Свенцицкий Валентин Павлович
Письма к В. Я. Брюсову

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   --------------------
   Публикуется по: Новый журнал. 2011. N 263.
   ------------------
  
   Многоуважаемый Валерий Яковлевич!
   Посылаю Вам рассказ "Мать", если подойдёт, не напечатаете ли в "Русской Мысли"? Это первый рассказ из шести задуманных мной, под общим заглавием: "Убийцы". Если рассказ не понравится, и вообще, по тем или иным соображениям напечатать в "Рус. М." его нельзя, -- пожалуйста, рукопись верните по адресу: г. Царицын-на-Волге В. П. Платонову до востребования. По этому же адресу очень прошу Вас и ответить мне на моё письмо.
   Всего Вам хорошего.

В. Свенцицкий

  
  
   Штемпели на конверте: Царицын -- 24.10.1911; Москва -- 26.10.1911.
  
   Многоуважаемый Валерий Яковлевич!
   В середине сентября я послал Вам в г. Каширы рассказ "Мать" заказной бандеролью и заказное сопроводительное письмо. Если не ошибаюсь, адрес написан такой: Мещанская, 3.
   Не получая долго от Вас ответа, запросил И. П. Брихничёва о точном Вашем адресе, в ответ получил: Мещанская, 32.
   Так вот, если я действительно перепутал Ваш адрес и Вы моей рукописи и письма не получали, будьте так добры немедленно уведомить меня, я телеграфирую на Московский почтамт Ваш верный адрес.
   Пишите пожалуйста заказным по адресу: Царицын на Волге, Вячеславу Платоновичу Платонову до востребования.
   Всего хорошего.

В. Свенцицкий

  
  
   Потомки сестёр Красновых, одной из которых была жена Свенцицкого Евгения Сергеевна (1892--1986), сберегли в семейном архиве машинопись 1930-х годов с предисловием автора.
  
   Напечатание рассказа "Мать" сопровождалось следующими обстоятельствами.
   Этот рассказ был послан мною в "Русскую мысль", В. Я. Брюсову, который редактировал тогда беллетристический раздел журнала. Через некоторое время я получил от него письмо, где он, одобрительно отзываясь о рассказе, сообщает, что с рассказом почему-то пожелал ознакомиться П. Б. Струве. После напечатания "Антихриста" и исключения меня из Московского религиозно-философского общества за безнравственную жизнь круги близкие к Совету общества встали ко мне в столь враждебное отношение, что смысл желания П. Б. Струве "ознакомиться" с моим рассказом был для меня ясен 1. И действительно, через несколько дней я получил рассказ обратно. В это время я перешёл на нелегальное положение и жил по паспорту В. П. Платонова. Я взял свой рассказ "Мать" и послал его в "Русское богатство" от имени "В. П. Платонова". Рассказ был принят 2.
  

ПРИМЕЧАНИЕ

   1 Есть основания полагать иные причины неприязни. Ср.: "В судебной палате с участием сословных представителей слушалось дело по обвинению редактора журнала "Полярная Звезда" П. Б. Струве и студента В. П. Свенцицкого по 5-му п. 129 ст. Угол. Улож. за статью последнего "Открытое обращение верующего к православной церкви", напечатанной в N 8 журнала "Полярная Звезда". В статье этой прокурор усмотрел преступный призыв к войскам. Свенцицкий заявил, что обращение его было направлено к церкви. Вызванный в качестве свидетеля о. [Константин] Аггеев подтвердил, что мысли, высказанные в инкриминируемой статье, вполне соответствуют делу и учению православной церкви. Товарищ прокурора поддержал обвинение, находя, что если бы автор хотел своё обращение направить к церкви, а не к войскам, он направил бы его в виде письма на имя обер-прокурора святейшего синода. Защищал обвиняемых прис. пов. А. С. Зарудный. Суд признал Свенцицкого невиновным, а П. Б. Струве -- виновным в неосмотрительности по 7-й ст. 8-го отдела временных правил о печати и приговорил его к 100 руб. штрафа или аресту на 1 месяц" (Книжный вестник. 1906. N 41. С. 989). Кроме того, журнал был закрыт.
   В письме к А. С. Глинке 1907 г. (Вопросы философии. 1992. N 12) Струве чётко обозначил позиции, объявив себя протестантом и почувствовав в Свенцицком последователя "настоящей философии православия" -- религии "материализации Бога". А в статье "На разные темы" (Русская мысль. 1908. Кн. 2. С. 174-179) обвинил идейного противника в "догматическом изуверстве", поскольку его максимализм "жесток и топчет -- во имя абсолюта! -- чужую личность", тогда как "вообще современным людям нельзя проповедовать никакой религии".
   2 С конца 1908 г. до Февральской революции Свенцицкий скрывался от преследования полиции (против него велось шесть уголовных дел по обвинению в антигосударственной деятельности за печатные выступления), используя поддельный паспорт на имя "Вячеслава Платоновича Платонова".

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru