Свенцицкий Валентин Павлович
Что такое мода?

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   --------------------
   Публикуется по: Свенцицкий В. Собрание сочинений. Т. 3. Религия свободного человека (1909-1913) / Сост., коммент. С. В. Черткова. М., 2014. C. 48-52.
   --------------------
   Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что такое "мода"?
   Вы, пожалуй, скажете, что такими "мелочами" не интересуетесь? Что в то время, когда "наш великий народ" и прочее... незачем заниматься глупыми и праздными вопросами...
   Да, я согласен, наш великий народ -- большая тема. Но знаете ли вы, что в жизни нет маленьких вопросов.
   Вы скажете: "Мода -- пустяки".
   А я скажу, что это страшное явление человеческой жизни.
   Не мода страшна, страшно то, о чём она свидетельствует...
   Что же такое "мода"?

--------

   Весной мне пришлось проездом быть в Саратове. Я ждал парохода. Пошёл в сквер посмотреть на публику. Вы не думайте, что это "противоречие": одинокий человек и на публику ходит.
   Поверьте, нигде человек не бывает так одинок, как "на публике".
   Сижу и смотрю.
   Народу много. Кавалеры, барышни, молодёжь... Смеются, ухаживают...
   Вот идут две девочки, лет 12-13, должно быть, гимназистки. Идут, взявшись за руки, в одинаковых голубых платьицах. Лица у них такие хорошие, детские и платья славные, и цвет голубой так идёт к ним. Только как-то странно надет пояс. Не на месте. А когда они проходят и поворачиваются ко мне спиной, я вижу, что бант сзади на поясе сделан почему-то на пол-аршина ниже, чем делается всегда. Я вспоминаю, что в Петербурге видел в театре несколько женщин с такими поясами. И мне тогда делается ясно, что это -- "мода". Конечно, я мог бы назвать эту нелепость "модой" и успокоиться, ведь мы любим назвать что-нибудь каким-нибудь "биринби" и сделать вид, что больше говорить нечего: всё ясно.
   Но уж очень было гадко видеть эту моду на этих детях, и я стал думать.
   Я убеждён, что две саратовские гимназистки, вероятно, из 2-го или 3-го класса, с такими милыми простыми лицами, гуляя по скверу, взявшись по-детски "за руки", даже не подозревают, какие нелепые и дикие платья на них надели. Больше того. Я уверен, что мамаша их, женщина добрая и неиспорченная, одела своих дочек в эти костюмы вовсе не потому, что так "захотела", и не потому, что дикая идея "прикрепить бант не на надлежащем месте" пришла ей по некому вдохновенью, -- а просто потому, что увидела этот несчастный бант в последнем  парижского "модного журнала".
   Моды, как известно, создают парижские кокотки. И вот чудом каким-то бант, съехавший в Париже у какой-нибудь дамы полусвета, оказался прикреплённым на том же самом месте у саратовской гимназистки.
   Это -- мода в дамской одежде. Но совершенно такая же история "с бантами" происходит и в самой высшей сфере проявления человеческого духа, положим, в искусстве. В театре.
   Парижские кокотки спустили бант. А Ростан написал "Шантеклера", Лангиель -- "Тайфуна"...
   И вот начинается, точно болезнь какая: "Шантеклер" всюду, во всех театрах, сотни переводов. Десятки тысяч на постановку пьесы, миллионы сборов, конфекты "Шантеклер", папиросы "Шантеклер", карандаши "Шантеклер"... всюду, везде, во всех витринах.
   Проходит два-три месяца, и все видят, что ничего "особенного" нет. Что Ростан написал пьесу, в которой по сцене ходят куры и другие птицы и говорят напыщенный вздор. Мода кончилась.
   Что же это, в конце концов, такое?

--------

   "Мода" -- это коллективное обнаружение человеческого безличия.
   А человеческое безличие я считаю величайшим грехом, тем самым "смертным грехом", "хулой на Духа Святаго", которые не прощаются ни в сей жизни, ни в будущей.
   Признаёте вы бессмертие или не признаёте, -- смысл земной жизни и для верующего, и для неверующего в конце концов лежит в развитии и проявлении тех внутренних сил, которые потенциально (в возможности) содержатся в человеке. Если я верующий, для меня развитие и проявление всех своих сил является основной божественной заповедью.
   В самом деле. Бог создал и послал меня в мир. Дал мне определённое количество духовных возможностей. Это есть моя личность. Я должен прожить свою земную жизнь, доведя до величайшей степени развития свою личность. В этом смысл и оправдание моего бытия. А так как в основе своей личность божественна, то развить её до конца -- это значит стать "сыном Божьим", по слову апостола, иметь все "чувствования, какие и во Христе Иисусе". Проявить же свою божественную личность -- это значит со всей возможной для нас силой осветить жизнь божественным началом.
   Мода начинается там, где кончается "личность".
   "Лично" только то, что человек определяет сам из себя. Надевает бант так и потому, что это ему нравится, соответствует его вкусу, его желанию. Он смотрит "Шантеклер" не потому что "все" смотрят, а потому что пьеса эта нужна ему, отвечает его духовной потребности.
   Как только человек сделал хоть один шаг не потому, что такова его воля, а потому, что такова воля парижской кокотки или французского писателя, -- так сейчас же, в тот же момент, он отрёкся от своей свободной личности, т. е. отрёкся от божественного начала.
   Человек должен всегда делать то, что хочет. А хотеть того -- что должен.
   Не потому страшна мода, что теперь женщины начинают носить платья, так стянутые внизу, что нельзя шагнуть. Не потому, что это некрасиво, неудобно и глупо, наконец, -- если бы они захотели так стреноживать себя, захотели бы этого неудобства, уродства и глупости, -- было бы полбеды. Это свидетельствовало бы о недостаточном развитии личности. Но страшная беда в том, что они вовсе этого не хотят и шьют потому только, что кто-то, где-то шьёт эту глупость, и это свидетельствует уже о полном отсутствии человеческой личности. Всякий незначительный факт отражает в себе жизнь. А всё, что касается жизни, обязательно вырастает в вопрос громадной важности. Как ни сложна жизнь, а в то же время "едина по существу", и в силу этого единства каждая отдельная её черта органически связана со всем целым.
   Отсутствие цельной личности я считаю самым грозным явлением современной жизни и создание цельной индивидуальности -- величайшей мировой задачей.
   "Мода", где бы и в чём бы она ни выражалась, -- для меня показатель самой страшной язвы на теле человечества. Там, где личность, -- там свобода; там, где бессилие личности, отсутствие её, -- там рабство.
   И потому мода есть символ человеческого рабства.

--------

   А в заключение опять не могу не сказать того, к чему всегда в конце концов обращается моя мысль: к одиночеству.
   Быть свободным! Стать личностью! Не подчиняться всеобщей моде!
   Но как этого достигнуть?
   Путь один: через одиночество.
   Что же, в пустыню прикажете? Нет, зачем же. Для начала хоть поменьше говорите и побольше думайте.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru