Свободин (настоящ. фамилия Козиенко, Павел Матвеевич) -- талантливый артист на комические и характерные роли (1850--92), воспитанник Петербургского театрального училища; сначала играл на провинциальных сценах, потом в Москве в частном театре Корша, с 1884 г. на александрийской сцене. Репертуар С. слагался из таких разнохарактерных ролей, как Купо в "Assommoir" Золя, Мишоне в "Адриенне Лекуврер", Любима Торцова ("Бедность не порок"), Счастливцева ("Лес"), Никона ("Горькая Судьбина"), Оргонта в "Тартюфе", Муромского в "Свадьбе Кречинского", Полония в "Гамлете", Растаковского в "Ревизоре", Звездинцева в "Плодах просвещения" гр. Л. Толстого. Тщательная отделка деталей была отличительной чертой С., как артиста. Стихотворения и прозаические произведения С. помещались в "Артисте" (очерк "Лицедеи" -- яркая картина провинциальных закулисных нравов), "Живописном Обозрении", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Новом Времени" и др.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XXIX (1900): Сахар -- Семь мудрецов, с. 174
II.
СВОБОДИН Павел Матвеевич [наст. фам. Козиенко; 14(26).12.1850, Петербург -- 9(21).10.1892, там же; похоронен на Волковом кладб., в 1936 прах перенесен в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры], литератор, актер. Внук крепостного крестьянина помещиков Тверской губ. Будаевских; незаконнорожденный. Воспитывался в Петерб. театральном уч-ще (окончил в 1871). С 12 лет выступал на сцене, сначала под собств. фамилией, с 1871 до 1884 под псевд. Матюшин, позднее под псевд. Свободин. В 1871-77 служил в Александрин. т-ре, где изредка получал второстепенные ("выходные") роли, затем, вплоть до 1884, играл в провинции и моск. театрах -- "Пушкинском театре" А.А. Бренко и т-ре Ф.А. Корша. Добившись известности, вернулся в Александрин. т-р. Нек-рое время был секр. Об-ва для пособия нуждающимся сценич. деятелям.
Играл характерные и комедийные роли; наиб, известны: Прибытков и Любим Торцов ("Последняя жертва" и "Бедность не порок" А. Н. Островского; в последней роли имел огромный успех -- Гнедич, с. 40), Муромский ("Свадьба Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина), Осип и Плюшкин ("Ревизор" и "Мертвые души" Н. В. Гоголя), Оргон ("Тартюф" Мольера), Полоний ("Гамлет" У. Шекспира), Звездинцев ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого) и др. "Характерной особенностью исполнения Свободина было строго-объективное отношение к изображенным им ролям, которые он всегда умел тщательно отделывать до мельчайших деталей, а также крайнее разнообразие его таланта" (некролог -- ЕИТ, с. 520). По мнению А. А. Плещеева, С. "давал много в характерных ролях с темпераментом и проигрывал в комических" (Плещеев, с. 137); И.Л. Леонтьев-Щеглов вспоминал, как великолепен был С. в роли опустившегося язвительного графа Шабельского в пьесе А. П. Чехова "Иванов" (Чехов в восп. современников, 1986, с. 63).
Чехов высоко ценил роли, сыгранные С. в его пьесах "Иванов", "Калхас" (Светловидов), "Предложение" (Ломов). В письме к А. С. Суворину он писал: "<В. Н.> Давыдов и Свободин очень и очень интересны. Оба талантливы, умны, нервны, и оба, несомненно, новы" (Чехов. Письма, III,153). С янв. 1889 до своей смерти С. был в числе наиб, близких друзей Чехова, наравне с И. И. Левитаном и И. Н. Потапенко (Чехов ценил в С. человека, к-рый "искренно привязывался и искренно любил" -- Чехов в восп. современников, 1986, с. 70), считался "своим человеком" (М. П. Чехова) в его доме, гостил на даче Чеховых в Луке близ Сум, в 1892 бывал в Мелихове. Они часто виделись в [Лоскве и Петербурге и состояли в переписке (сохранилось более 100 писем С., из них опубликовано 44 -- ЗапГБЛ, в. 16, М., 1954). Пьеса "Леший" изначально предназначалась для бенефиса С; при ее написании Чехов учитывал многочисл. проф. советы С., к-рый высоко оценивал новаторский характер драматургии Чехова и советовал "слушаться самого себя", игнорируя сценич. правила и театральные условности (там же, с. 205). С. принадлежала ключевая роль в примирении Чехова с редакцией "Рус. мысли" (Чехова, с. 130-- 132).
По свидетельству современника, С., начитанный и образованный, "писал недурные стихи и рассказы", его "влекло в литературные кружки" (Плещеев, с. 133, 137). Он бывал на лит. вечерах в доме П. П. Гнедича; в числе его знакомых были А. С Суворин, Д. В. Григорович, А. А. Плещеев, А. А. Потехин, Вас. И. Немирович-Данченко, К. С. Баранцевич, Д. П. Муравлин. С. сотрудничал в "Живописном обозр." (1889), "Рус. мысли" (стих. "Памяти матери" -- 1889, No 10), "Сев. вест." (1892, No 4, 6, 11), "Петерб. газете", "Осколках", "Шуте", "Стрекозе" (стих. "Письмо актера" -- 1889, No 18), "Нов. времени", помещая в осн. гладкие и бесцветные лирич. или шутливые стихи, печатался также в "Рус. старине" (некролог "Вас. Вас. Самойлов" -- 1887, No 6). Вместе с Н.И. Севериным <Н. И. Мердер> создал инсценировку ром. П. И. Мельникова-Печерского "В лесах" -- пьесу "За Волгой" (М., 1886; шла в Александрии, т-ре в 1887). Писал также небольшие муз. пьесы (ЗапГБЛ, в. 16, с. 208).
Наиб. известность С.-литератору принесла автобиогр. пов. "Лицедеи" ("Артист", 1891, No 12, 13, 15, 17, 18, 25; 1892, No 25; не завершена), посвященная жизни провинц. актеров; в центре внимания С. бытовая сторона, устройство спектаклей, организация театрального дела в городах России. Не поднимаясь в худож. отношении над средним беллетристич. уровнем, повесть демонстрировала отличное знание материала, незаурядную наблюдательность, чувство юмора и свободное владение пером. Был женат на актрисе М. И. Барышевой (1856 -- после 1922). Имел также вторую семью и "прижитого вне брака", усыновленного им сына Михаила. Необходимость содержать две семьи вызывала постоянные финансовые трудности, так что С. брался за любые заработки (в 1891 преподавал "выразительное чтение" в частных г-зиях Л. С. Таганцевой и Я. Г. Гуревича в Петербурге), и, возможно, лит. деятельность также служила формой заработка.
Сын С. -- Михаил Свободин (ок. 1880--1906), литератор, сотрудник юмористич. ж-лов 1901-06 ("Бурелом", "Забияка", "Шут". "Стрелы", "Сигнал" и др.), а также газ. "Бирж. вед.", "Новости дня", "Русь" и др. (см.: Стихотв. сатира; Иванов).
Умер на сцене во время исполнения роли Оброшенова в "Шутниках" А. Н. Островского.
Изд.: [Письма А. П. Чехову]. -- Переписка А. П. Чехова, т. I, М.. 1984.
Лит.: Чехов (ук.); Щеглов И. Л., Артист Свободин. -- В сб.: "Призыв", М.. 1897; Гнедич П. П., О В. П. Далматове. -- ЕИТ. 1914. в. 2, с. 40, 48-50; Плещеев А., Что вспомнилось. Актеры и писатели. -- В его кн.: [Соч.], т. 3, СПб., 1914; Из воен. об А. П. Чехове и Худож. т-ре. Записано со слов И. П. Чехова. -- Альм. "Шиповник", кн. 23, СПб., 1914; Кирова Е. И.. 40 лет в театре. М.-- Л., 1931 (ук.); Данилов С. С., Рус. театр в худож. лит-ре. Л. -- М, 1939, с. 184 и др.; Чехова М. П., Из далекого прошлого. М., 1960 (ук.); Чехов в восп. (ук.); Гиляровский В. А., Избр., т. 1. М., 1960, с. 561-62: Альтшуллер А. Я., Павел Свободин, Л., 1976; А. П. Чехов в восп. современников, М, 1986 (ук.). * Некрологи: НВ. 1892, 11 окт.; РМ. 1892. No 11; ИВ. 1892. No 12; "Театральный мирок". 1892, No 42; ЕИТ, сезон 1892-93, СПб., 1894, с. 518-21. Брокгауз; Языков; ТЭ; ИДРДВ; ИРДТ; Рус. драм. театр. Энц., М. 2001: Лит. объединения. 1890--1917; Муратова (1, ук.); Масанов.
Архивы: РГАЛИ. ф. 282. on. I, No 128 (письмо B. C. Лихачеву); ф. 459, оп. I. No 3818 (письмо А.С. Суворину); ф. 726, оп. 1, No 26 (письмо И. А. Всеволожскому): ф. 853, оп. 2, No 1137 (письмо М. Г. Савиной): ф. 2540, оп. I. No 136 (письмо И. П. Чехову); ГЦТМ, ф. 58. No 57; (письмо И. А. Всеволожскому), ф. 67. No 5 (письмо П. П. Гнедичу); ф. 133. No 1595-1617 (23 письма Ф. А. Куманику); ф. 171, No 5, 6 (2 письма М. О. Микешину); ф. 297, No 59 (письмо M. И. Чайковскому).
В. М. Бокова.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007