Печатается по: Новая Земля. 1912. N 17/18. С. 6-7.
---------------------
Несчастная третья Дума доживает последние дни, и все партии мало-помалу начинают готовиться к выборам в новую, четвёртуюДуму.
Будет ли новый состав "русского парламента" таким же жалким и бездарным, как нынешний, или, напротив, явится подлинным выражением воли народной -- предугадать не трудно. Избирательный закон, предоставляющий на выборах все преимущества "цензу", и администрация, уже начавшая всячески способствовать выбору из господ наиболее чёрных, -- всё это свидетельствует с непреложностью, что четвёртая Дума будет такой же серой, никчёмной, как и нынешняя.
Невольно является вопрос: как относиться к выборам христианам?
Прежде всего: участвовать ли?
Безусловно: да.
Христианин меньше всего должен думать о последствиях своих действий, он должен руководствоваться сознанием своего религиозного долга, предоставляя высшей Воле направлять всё к благой цели. А религиозный долг каждого христианина -- принимать участие в общественной жизни и всеми доступными ему средствами уменьшать существующее общественное зло.
Другой вопрос: кого выбирать в Думу?
Христиане не организованы в особую политическую партию, а по основному требованию христианства -- безусловной свободе личности -- едва ли могут быть организованы в политическую партию в современном смысле слова. Значит, христианам придётся "примыкать" на выборах к другим.
К кому же?
Этот вопрос находится в связи с другим вопросом. Что может положительного сделать четвёртая Государственная дума?
Реформировать страну она не может. Создать творческое, новое законодательство не в её силах и власти. Лучшее, что можно от неё ожидать, -- это разъяснение народу, где его враги. То есть выполнение задачи чисто агитационной и оппозиционной.
И христиане должны поэтому поддерживать на выборах тех, от кого больше всего можно ожидать честного выполнения этой задачи.
Другими словами, и духовенство, и верующие миряне должны голосовать за кандидатов крайних левых партий.