Новая политическая организация, именующаяся Христианским братством борьбы, считает нужным в последовательном ряде обращений "К обществу" выяснить смысл и значение своей деятельности. Братство при этом живо чувствует всю невыгоду своего положения. Ему придётся обращаться к людям, не допускающим никакой искренней работы во имя Христово1; относящимся ко Христу или безучастно, или враждебно, как к чему-то прошлому и ненужному, что теперь употребляется лишь для эксплуатации невежественных масс, к людям -- смотрящим на Церковь ещё с большей враждой, как на символ самой грубой общественной отсталости. И несмотря на явный интерес к вопросам философско-религиозного характера, который теперь наблюдается в обществе2, Братство уверено, что с первых шагов, начиная с самого названия, Христианское братство борьбы, в массе интеллигентной оно встретит недоверие и в лучшем случае любопытство к несколько необычному явлению. Причина этого лежит в традиционном и понятном предубеждении к христианству, поскольку оно до сих пор пыталось проникнуть в сферу общественных отношений, т. к. до сих пор христианские начала вводились Церковью лишь в сферу индивидуальной жизни и не были положены в основу общественных отношений, в которых Церковь всегда играла недостойную роль и служила безбожным целям государства. Но такое сужение задач не придало большей интенсивности церковным силам, а, напротив, привело к полному параличу. Всего ярче сказалось это среди интеллигенции в её отношении к различным революционным партиям. Революционное движение глубоко проникнуто этическим элементом, идеей самопожертвования, любовью к ближнему, к страдающему и угнетённому, оно носит в своей основе несознанный дух Христов. У русского интеллигента в силу особых исторических и общественных условий всегда была глубокая потребность своё религиозное делание выразить именно в деятельности общественной; между тем Церковь, упорно игнорируя эту сторону жизни, призывала и призывает к тому, что для большинства психологически несовместимо: к личному совершенствованию при полном игнорировании общественных задач и политических интересов, между тем революционные партии, хотя теоретически и отбрасывают религию, практически призывают к делу если не вполне Христову, то, во всяком случае, в главном близком Ему. Церковника и революционера стало возможным уподобить двум рабам, из которых один сказал, что он пойдёт к господину, и не пошёл, а другой сказал, что не пойдёт, и пошёл. Пусть нет религии... пусть смеются над Богочеловечеством Христа, -- работа Его совершается, и в этом черпается удовлетворение для бессознательной жажды Господней.
И вот действительно всякий честный русский интеллигент становится революционером, дорогою ценою покупая право послужить истине. В области теоретической от него требуют такого миропонимания, которое не соответствует всему его складу и которое, если его провести с беспощадной логикой до конца, -- в сущности, должно уничтожить всякий смысл той работы, во имя которой совершается эта сделка. Чувствуется это всеми инстинктивно, и потому большинство русских революционеров стараются не углубляться в теоретические дебри, чувствуя, что нет там их правды, а если она и есть, то только в практической программе. Те же, которые не в силах побороть своих теоретических сомнений, остаются с душевным разладом на всю жизнь, т. к. работают по непосредственному требованию совести, а сознание не подкрепляет, а скорее разлагает его. Весь трагизм такого положения поймут особенно те немногие, которые стоят на вполне определённой христианской точке зрения и потому не колеблются, а категорически отрицают теоретическую основу революционных партий, -- и несмотря на это должны присоединяться к ним, за полной психологической невозможностью не работать в этом направлении вовсе, и тем, безусловно, идя на некоторый компромисс.
Отсюда понятно, почему Братство в своей краткой программе, которая приводится ниже, нашло нужным подчеркнуть именно свои общественные задачи. В дальнейших обращениях "К обществу" будет раскрыта возможно полная картина того, каким образом Братство думает осуществлять свои цели и какой идеал оно полагает в основу своих стремлений. Покуда же было важно установить, что Братство возникло из глубокой и неудовлетворённой потребности верующих, религиозных людей раскрыть "правду о земле", протестовать против пренебрежительного отношения Церкви к процессу жизни, в основе чего лежит неверие в жизнь и в её Божеское назначение; не словом, но делом осуществить те конкретные формы, в которые должно вылиться истинное христианство и Царствие Божие, внутри вас заключённое, -- Царство небесное с небес свести на землю...3 И Братство убеждено, что во многих, скрыто и тайно любящих Христа, не знающих, как послужить Ему в сфере общественной, найдёт оно горячий отклик, и призыв его не останется без ответа.
О ЗАДАЧАХХРИСТИАНСКОГОБРАТСТВА БОРЬБЫ
Христианское братство борьбы ставит целью активное проведение в жизнь начал вселенского христианства. Казалось бы, что тут особенного? Разве не каждый христианин ставит себе те же цели? В чём же особенность Братства? Почему оно считает это преимущественно своей задачей?
Дело всё в том, что начала вселенского христианства не только не осуществлены, но даже просто не сознаны целиком во всём объёме историческим христианством. Историческое христианство во всех своих конкретных разветвлениях -- от русского православия и римского католицизма до самых крайних сект протестантизма -- восприняло и самым действенным образом ввело в сознание отдельных людей одну сторону евангельского учения: это учение о том, что "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). Царство Христово есть Царство свободного единения, чистоты и света, и потому всякий хотящий войти в него должен прежде всего очиститься сам, должен скинуть с себя ветхого человека и облечься в нового (Кол. 3, 9; Еф. 4, 22), должен переродиться, извлечь и спасти свою душу из мира греха и злой жизни. Таким образом, личное перерождение, очищение своего индивидуального сознания и спасение своей души -- вот центральная и единственная идея исторического христианства. Всё остальное: дела любви, устроение своей личной жизни на христианских началах, доброе отношение к другим людям -- всё это историческим христианством рассматривается как простое и необходимое следствие из внутреннего перерождения.
Всё это так. Всё это правда от начала до конца; но это далеко не вся правда, возвещённая Христом. И кто её выдаёт за всю правду и видит в ней начало, середину и конец и учит так других -- тот явно погрешает против слова Божия и лжёт на полноту Христовой истины. Это делает теперешнее христианство4. Оно забыло другую сторону евангельского учения, забыло, что Царство Божие -- не только факт внутренней жизни, переживаемый отдельным сознанием наедине с собой и с Богом, но и -- о чём вещает чуть ли не каждая строчка Нового Завета -- факт мировой, вселенский; царство Божие, неприметно войдя внутрь человека, его усилиями должно раскинуться на то, что вне его. Своим благодатным строем оно должно победить и преобразить всю злую природную жизнь, во всех её проявлениях, от сферы индивидуального сознания и человеческих отношений до космического зла, царящего в природе. Евангелие должно быть проповедано "всей твари". Христос заповедал апостолам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15), ибо "вся тварь" совокупно "стенает и мучится доныне", обещая "откровения детей Божиих" (Рим. 8, 19-22). Историческое христианство забыло этот завет и, проповедуя, что то-то и то-то нужно для того, чтоб вступить в Царство Божие, совершенно угасило в себе всякие живые представления о том, что же такое это Царствие Божие. С этим вместе оно поддалось страшному уклону от Христа и безусловно истинную идею о необходимости для вступления в Царство Божие -- прежде всего лично переродиться -- исказило в ложную и антихристианскую идею "самоспасания", которая и пользуется самым широким распространением5.
А между тем вопрос этот ясен. Сами собой принимают конкретную форму обязанности, вытекающие из этой стороны евангельского учения. Их много, очень много, и все они забыты историческим христианством. Мы будем говорить только об одном ряде таких обязанностей, сознание которых и определяет деятельность Братства.
Христос был Богочеловек. Он вочеловечился и принял плоть. Искупая её Своею пречистою кровью, Он не отделился от неё, а остался в ней и с ней, потому что связан с ней "нераздельно и неслиянно"6, потому что пришёл не упразднить её, а освятить7. Преобразивши её на Фаворе и освободивши её от рабства греху Своими страданиями и от рабства смерти Своим воскресением, Он положил начало "обожению плоти" (выражение св. Антония Великого)8, которое закончится "новой землёй, в ней же правда обитает" (2 Пет. 3, 13). Этим Он дал вечный образ поведения и указал путь, по которому должен идти каждый христианин. Каждое отдельное лицо, для того чтобы становилось возможным Царство Божие "внутри" него, должно побеждать в себе похоть плоти9 и облекать тело своё во Христа10, приуготовляя его к славе и нетлению11. Но, по основному учению Евангелия, человек не может рассматриваться как самодовлеющий, не связанный с другими атом. Он только один из бесчисленных членов великого и единого целого, собирательного индивидуума Церкви. Эта Церковь, объективное Царство Божие, осуществляясь и водворяясь в душе всего человечества, должна победить похоть плоти уже не отдельного лица, а всего человечества и облечь тело -- уже тело не отдельного лица, а тело всего человечества -- во Христа и сделать его невестой Христовой12. Эта плоть и тело, не будучи телом и плотью отдельных лиц, является результатом взаимодействия последних, основанного на потребностях тела и плоти, а это и есть прежде всего отношения экономические, общественные и государственные. Значит, человечество, становящаяся Церковь, для осуществления в себе Царства Божия должно бороться со своею похотью и побеждать свою плоть, т. е. животворить13 и проникать Духом Христовым отношения экономические, общественные и политические, да изобразится и в них Христос14 и да будет Бог вся во всём15. Таким образом, из действительной веры во Христа -- вочеловечившегося и пришедшего во плоти -- с неизбежной внутренней последовательностью вытекает для каждого христианина обязанность принимать самое деятельное участие в общественной и политической жизни страны16 и здесь, в той самой области жизни, от которой с отшельническим ужасом отвергалось историческое христианство, действенно осуществлять вселенскую правду Богочеловечества. Это и является общей задачей Братства.
Конкретные условия настоящего тягостного времени расчленяют эту общую задачу и определяют ближайшие частные задачи, на которые со всей возможной силой и направится деятельность Братства.
1. Первой задачей Братства является борьба с самой ужасной язвой теперешней русской жизни -- с самодержавием. Самодержавие на русском народном теле является бесконечно ужасным, злокачественным нарывом, который отравляет и парализует собой все отправления народной жизни17. Ни о каких действительных улучшениях, ни о каком оздоровлении общественного организма не может быть речи раньше, чем не вскрыть этот нарыв. И потому борьба с самодержавием выдвигается в число первых по времени задач Братства.
а) С одной стороны, Братство будет обличать перед всем народом, во всех классах общества религиозную неправду самодержавия18. Признавать самодержавие, т. е., по определению закона, ничем не ограниченную власть, -- является безусловно противоречащим прямым словам Евангелия о невозможности служить двум господам. Ничем не ограниченная власть может принадлежать только Богу, и если её переносят на человека и заставляют признавать как таковую, то тут совершается страшный обман и страшное богохульство. Это богохульство является страшным не только с уединённо-религиозной точки зрения, а ещё более с точки зрения его громадного отрицательного влияния на живую жизнь. Ибо только широко распространённый в народе и в массах городского населения предрассудок о том, что будто самодержавный строй освящается самим христианством, и поддерживает ещё самодержавие, уже давно сгнившее внутри и дискредитированное в глазах всего русского общества.
б) С другой стороны, примыкая к другим партиям, Братство будет бороться с самодержавием как с злой политической и общественной силой и работать на установление в России свободного конституционного режима. О том, как представляет себе последний Братство, будет сказано в особом издании, а тут можно только сказать о самом принципе политической деятельности Братства.
в) Так как ни одна достигнутая политическая форма не может быть совершенной, то поэтому Братство ни на одной из них окончательно остановиться и успокоиться не может. Во имя безусловного идеала христианских отношений, открывающихся в Царствии Божием, оно всегда будет взывать к новым, лучшим политическим формам, более совершенным, дающим всё больше и больше простора для проявления всех сил каждой отдельной личности; но взывать будет не общими рассуждениями о безусловном идеале, а выставлением в каждый данный момент конкретной программы новых и новых, требуемых жизнью политических реформ19.
2. Второй задачей Братства является борьба с пассивным состоянием теперешней Церкви20.
а) В силу причин, о которых будет сказано в другом месте, Церковь, лишась своей самостоятельности и запутавшись в связях с государством, пошла на служение чуждым ей целям21. Переставая быть благодатной силой, носящей всегда в себе образ абсолютного идеала, постоянно движущей жизнь вперёд и зовущей всё выше и выше, теперешняя Церковь не только остаётся совсем в стороне от живой жизни, но даже, более того, решительно её тормозит и задерживает. Совершая кощунство, она санкционирует собой и своей поддержкой самодержавный строй22 и, рабски унижаясь и явно отступая от Христа, оправдывает и покрывает собой такие неслыханные от времён Грозного злодеяния23, как события 9 января24.
б) Кроме того, под опекой светской власти, воздвигнув себе из духовной цензуры человечески прочную ограду, за которую от жизни доносится только неясный гул, она духовно уснула, успокоившись на воззрениях и формулировках, выработанных десять столетий тому назад; жизнь развивается, временем ставятся новые задачи, мучительно требуется всё новое и новое раскрытие христианства, а Церковь, пребывая в неустанном молчании25, пропускает всю совершающуюся жизнь мимо себя. Вот освободить Церковь от опеки светской власти, снести все искусственные ограждения и заграждения, за которыми прячется теперешняя Церковь от жизни, пробудить в ней спящие силы, поставить её лицом к лицу, с глазу на глаз с страшно усложнившимися вопросами современности -- и будет стараться Братство.
в) Для этого необходима коренная реформа: восстановление истинно-церковной жизни. По учению Нового Завета, Церковь есть живой организм, в котором клир является только одним из членов наряду с другим -- мирянами, из которых каждый облечён достоинством "царственного священства" (1 Пет. 2, 9)26. Историческая Церковь, проникаясь мирскими стихиями, забывала это и постепенно закрепощала церковный народ и выводила мирян из церковной ограды. И храмы опустели, и жизнь ушла из Церкви. Для возрождения необходимо произвести раскрепощение, необходимо снова ввести мирян в Храм; первой практической мерой является создание общинной жизни27. Верующие, группируясь около храма, должны снова стать живой единицей. Весь распорядок должен перейти в их руки, и прежде всего они сами должны избирать себе священнослужителя28 из тех, кому они верят и кого любят, из своей же среды29. Этим уничтожится оторванность клира; развившаяся и усложнившаяся жизнь через мирян будет ставить свои вопросы уже перед церковным сознанием, и Церковь должна будет по-христиански отзываться на все явления жизни. Только так и может произойти раскрытие "правды о земле"30, лежащей в самой сущности христианского учения. Поэтому Братство начнёт работу за освобождение церковного народа.
3. Третьей задачей Братства является борьба против социального и имущественного неравенства31, от которого живые человеческие души или изнемогают в непосильном физическом труде без проявления бесконечных духовных возможностей, вложенных Богом в каждую душу, или же просто гибнут от нищеты, голода и разврата. В основе этих явлений лежит безнравственное отношение к собственности. Эти отношения должны быть радикально изменены.
а) В сфере индивидуально-личной жизни для каждого христианина необходимо полное высвобождение от уз частной собственности32. Рост в красоту33 каждой отдельной личности, т. е. реализация внутреннего человека34, возможен только в атмосфере абсолютной внутренней свободы. Для этой свободы нужно расстаться со всем, что связывает, -- между прочим, отречься от частной собственности. Нормой должно быть то состояние апостольской Церкви, когда "никто ничего из имения своего не называл своим" (Деян. 4, 32)35.
б) В сфере общинной жизни, т. е. в отношениях между собой верующих и принадлежащих к Церкви, это внутреннее освобождение в силу принципа любви должно принять форму фактического отрешения от частной собственности и установления общения имуществ. И тут нормой должно быть состояние апостольской Церкви, когда "все верующие были вместе и имели всё общее" (Деян. 2, 44).
в) Но эти принципы вполне разрешают социальный вопрос только для тех, кто действительно находится в Церкви и для кого евангельские заветы имеют обязательную силу. Поэтому в отношении тех, кто, не принадлежа к Церкви или служа мамоне больше, чем Богу, не хотят отказаться от частной собственности и, паразитически пользуясь ненормальностями капиталистического строя, безбожно эксплуатируют массы трудового люда и давят неимущих, -- Братство не удовлетворится одной пропагандой. Во имя оздоровления тела человечества и приуготовления его стать "женой, облечённой в солнце" (Отк. 12, 1), Братство вместе с существующими рабочими партиями будет фактически обуздывать социальную и экономическую похоть, пользуясь уже испытанными и выработанными формами борьбы36: стачками, забастовками и устройством союзов. Принимая эти старые средства (и только эти), Братство наполнит их новым содержанием и духом -- духом грядущего в славе и силе Христа, и серую борьбу за экономические интересы превратит в теургическое делание и религиозный долг.
К РАБОЧИМ
Братья христиане! По всей России началась забастовка 37. Народ требует свободы. Требует, чтобы чиновники не творили самоуправств; чтобы не расхищали казны; чтобы давали отчёт народу в истраченных деньгах; чтобы можно было сходиться и обсуждать свои нужды; чтобы народ избрал людей, которым доверяет, и на учредительном собрании решил сообща, как править страной 38. Забастовка одна может принудить чиновников уступить. Забастовщики никого не хотят убивать, не хотят проливать ничьей крови. А правители, забыв Бога и совесть, безоружных расстреливают, невинных избивают шашками. Но им этого мало. Книжники и фарисеи, распявшие Христа, подстрекают ещё и вас бить "забастовщиков", "студентов", "крамольников". Да не будет! Вспомните Бога! Забастовщики идут спасать Россию. Все христиане пусть встанут на их сторону. Последнее средство -- мученичество. К мученичеству за Христа мы вас и призываем. Ибо за теми, кто страдает, -- Христос, а все те, кто терзает народ, от дьявола.
КОММЕНТАРИИ
1 По воспоминанию Булгакова, "это была... активная проповедь христианства, борьба с безбожием интеллигенции в её собственном стане -- особая задача, выпавшая на долю нашего поколения и разрешавшаяся с посильной искренностью и энтузиазмом, хотя и без решительной победы" (Александр Ельчанинов, свящ. Записи. М., 2001. С. 17).
2 "Вопрос о данном и о должном воплощении христианской идеи в мире, в истории, в человечестве -- вот общий вопрос, волновавший умы" (Гиппиус З. Правда о земле // Диалог. 1991. N 18. С. 49).
3 Ср.: "Царство Божие нельзя построить в порядке земного делания, и тем не менее вся жизнь земная должна быть обвеяна мыслью об этом чаемом Царстве" (Новгородцев П. Сочинения. М., 1995. С. 411). "Вся история, как человечества, так отчасти и каждого отдельно, есть только развитие, борьба, стремление и достижение этой цели" (Достоевский. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 20. С. 172). "Вы призваны быть проповедниками, строителями Царствия Божия, нового мира, нового неба и новой земли, где живет правда" (Виталий Боровой, протопр. Проповеди на пассиях в Богоявленском патриаршем соборе (1977 г.) // Православная община. 1994. N 24). "Мир -- это не только дар Господа, но и задача человечества. Библия даёт надежду на осуществление мира с помощью Божией уже в пределах нынешнего земного существования" (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. VIII.5).
4 "Грехи исторического христианства в социальной области велики и многочисленны, их не надо замалчивать, их надо сознать в целях самоисправления... Эти грехи связаны не только со слабостью или порочностью воли, но отчасти и с односторонним пониманием христианства, с тем, что можно назвать индивидуалистическим гипераскетизмом, устраняющим само понятие истории, а следовательно, исторических задач и обязанностей" (Булгаков С. Два града: исследования о природе общественных идеалов. СПб., 1997. С. 205).
5 Ср. почти буквальное повторение полвека спустя: "Мы имеем в виду столь распространённый в позднейшем христианском мире религиозный индивидуализм, всецело сосредоточенный на идее спасения индивидуальной человеческой души и мыслящей спасение только как спасение поодиночке отдельных душ, как таковых. Такой индивидуализм решительно противоречит религиозному универсализму евангельского сознания. Он приближается в пределе к лозунгу: "спасайся кто может!"... Такого рода представления, как бы широко они ни были фактически распространены в мире, именующем себя христианским... некая тёмная антихристианская мифология -- порождение непросветлённого человеческого эгоизма" (Франк С. Свет во тьме. М., 1998. С. 135-136).
6 Соответственно догмату, принятому Церковью на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе, свт. Филарет Московский в "Пространном христианском катехизисе" (1823) говорит, что в Иисусе Христе "находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божественное и человеческое... и не два лица, но Одно лицо, Бог и человек вместе, одним словом -- Богочеловек" (пп. 180, 181).
7 1 Фес. 5, 23; Еф. 5, 26.
8 Вероятно, предположение об авторстве основывалось на неподтверждённом свидетельстве Эрна (см. гл. 3.II работы "Христианское отношение к собственности"); термин же активно применяли свт. Афанасий Великий ("Contra Arianos") и прп. Максим Исповедник ("Мистагогия"), учению которого Свенцицкий чётко следует.
9 1 Ин. 2, 16.
10 Рим. 13, 14.
11 1 Кор. 15, 50-53.
12 Отк. 21, 2, 9; Ин. 3, 29.
13 2 Кор. 3, 6; 1 Тим. 6, 13.
14 Гал. 4, 19.
15 1 Кор. 15, 28.
16 Ср.: "Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни... Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира... Церковь призвана принимать участие в устроении человеческой жизни во всех областях, где это возможно" (Основы социальной концепции... I.3, III.8).
17 Еп. Михаил (Космодемьянский) также впоследствии считал, что самодержавный режим "придушил всякую самость, свободу и творчество многомиллионного нашего народа" (Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году / 2-е изд., испр. и доп. М., 2008. N 109).
18 "Человек захотел иметь свободу совершенно неограниченную, как Бог, и дерзнул преступить предел, положенный заповедью Божию" (Филарет Московский, свт. М., 2004. С. 270). "Суверенная, неограниченная и самодовлеющая государственность во всех её исторических формах, прошлых и будущих, есть результат обоготворения воли человеческой, одного, многих или всех, подмена абсолютной божественной воли относительной волей человеческой, есть религия человеческого, субъективно-условного, поставленная на место религии божеского, объективно-безусловного" (Бердяев Н. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907. С. 41). "По учению Церкви, сама власть также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблениям властью и даже к обожествлению властителей... Переход к монархии свидетельствовал об ослаблении веры, отчего и возникла потребность заменить Царя Незримого царём видимым" (Основы социальной концепции... III.2, 7).
19 Этот пункт опровергает утверждение Булгакова и позднейших исследователей о воодушевлённости Братства идеалами социализма. Ср. также: "Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин" (Основы социальной концепции... III.7).
20 "...Настоятельно необходимо, чтобы Церковь возвратила себе всю силу плодотворного влияния на все стороны жизни человеческой и всю мощь своему голосу. А для этого она должна возвратить себе прежде всего свободу, искони ей принадлежащую и определённую строем священных канонов, пренебрегаемых и забываемых, но не могущих утратить своей исконной для неё обязательности" (Мнение 32-х столичных пастырей о необходимости перемен в русском церковном управлении // Миссионерское обозрение. 1905. С. 803).
21 Первым открыто заявил о недопустимости управления Церковью государством профессор ИМУ, богослов А. С. Павлов, назвав это удушением и сравнив положение Русской Церкви с древней под властью языческих римских императоров (Богословский вестник. 1902. Т. 1. N 2. С. 213-240; N 3. С. 436-457). Митр. Арсений (Стадницкий) признавал: "Да! Мы сами сдали свои позиции, и за нас теперь другие думают и делают что хотят и как хотят. Большего рабства Церкви и представить себе нельзя" (цит. по: Иларион (Алфеев), еп. Священная тайна Церкви. Т. 1. СПб., 2002). "Синод не имел лица, голоса подать не мог и подавать его отвык. Государственное начало заглушало всё. Примат светской власти подавлял свободу Церкви сверху донизу" (Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 181); "Церковь в России была унижена до крайности... Порабощение Церкви государством достигло окончательного развития... Хотелось воскликнуть: доколе, Господи!" (Иларион (Троицкий), сщмч. Грех против Церкви // Отдых христианина. 1916. N 10). "Что касается Синодальной эпохи, то несомненное искажение симфонической нормы в течение двух столетий церковной истории связано с ясно прослеживаемым влиянием протестантской доктрины территориализма и государственной церковности на российское правосознание и политическую жизнь" (Основы социальной концепции... III.4). В противовес соборному сознанию еп. Сергий (Страгородский) считал свободу духовной власти от светского вмешательства "ничтожным вопросом" (Записки петербургских Религиозно-философских собраний (1901-1903 гг.). М., 2005. С. 129).
22 В. А. Тернавцев в 1901 сетовал: "Единственное, что они хранят как истину для земли и от земли, -- это самодержавие как некий начаток нового порядка и как бы "новой земли"" (Там же. С. 7).
23 "Волны крови затопляют родину. Тысячами гибнут сыны её -- вешаются, расстреливаются, тысячами переполняют тюрьмы. Вернулись времена безбожного царя Иоанна. Под видом "умирения" избиваются мирные крестьяне и рабочие. Людей, неимущих куска хлеба, расстреливает живущий за счёт их трудов. Женщин и детей и то не щадят -- насилуют, оскорбляют на каждом шагу. Издеваются в безумном озверении" (Флоренский П. Вопль крови. Слово за литургией 12 марта 1906 // София. 2007. Вып. 2. С. 72-75).
24 9 января 1905 -- самый страшный и великий день в истории России: крестный ход православного народа к царю с требованием установить жизнь в стране согласно с Божескими законами расстрелян по приказанию великих князей при попустительстве самодержца. В этот день династия подписала себе смертный приговор. Народное движение Свенцицкий справедливо именовал "первыми вспышками религиозного вдохновения".
25 Свенцицкий констатирует, к чему сведено назидание апостольское в непрестанном молении (1 Фес. 5, 17). И поныне пастухи принуждают церковное стадо пребывать в столь непотребном состоянии. "Для того ли собрались мы, отцы и братия, чтобы молчать? Почему боитесь правду сказать? Ваше молчание грех влагает в душу цареву, а своей душе оно на горшую погибель. Православную веру в скорбь и смущение повергает. Почему желаете тленной славы мира сего? Ни высокий сан мира сего не избавит от муки вечной преступающих заповеди Христовы, но наше истинное должное стремление -- иметь духовное попечение о благочестии, благоверии, смирении всего православного христианства. На то ли взираете, что молчит царский синклит -- все они связаны куплями житейскими. Нас же Господь Бог ото всего этого освободил, да знают ваши преподобия, что для этого поставлены -- исполнять всякую истину. Исполнившие же этот завет, венцом небесным будут увенчаны, если душу свою полагаете за порученное стадо. Но если об истине умолчите, сами знаете, что в день судный истязаны будете за всё, что вам поручено Духом Святым" (Житие и подвиги во святых отца нашего и исповедника Филиппа).
26 Подр. см.: Аксаков Н.Предание Церкви и предания школы. М., 2000. Гл. 13.
27 "Западной теократии и культу государственного начала они [славянофилы] противопоставляли своё учение о Церкви и... своё учение об общине... Оба эти, с первого взгляда не согласимые, учения совпадают нацело... чем община должна быть в сфере внешних междучеловеческих отношений, в сфере "земной" жизни, то и есть Церковь в порядке духовной жизни личности. И наоборот, община есть та форма социального бытия, которая получается в результате приложения начал православной церковности к вопросу общественных взаимоотношений" (Флоровский Г. Христианство и цивилизация. СПб., 2005. С. 93).
28 "Часть предложений Братства -- отделение Церкви от государства, выборы общиной кандидатов в приходские священники, епархиальными съездами -- епископов, широкая церковная благотворительность и активная миссия в среде простого народа -- находят отклик в среде духовенства и позже, на Поместном Соборе 1917 года, включаются в Устав Православной Российской Церкви" (Кейдан В. Предисловие // Наше наследие. 1991. N 2). Так, 29 апреля 1917 Синод заявил о намерении переустроить жизнь Церкви на началах соборности: "Издревле господствующее в православной Церкви выборное начало должно быть проведено во все доступные для него формы церковного управления"; 17 июня принял "Временное положение о православном приходе", утверждавшее его самоуправляемость и выборность клира (Церковные ведомости. 1917. N 18/19. С. 101-102; N 28. С. 193-199). Только большевистский переворот помешал восстановлению истинно-церковной жизни (см. также прим. 155). Ср.: "Выборное священство, при своей неприменимости в настоящее время, должно, однако, оставаться для нас желательным идеалом церковного устройства" (Антоний (Храповицкий), архиеп. Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. СПб., 1906. С. 130).
29 "Пастыри народные, из народа вышедшие и ему понятные и близкие... избранники братии" (Там же. С. 117). "...Только выборное начало может поднять духовенство: будут выбирать хороших людей, а главное, выбранный -- не чужой будет для паствы. Это -- правда" (Феодор (Поздеевский), сщмч. Служба Богу и России. Статьи и речи 1904-1907 годов. М., 2002. С. 120).
30 Спустя 7 лет фразу заарканил Бердяев, выяснив, что и "славянофилы жаждали Христовой правды о земле, Христова Града" (Бердяев Н. Собр. соч. Т. 5. Париж, 1997. С. 199).
31 Ср.: "Продолжая на земле служение Христа, Который отождествил Себя именно с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда... Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния всех граждан считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств" (Основы социальной концепции... VI.6).
32 Философ А. А. Зиновьев говорил: "Основное зло... то же, что и 100, и 200 лет назад, -- это система частной собственности на средства производства... Главное, мировое зло -- это частная собственность. И если человечество его не преодолеет, оно погибнет" (Экономическая и философская газета. 2006. N 7).
33 На основании прозрений и упований апостолов и пророков (Еф. 2, 21; 2 Пет. 3, 18; Иез. 28, 12) Свенцицкий создаёт изумительный образ становления личности, преображения в тело Христово.
34 2 Кор. 4, 16.
35 Ср.: "В истории христианства объединение имущества и отказ от личных собственнических устремлений были характерны для многих общин. Такой характер имущественных отношений способствовал укреплению духовного единства верующих и во многих случаях был экономически эффективным, примером чему могут служить православные монастыри" (Основы социальной концепции... VII.3).
36 См.: "...христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения" (Там же. IV.9).
37 Всероссийская забастовка началась 19 сентября 1905.