Свешникова Елизавета Петровна
Свешникова Е. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   СВЕШНИКОВА Елизавета Петровна [22.11(4.12).1847, г. Полоцк Витебской губ. -- октябрь, по др. сведениям, 27.9.1918, Петроград], деятельница нар. просвещения, публицистка, критик, автор книг для нар. чтения. Родилась в семье преподавателя кадет. корпуса. Рано потеряв родителей, жила у деда по матери, А. П. Жеребчикова, с 2 до 10 лет в Петербурге, затем в Вологде (Автобиогр. -- ИРЛИ). Получила дом. образование. Сдав экзамен на звание дом. учительницы в Вологод. муж. г-зии, во 2-й пол. 1860-х гг. в течение пяти лет содержала "смешанную" (для мальчиков и девочек) частную школу. В нач. 1870-х гг. вернулась в Петербург, активно сотрудничала с изв. деятельницами жен. движения М. К. Цебриковой и Е. И. Конради.
   В ж. "Пед. листок С.-Петерб. женских г-зий" (с 1876 "Жен. образование") до 1891 постоянно помещала статьи, чаще с подзаг. "Из заметок учительницы" (в т. ч. "Среди детей" -- 1886, No I; 1888, No 10; и др.), и вела отдел критики и библиографии (с 1887 -- рубрику книг для нар. чтения); печаталась также в ж-лах "Дет. чтение", "Воспитание и обучение" (рецензировала книги для нар. чтения), "Пед. сб-к" (составила также "Систематич. ук. статей, напечатанных в... "Пед. сб-ке"", СПб., 1908), "Пед. музей", "Пед. листок" (чаще подписывалась криптонимами Е. С, Е. Св., Е. С-ва, реже -- Е. Свешн. и полным именем). По ее собств. словам, одной из первых обратилась к обсуждению "полового вопроса" в пед. лит-ре (автобиогр.). Современники отмечали, что статьи С, свидетельствующие о нестандартном отношении к ребенку, "лучше всяких общих рассуждений могут содействовать улучшению домашнего воспитания" (НВ, 1880, 30 июля). В 1877-81 под псевд. Некто из толпы печатала также лит.-критич. заметки ("фельетоны о текущей литературе") в газ. "Кронштадт, вестник", в частности регулярно откликаясь на произв. М.Е. Салтыкова-Щедрина [отд. статьи перепечатаны в кн.: Денисюк Н. (сост.), Критич. лит-ра о произведениях M. E. Салтыкова-Щедрина, в. 3, М., 1905].
   В 1882 совершила путешествие во Францию, где познакомилась с И. С. Тургеневым. В сер. 1880-х гг. активно участвовала в работе "ольденбургского" кружка по изучению нар. лит-ры и распространению книг для народа (Ф. Ф. и С. Ф. Ольденбурги, Д. И. Шаховской, В. И. Вернадский, А. А. Корнилов, И. М. Гревс, А. М. Калмыкова). Подобно др. членам кружка, испытала влияние Вильяма Фрея (Вл. Конст. Гейне, 1839-88), проповедника контовской "религии человечества", в к-ром видела свойственное ей самой стремление "прогнать от себя "индивидуализм", жить и чувствовать больше за других, чем за себя" (ГМТ, ф. Толстого); состояла с ним в переписке (письма Фрея к С. см.: Рус. пропилеи, т. 1.М., 1915, с. 353-60).
   Это увлечение сблизило С. с Л. Н. Толстым, считавшим Фрея "одним из замечательнейших людей нашего и не только нашего времени" (LXIV, 295). По ее просьбе Толстой в марте 1889 начинал работу нал очерком о Фрее (Гусев H. H., Летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого, М, 1958, с. 713).
   В 1885-86 сотрудничала в изд-ве "Посредник", где были напечатаны ее очерк о Франциске Ассизском ("Жизнь Франциска Ассизского", М., 1886; последующие изд. под назв. "Франциск Ассизский"; 8-е изд., М., 1912; рец.: "Рус. нач. учитель", 1886, No 8--9; "Нар. лит-ра. Сб-к отзывов библиотечной комиссии Киев. об-ва грамотности...", в. 1, К., 1903), рассказ "Добрый старик" (М., 1887; переиздано: М., 1890; впервые под назв. "Егор Алексеевич" -- "Дет. чтение", 1885, No 10; рец.: "Воспитание и обучение", 1888, No 2), а также переложения романов -- В. Гюго "Девяносто третий год" ("Брат на брата", М., 1886; неоднократно переиздавалось до 1916; рец.: "Рус. нач. учитель", 1886, No 8-9), О. де Бальзака "Евгения Гранде" ("Скупой и его дочь", М., 1887; 3-е изд., М., 1890; рец.: (А. П. Ольденбург) -- "Воспитание и обучение", 1887, No 3; отрицат. отзыв: РМ, 1887, No 4), Е. Тур "Катакомбы" ("Фабиола, или Древние христиане", М., 1886; 8-е изд., М., 1913) (все три изданы анонимно), переложение в прозе пьесы А. Н. Островского "Бедность не порок" (М., 1887; 2-е изд., М, 1891; рец.: ЖенО, 1887, No 1).
   С апр. 1886 С. принимала деятельное участие в работе С.-Петерб. к-та грамотности (см. протоколы заседаний к-та: "Рус. нач. учитель", 1886, No 6-7, с. 338; 1887, No 3-4, с. 183-84; No 11, с. 495-96), где общее признание получили ее доклады о лубочных книгах (использованы в кн.: П руга вин А. С, Запросы народа и обязанности интеллигенции в области умств. развития и просвещения, М., 1890, с. 267) и общедоступной книжной торговле (см.: Некрасова Е., Нар. книги для чтения в их 25-летней борьбе с лубочными изданиями. Вятка, 1902, с. 53); С. составила ист. очерк "С.-Петербургский комитет грамотности" (ЖенО, 1887, No 2; отд. отт. - СПб., 1887). Придавала огромное значение изданию книг для народа, руководствуясь мыслью об обществ, роли лит-ры и ее воспитат. значении. Необходимыми качествами нар. книги признавала "живую речь" и "живую душу" (напр., достоинство рассказа Толстого "Упустишь огонь -- не потушишь" видела в "трезвой простоте мысли" и "безукоризненно-прекрасном и понятном языке" -- "Воспитание и обучение", 1886, No 10, с. 201), полагала, что "дешевые издания могут подвигать вперед развитие вкуса" (ЖенО, 1887, No 1, с. 53). Одним из необходимых условий приобщения народа к лит-ре образов, сословий считала адаптацию лучших произведений рус. и зап.-европ. авторов и сама создавала подобные компиляции. Кроме книг, вышедших в "Посреднике", С. составила переложения романов И. И. Лажечникова "Басурман" (СПб., 1886; 9-е изд., M., 1916; рец.: (H. И. Позняков) - ЖенО, 1886, No 8; "Рус. нач. учитель", 1887, No 1) и "Ледяной дом" (2-е изд., М., 1901; 6-е изд., М, 1915), повести Вольтера "Кандид, или Оптимизм" ("Старая сказка про Кандида-Простодума", М., 1900; 2-е изд., М., 1903), драм. хроники Островского "Козьма Захарьич Минин-Сухорук" (СПб., 1886; 3-е изд., М., 1917; рец.: (А. П. Ольденбург) -- "Воспитание и обучение", 1887, No 3; отрицат. отзыв: РМ, 1887, No 4). Очень популярна была ее переработка романа А. К. Толстого "Князь Серебряный" (СПб., 1886; 13-е изд., М., 1917; peu.: (H. И. Позняков) -- ЖенО, 1885, No 10; "Нар. школа", 1886, No 2; "Рус. нач. учитель", 1887, No 1), признанная "образцовым" переложением, в к-ром "избранные сцены совершенно сохранили достоинства оригинала" ("Что читать народу", с. 683-84). Др. компиляции С. также отличаются бережным отношением к оригиналу, стремлением передать "красоту произведения" (см, отзыв Толстого о переложении романа Гюго: "Содержание статьи прекрасное... Язык однохарактерный и в разговорах даже очень хорош и чувствуется Hugo, т.е. великий мастер" -- LXIII, 254).
   В 1888-1905 С. занимала должность начальницы Твер. земской жен. учительской школы П.П. Максимовича, на к-рую была рекомендована изв. деятелями нар. просвещения, в частности В.Д. Сиповским, отзывавшимся о ней как о "замечательно симпатичной, замечательного ума личности, всецело преданной добру и пользе общественной деятельности" (из письма Максимовича неустановленному лицу от 11 сент. 1887 -- ГА Твер. обл., ф. 800, оп. I, д. 1514). По словам историка Твер. земства, школа была поставлена "на высоту образцового педагогического заведения" благодаря гл. обр. усилиям Ф. Ольденбурга и С. (Веселовский Б. Б., Ист. очерк деятельности зем. учреждений Твер. губ., Тверь, 1914, с. 250). В 1892-96 возглавляла Справочно-пед. бюро, ведавшее школьной статистикой и вопросами школьного и кар. чтения; создала при нем. библиотеку пед. и нар. изданий -- ок. 8 тыс. книг ("Доклад Твер. губ. зем. управы по нар. образованию. 1901 -- 1902", б.м. и б. г., с. 19). В 1901 получила от Тверского зем. собрания 1000 руб. на отпуск и лечение, но пожертвовала их "в пользу улучшения гигиенических условий школы П. П. Максимовича" (из письма
   С. председателю управы -- в кн.: Ж-лы заседаний Твер. очередного губ. зем. собрания сессии 1901 г. ..., Тверь, 1902, с. 122). В 1903 предполагала открыть в Твери частное жен. уч. заведение для подготовки нар. учительниц (было получено разрешение Мин-ва нар. просвещения и напечатаны объявления), но проект не осуществился.
   Сведения о последнем периоде жизни С. очень скудны. Оставив в 1905 школу Максимовича, жила в Петербурге, была казначеем Высших женских (Бестужевских) курсов. Современники считали С. образцом "самоотверженного чувства при строгой, иногда сердитой внешности, настоящего свободного ума и активного добра" (Гревс, с. 157).
   Др. произв.: "Любимая книга" (М., 1902); переводы (из "Путешествия по Герцеговине" А. Мейлана): "Черногория, Босния и Герцеговина. Этногр. очерк" (в кн.: Сб-к статей и рассказов для юношества, СПб., 1877), "Из Путешествия по Черногории" (в кн.: Сб-к статей и рассказов для учащихся старшего возраста, 2-е прил. к ж. "Жен. образование", 1877, СПб., 1878).
   Лит.: Толстой; Салтыков-Щедрин; Тургенев. Письма (все - ук.); Ан-ский (Рапопорт) С. А., Очерки нар. лит-ры, СПб., 1894, с. 70-72; Доклады и отчеты Твер. губ. зем. управы по школе Максимовича и пр. Мат-лы по нар. образованию за 1886-96 (Б. м. и б. г.); Протопопов Д. Д. (сост.). История С.-Петерб. к-та грамотности..., СПб., 1898, с. 34, 107, 110; Котриц Б., Восп. о С.-Петерб. к-те грамотности. - В кн.: С.-Петерб. к-т грамотности, СПб., [1911); Симонов И. С. (сост.), Пед. сб-к за 50 лет. П., 1914. с. 63; Гревс И. М., В годы юности. - "Былое", 1921, No 16. с. 155-58; Кайда нова О., Очерки по истории нар. образования в России и СССР на основе личного опыта и наблюдений, т. 1. б. м., 1938, с. 176 и др.; Ильина Т. А. (сост.). Из личных библиотек учителей школы П. П. Максимовича.., -- В сб.: 125-летие Школы Максимовича, Тверь, 1997, с. 76-78: Строганова Е. H., Из истории жен. движения 1870--1880-х гг. (Е. П. Свешникова). -- В сб.: Женщины. История. Общество, в. 1. Тверь, 1999; ее же, "Некто из толпы": автобиография и биография С. -- В сб.: Женские и тендерные исследования в Твер. гос. ун-те, Тверь, 2000; ее же, Роман И. И. Лажечникова "Басурман" в переложении С. -- В сб.: Лажечников и Твер. край. Статьи и мат-лы, Тверь, 2005; Юкина И. И., Гусева Ю. Е., Женский Петербург, СПб., 2004, с. 184-86. * Голицын; Пономарев: ИДРДВ: Что читать народу. Критич. ук. книг для нар. и дет. чтения. СПб., 1889. т. 2, с. 72-73. 83, 88-91. 308, 316, 557-58, 683-84: Битовт Ю. (сост.). Гр. Л. Толстой в лит-ре и иск-ве, М., 1903 (публикации С. ошибочно приписаны Е. А. Сысоевой); Добровольский Л. М., Библ. лит-ры о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848-1917. М.-Л., 1961 (ук.); Муратова (1, ук.); Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 377, on. 7, No 3192 (автобиогр.); РГАЛИ. ф. 552 (письма В. Г. Черткову. 1885-92); ГМТ, ф. Толстого (письма Л. H. Толстому, 1887-90; письмо В. Фрею. 1886); H Б Твер. гос. ун-та, Отдел редких книг, ф. школы Максимовича, оп. 1, No 10 (2 рукописи), 26 (письмо к С.); ГА Твер. обл., ф. 103. оп. 1, д. 814 (письмо В. И. Колосову); ф. 20, оп. 1, д. 5568, 6455, 6506. 6595, 6717, 7926; ф. 861, оп. I, д. 1152. 1239 (служебные док-ты); АРАН. ф. 518, оп. 3, No 1466 (письма В. И. Вернадскому. 1887-1914); оп. 7, No 390 (30 писем H. E. Вернадской, 1887-1914); ГАРФ. в ф. 635 и 5102 - письма Д. И. Шаховскому и А. А. Корнилову; Моск. гор. объединение архивов, ф. 2252, оп. 1, No 946 (письма Н. В. Чехову) [справка М. Ю. Сорокиной].

Е. Н. Строганова.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 5. М., "Большая Российская энциклопедия", 2007

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru