Свенцицкий Валентин Павлович
О самом дорогом

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   --------------------------------
   Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 3. Религия свободного человека (1909-1913) / Сост., коммент. С. В. Черткова. М., 2014.
   --------------------------------
   Среди всевозможных предрассудков и недоразумений, связанных со словом "христианство", одним из вреднейших является общее, вкоренившееся убеждение, что христианство проповедует порабощение личности.
   Все современные "бунтовщики" -- от великого Ницше до маленьких Арцыбашевых -- все считаются апостолами какого-то, якобы нового учения о свободной человеческой индивидуальности, и потому "врагами" и разрушителями христианства.
   Общество по какому-то чудовищному недоразумению сочувствует им именно как борцам за "освобождение личности" и самым серьёзным образом думает, что разухабистая философия Санина есть "реакция" против рабской христианской морали.
   Между тем, если и есть что-нибудь "нового" во всех современных учениях о личности, если и есть что-нибудь враждебного христианству, так это разве что подлинную, безграничную свободу христианского учения о личности они заменяют подделкой, мишурой, "свободой" раба, прикованного к длинной железной цепи.
   Учение о личности -- это самое дорогое в христианстве. С этого-то самого дорого мне и хочется начать теперь исполнение давнишнего обещания, данного мною читателям "Писем одинокого человека".
   В одном из декабрьских писем я обещал развить основные начала того понимания христианства, которое исповедую и которому самое правильное было бы дать название "религии свободного человека"!
   Другие более "злободневные" темы отвлекли моё внимание. И только теперь я вновь возвращаюсь к своему первоначальному плану.
   Последнее время я всё писал об "интеллигенции". И не удивительно: "у кого что болит, тот про то и говорит". А "интеллигентский" вопрос долго был для меня неотступным, и слишком много стояло за ним пережитого, -- потому-то и хотелось поскорей поделиться с читателями своим решением этого вопроса.
   Самое дорогое, разумеется, всегда оставалось самым дорогим. Но для того чтобы говорить о нём, требовалось большее спокойствие и более внутренне-сосредоточенное настроение.
   Ведь вас не смущает мой "интимный тон"? Ведь мы давно условились с вами отбросить в сторону "общепринятую" литературную "чопорность" -- и говорить просто по-человечески. Итак -- о самом дорогом.

------------

   Христос в пустыне отверг рабство материальное, рабство "хлеба насущного" и рабство духовное -- рабство "власти" -- для того, чтобы провозгласить высшей ценностью человеческую личность.
   Он взошёл на Голгофу, вознёс Себя на крест, чтобы даровать человеческой личности -- богочеловеческое достоинство.
   По учению христианскому, каждая человеческая душа, по тем внутренним возможностям, которые в ней заключаются, есть величайшая драгоценность, которую нельзя ни заменить, ни оплатить никакою вещественною ценностью -- хотя бы для этого были собраны все богатства земли.
   "Богосыновство" каждой человеческой личности есть как бы мост, который перекинут от конечного ограниченного существа "человека" -- к бесконечной сущности "Бога"!
   Соединяясь "богосыновством" с высшим началом, человек тем самым получает возможность и достигнуть подлинной свободы, и сознать свою настоящую ценность.
   Подлинная свобода не в том, чтобы делать "что хочется" -- можно быть рабом своих "желаний", -- а в том, чтобы жизнь была проявление свободной бессмертной сущности человека, а не временное тление его оболочки.
   Если алкоголик, весь отдавшийся своей страшной страсти, дрожащей рукой подносит к себе рюмку водки и говорит, что он пьёт, "потому что хочет", и что это и есть проявление его "свободы", -- вы ему не поверите и скажете, что он раб своей страсти, потому что она им владеет.
   Если "свободный" господин во вкусе Санина не может хладнокровно видеть женской юбки и унижается до того, что для удовлетворения своих грязных инстинктов готов подсматривать в женских купальнях, -- если господин этот скажет вам, что он делает, что хочет, потому что "свободен", -- вы скажете ему, что он лжёт, потому что он раб своих половых инстинктов.
   Вы назовёте и алкоголика, и развратника рабами потому, что ихнее "желание" -- пить водку и смотреть на купающихся женщин -- было проявлением низшей тленной оболочки человека, а не свободной бессмертной его сущности.
   "Богосыновство", сознание себя не только как "временной вещи", но и как вечной сущности, есть необходимое условие свободы потому, что, только сознав себя этой вечной сущностью, можно проявлять её в жизни во всей полноте.
   Христианство, открывая путь к настоящей свободе человеческой личности, тем самым устанавливает и настоящую её ценность.
   Ибо если человек существо конечное -- то и "плата" за него не может быть "беспредельной", как бы дорого эту личность ни оценивать. Только за "бесконечное" цена может быть "бесконечно дорогой".

------------

   Если бы христианское учение о "личности" было принято, и принято не для виду, не "так себе", а по-настоящему вошло бы и в плоть, и в кровь, -- тогда вся жизнь бы перевернулась. И произошла бы настоящая "переоценка всех ценностей".
   Возьмите такой пример. На улице бумажник валяется, в нём несколько миллионов денег. И вот прохожим объявляется, что всякий желающий может этот бумажник взять и сделать своей собственностью. Как вы думаете, долго бы пролежал этот бумажник на улице? Можете быть уверены, что его бы сейчас же подняли.
   Но если бы на улице лежал брошенный ребёнок -- и прохожим предложили бы беспрепятственно взять его на воспитание? Скорей всего, ребёнок бы умер на улице, не дождавшись своего благодетеля.
   И это потому так, что у людей полнейшее отсутствие сознания того, что душа ребёнка бесконечно большая ценность, чем бумажник, набитый деньгами.
   Общество, принявшее христианское учение о ценности человеческой личности, должно произвести коренную переоценку всех ценностей. И как сейчас все готовы забрать себе сторублевые бумажки, точно так же, только в сто, в миллион раз больше, должно явиться готовности у общества взять к себе "возрастить" эту высшую ценность -- "человеческую душу", заключённую в валяющемся на улице ребёнке.
   Сейчас человек "ни во что идёт", он может умирать с голоду, в грязи, на морозе, может погибать от пьянства, гнить в публичных домах -- цена на человеческие души упала до ноля. Но подымите стоимость её до настоящей цены. Провозгласите вместе с христианством личность самым дорогим сокровищем и посмотрите, как преобразится вся жизнь.
   Христиане верят, что для "спасения людей" страдал Христос, что для освобождения человеческих душ и ради приобщения их к вечной жизни, то есть ради дарования им безграничной ценности, Он принял крестную смерть, -- так каким же безумием с точки зрения этих христиан должно было бы казаться то, что эти "освобождённые души", "бесценные сокровища" валяются под заборами, унижаются, оскорбляются, находятся в полнейшем презрении у людей!
   Но это никому не кажется безумием, потому что никто по-настоящему, и умом, и сердцем, не принимает христианского учения о человеческой личности.
   Не только смехотворным русским "свободным" хулиганам вроде Санина, а и всем мудрецам вместе взятым и во сне не снилась такая захватывающая, такая полная и окончательная "свобода личности", какая дана миру Христом.

------------

   А в заключение я позволю себе привести одно изумительное место из посланий апостола Петра. Оно с пророческой силой обращено к нашему времени:
   "Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении. Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо кто кем побеждён, тот тому и раб" (2 Пет. 2, 18-19).

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru