйствіе человѣческаго ума, оно неразрывно связано съ тѣмъ первобытнымъ умственнымъ состояніемъ, когда человѣкъ въ мельчайшихъ подробностяхъ окружающаго его міра видитъ проявленіе личной жизни и воли. Дли низшихъ человѣческихъ племенъ солнце и звѣзды, деревья и рѣки, облака и вѣтры становятся личными одушевленными существами, которыя живутъ на подобіе людей или животныхъ, и исполняютъ преднаіначенныя имъ въ мірѣ функціи, съ помощью членовъ, какъ животныя, или искусственныхъ орудій, какъ человѣкъ. Другимъ источникомъ миѳовъ была аналогія, т. е. объясненіе процессовъ природы и ея измѣненій жизненными явленіями, похожими на жизнь созерцающаго ее мыслящаго человѣка. Аналогіи, которыя для насъ не что иное, какъ вымыселъ, были дѣйствительностью въ глазахъ людей прошлаго времени. Они могли видѣть огненные языки пламени, пожиравшаго свою жертву; они могли видѣть змѣю, которая, при взмахѣ меча, скользила по немъ отъ рукоятки до острія; они могли чувствовать въ своей утробѣ живое существо, которое грызло ихъ во время мученія голода; они слышали голоса черныхъ карловъ, отвѣчавшихъ имъ въ видѣ эха, и колесницу небеснаго бога, гремѣвшую громомъ по тверди небесной. Есть миѳы философскіе или объяснительные; миѳы, основанные на реальныхъ, но неправильно понятыхъ, преувеличенныхъ или искаженныхъ описаніяхъ; миѳы, въ которыхъ предполагаемыя происшествія приписываются легендарнымъ или историческимъ личностямъ; миѳы, основанные на реализаціи фантастической метафоры, я миѳы, созданные или примѣненные для распространенія нравственныхъ, соціальныхъ и политическій ученій.
Весь второй томъ разсматриваемаго вами сочиненія Тэйлора посвященъ вопросу о происхожденіи и развитіи первобытныхъ религій, причемъ англійскій ученый строго держится теоріи такъ-называемаго анимизма. Опредѣливъ религію, какъ "вѣрованіе въ духовныя существа", онъ задается вопросомъ: откуда и какъ могли возникнуть у первобытнаго человѣка такія оригинальныя понятія вѣрованія? Отвѣтъ на поставленный вопросъ кратко резюмируется Тэйлоромъ въ слѣдующихъ выраженіяхъ. Повидимому, говоритъ онъ, мыслящихъ людей, стоящихъ на низкой ступени культуры, всего болѣе занимали двѣ группы біологическихъ вопросовъ: во-первыхъ, что составляетъ разницу между живущимъ и мертвымъ тѣломъ; что составляетъ причину бдѣнія, сна, экстаза, болѣзни и смерти? Во-вторыхъ, что такое человѣческіе образы, представляющіеся въ снахъ и видѣніяхъ? Видя эти двѣ группы явленій, древніе дикари-философы, вѣроятно, прежде всего сдѣлали очевидное заключеніе, что у каждаго человѣка есть жизнь и есть призракъ. То и другое, видимо, находится въ тѣсной связи съ тѣломъ: жизнь даетъ ему возможность чувствовать, мыслить и дѣйствовать, а призракъ составляетъ его образъ или второе я; и то и другое, такимъ образомъ, отдѣльно отъ тѣла: жизнь можетъ уйти изъ него и оставить его безчувственнымъ или мертвымъ, а призракъ показывается вдали отъ него. Дикимъ философамъ не трудно было сдѣлать и второй шагъ; мы это видимъ изъ того, какъ крайне трудно было цивилизованнымъ людямъ уничтожить это представленіе.. Дѣло заключалось просто въ томъ, чтобы соединить жизнь и призракъ. Если то и другое принадлежатъ тѣлу, почему бы имъ не принадлежать другъ другу и не быть проявленіемъ одной и той же души? Поэтому, ихъ можно разсматривать, какъ связанныя между собою, и въ результатѣ является общеизвѣстное понятіе, которое можетъ быть названо призрачной душой. Понятіе о личной душѣ или духѣ у низшихъ расъ можетъ быть опредѣлено слѣдующимъ образомъ: душа есть тонкій, невещественный человѣческій образъ, по своей природѣ нѣчто въ родѣ пара, воздуха или тѣни; она составляетъ причину жизни и мысли въ томъ существѣ, которое одушевляетъ; она обладаетъ нераздѣльно личнымъ сознаніемъ и волею своего тѣлеснаго обладателя въ прошломъ и въ настоящемъ; она способна покидать тѣло и переноситься съ мѣста на мѣсто; большею частью неосязаемая и невидимая, она обнаруживаетъ также физическую силу и является людямъ спящимъ и бодрствующимъ, преимущественно, какъ фантазмъ, отдѣленный отъ тѣла, но сходный съ нимъ; она способна входить въ тѣла другихъ людей, животныхъ и даже вещей, имѣть ихъ въ своей власти и дѣйствовать въ нихъ (стр. 11). Далѣе, Тэйлоръ приводитъ многочисленныя свидѣтельства и примѣры, блестяще подтверждающіе высказанныя ученымъ положенія.
Актъ дыханія, столь характеристичный для высшихъ животныхъ при жизни и прекращеніе котораго совпадаетъ такъ тѣсно съ прекращеніемъ этой послѣдней, дикарями (и весьма естественно) отожествляется съ самой жизнью или душою... Многое изъ физическихъ и умственныхъ своихъ состояній дикіе люди объясняютъ теоріей отлетанія всей души или нѣкоторыхъ изъ составляющихъ ея духовъ. По мнѣнію южныхъ австралійцевъ, болѣзнь происходитъ оттого, будто "тѣнь" больного отдѣлена отъ его тѣла, и что выздоравливающій не долженъ подвергать себя опасностямъ, прежде чѣмъ эта тѣнь не утвердилась въ немъ прочно; во всѣхъ случаяхъ, гдѣ мы говоримъ, что человѣкъ былъ боленъ и выздоровѣлъ, они утверждаютъ, что "онъ умеръ и вернулся". Другое вѣрованіе у той же расы объясняетъ состояніе людей, лежащихъ въ летаргіи такъ: "ихъ души отправились къ берегамъ рѣки смерти, но не были здѣсь приняты, и вернулись оживить снова ихъ тѣло"... Той же теоріей отлетанія души дикари объясняютъ и сновидѣнія. Нѣкоторые гренландцы полагаютъ, что душа покидаетъ тѣло ночью и отправляется охотиться, плясать и посѣщать друзей. Новозеландцы думаютъ, что душа спящаго покидаетъ его тѣло и заходитъ въ своихъ странствованіяхъ даже въ область умершихъ, чтобы побесѣдовать съ друзьями... Сѣверо-американскіе индѣйцы полагали, что сонъ есть посѣщеніе души спящаго душою того человѣка или предмета, который является во снѣ...
Въ заключеніе не можемъ пройти молчаніемъ одну особенность разсматриваемаго нами труда Тэйлора; мы говоримъ о неполнотѣ его содержанія. Въ самомъ дѣлѣ, съ понятіемъ о культурѣ у насъ соединяется представленіе о всей совокупности сдѣланныхъ человѣчествомъ завоеваній въ различныхъ отрасляхъ его многовѣковой жизни,-- интеллектуальной, моральной, соціально-политической, правовой, этнической, технической и др. Поэтому, для тѣхъ, кто интересуется вопросомъ самообразованія, въ частности для тѣхъ, кто хочетъ детально познакомиться съ вопросомъ о первобытной культуры во всемъ ея объемѣ и полнотѣ, мы рекомендуемъ слѣдующія сочиненія:
Кудрявскій. Какъ люди жили въ старину, М. 1894 г. 30 к.
Гёрнесъ. Исторія первобытнаго человѣчества. П. 1896 г. 50 к.
Липпертъ. Исторія культуры. Перев. Струве. П. 1894 г. 1 р. 60 к.
Дебьеръ. Первобытные люди. П. 1892 г. 1 р.
Тэйлоръ. Доисторическій бытъ человѣчества и начало цивилизаціи. М. 1868 г.
Тэйлоръ. Антропологія. П. 1882 г. 3 р.
Летурно. Соціологія, основанная на этнографіи. Изд. Поповой. 1896-1897 гг.
Петри. Антропологія. Основы антропологіи. П. 1890 г. 3 р. 50 к.
Спенсеръ. Основанія соціологіи. П. 1876 г. 5 р. 50 к.
Шурцъ. Краткое народовѣдѣніе. П. 1895 г. 1 р. 50 к.
Петель. Народовѣдѣніе. П. 1890 г. 4 р.
Леббокъ. Доисторическія времена или первобытная эпоха человѣчества. П. 1870 г. 3 р. 50 к.
Леббокъ. Начало цивилизаціи. 1896 г. 2 р. 50 к.
Въ этихъ книгахъ читатели найдутъ общія свѣдѣнія по исторіи первобытной культуры. Отдѣльные вопросы культуры трактуются въ сочиненіяхъ:
Бокль. Исторія цивилизаціи Англіи. Перев. Буйницкаго. П. 1895 г. 1 р. 50 к.
Летурно. Литературная эволюція. П. 1896 г. 1 р.
Мармери. Прогрессъ науки. П. 1896 г. 1 р. 75 к.
Мензисъ. Исторія религіи. П. 1897 г. 1 р.
Буше-Леклеркъ. Изъ исторіи культуры. Истолкованіе чудеснаго (вѣдовство) въ античномъ мірѣ. К. 1881 г. 2 р. 50 к.
Буше-Леклеркъ. Философія, христіанство, фатализмъ, вѣдовство. К 1889 г. 2 р. 50 к.
Летурно. Прогрессъ нравственности. П., 1893 г. 1р. (въ продажѣ нѣтъ).
Развитіе морали (Изложено по Летурно). "Русск. Мысль" за 1888 г. кн. VIII.
Спенсеръ. Основанія науки о нравственности. П. 1880 г. 2 р. 50 к.
Эскинасъ. Соціальная жизнь животныхъ. П. 1882 г. 2 р. 50 к.
Жиро. Общества у животныхъ. Перев. Склифасовскаго. П. 1895 г. 1 р. 50 к.
Каутскій. Этюды и очерки. П. 1895 г. 1р. 50 к. (Общественные инстинкты въ мірѣ животныхъ и людей).
Спенсеръ. Развитіе политическихъ учрежденій. П. 1883 г. 1 р. 50 к.
Мэнъ. Древній законъ и обычай. П. 1884 г.
Ковалевскій, М. Первобытное право. М. 1886 г. 2 р. 65 к.
Зиберъ. Очерки первобытной экономической культуры. М. 1883 г. 4 р. 50 к.
Ковалевскій, М. Происхожденіе и развитіе семьи и собственности. П. 1895 г. 60 к.
Энгельсъ. Происхожденіе семьи, частной собственности и государства. П. 1895 г. 1 р.
Тардъ. Происхожденіе семьи и собственности. 1897 г.
Летурно. Эволюція собственности. П. 1889 г. 3 р.
Лавелэ. Первобытная собственность. П. 1875 г. 2 р. 50 к.
Коропчевскій. Разсказы про дикаго человѣка. М. 1895 г. 2 р.
Спенсеръ. Обрядовыя учрежденія. К. 1880 г. 1 р. 50 к.