Свенцицкий Валентин Павлович
Христианство и "половой вопрос"
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Комментарии: 1, последний от 15/08/2011.
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 27/03/2013. 15k.
Статистика.
Эссе
:
Критика
Критика и полемика
Скачать
FB2
Оценка:
7.46*6
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:
(По поводу книги
В. Розанова
"Люди лунного света")
---------------------------------------------------------------
Печатается по: Новая Земля. 1912. N 3/4. С. 9-11; N 7/8. С. 9-10.
Публикатор: С. В. Чертков
---------------------------------------------------------------
I
Никогда ещё Розанов не высказывался о "метафизике христианства" с такой определённой ненавистью.
Книга замечательная. Здесь однобокость и ложь доведены до последних пределов. Но, несмотря на эту однобокость и ложь, одно из самых больных мест в официальной церкви (не в христианстве) вскрыто с поразительной глубиной 1.
Я разумею половой вопрос, двойственное учение о браке, отсутствие в современном христианстве твёрдого и правильного отношения к
физической
любви, к половому акту.
В. Розанов видит в христианстве --
иночество
. Отрицание брака. По его мнению, новое, что дало миру христианство, заключается в "бессеменности". Христианство задушило жизнь.
Оно попрало основную заповедь Божию "плодитесь и размножайтесь". Оно превратило мир из чудесного райского сада в сухостой. В мире всё
пол
, потому что всё рождается из полового акта. Отрицая пол -- христианство отрицает
мир
.
Христианскому сухостою он противоставляет жизнь древнееврейскую, исполненную постоянного полового напряжения. "Если "жёнство" хорошо, -- говорит Розанов, -- то многожёнство ещё лучше". В чём заблуждение Розанова и каково подлинно христианское решение полового вопроса, об этом речь впереди, а пока нельзя не отметить правоты Розанова в той части, где он
критикует
существующее теперь отношение к половому акту.
С одной стороны, брак -- "таинство", брак освящается Церковью. С другой стороны, половое отношение -- нечто "грязное", что требует "очищения", как скверна.
Слова "могий вместити" 2 толкуются, по отношению
не могущих вместить
, как некоторое "неизбежное зло".
Отсюда заповедь святых (из Киевского Патерика): "Никогда в жизни ни с одной женщиной слова не говори" 3.
"Нет супружества, семьи -- и не надо", -- это с одной стороны, а с другой -- моление о том, чтобы потомство умножилось, как песок морской.
Полового акта стыдятся не только вне брака, но и в браке. И если бы кто-нибудь сказал бы, что новобрачных надо на первую ночь оставлять в храме, -- это было бы принято, как
кощунство
. Потому что, с точки зрения Церковной, "Церковь", святое и половое сношение, "грязное" ничего общего между собой не имеют.
А в результате, говорит Розанов: "У нас в старомосковскую пору новобрачных, даже незнакомых друг другу, укладывали в постель и они "делали", -- так и до сих пор русские "скидают сапоги" и проч., и, улегшись, "делают" и затем засыпают без поэзии, без религии, без единого поцелуя часто, без единого даже друг другу слова!"
То есть, другими словами, двойственное учение о половых отношениях фактически ведёт
к чудовищному разврату
, хотя бы брак и был "законный", и супруги были "верны друг другу".
----------
Но что же из этого следует?
Только то, что современное учение
не право
, но никак не то, что
христианство
не право и что прав Василий Васильевич Розанов.
Допустим, что основное положение Розанова --
всё
есть проявление половой жизни -- справедливо. При известном понимании слова "пол", оно даже несомненно справедливо. Но можно ли отсюда сделать вывод, что
половой акт
есть всё?
Разве
половая жизнь
(в высшем смысле слова) и физический половой акт -- одно и то же?
Ведь пение соловья есть тоже проявление половой жизни, так же, как и спаривание его с самкой. Но следует ли из этого, что соловей должен перестать петь и
всю
свою половую энергию направить на физическое отношение с самкой?
Правильно чувствуя святость половых отношении, Розанов доводит это чувство до
лжи
, своей чудовищной односторонностью предлагая, чтобы вся половая сила уходила в деторождение, в многожёнство, в "физику". И, благодаря этой лжи, мерзость нашего современного двойственного отношения к браку заменяется мерзостью ещё большей, мерзостью Розановской, кощунственной.
----------
Для современного христианства жизнь есть "сон", от которого каждый должен стремиться как можно скорей "очнуться". Жизнь есть "испытание". Мы -- странники. Земное существование -- "необходимое зло", которое чем скорее кончится, тем лучше.
Современное христианство не любит
землю
. Не понимает её, не хочет её.
Отсюда -- "нехотение" женщины. Презрение к самому яркому проявлению земной, плотской жизни -- половому акту.
Если "отшельник", если современный официальный христианин взойдёт весной в лес и почувствует творческую,
физическую
жизнь природы, он должен почувствовать
ужас
-- бежать в пустыню.
Половая жизнь
природы для него грязь и
бессмыслица
. Он почувствует, что и птицы, и травы, и цветы, и животные, и лес, и самое солнце, их согревающее, всё полно этого, заложенного
в душу земли
, стремления к единению мужского и женского начала, -- почувствует и ужаснётся, что сам-то он часть этого леса, этих цветов и животных, часть
земли
, и потому и в нём есть это
земное
. Он готов будет не только отречься от этого: "не знаю сей земли", как Пётр отрёкся от Христа, но и проклясть её:
-- Не хочу я этого. Не хочу
грязи
, будь она проклята!
Отсюда вывод: христианство, давшее идею
Бога-человека
(небо-земли), должно перестать "проклинать" землю, перестать отрекаться от неё, признать, что она
святая
. Что лес свят, пение соловья свято, цветы святы и
я
,
человек
,
желающий женщины
,
свят
. Потому что я тоже земля и живу с нею единой жизнью.
Но я
не только земля
.
Если в природе жизнь небесная бессознательная, "стихийная", выражающаяся в
красоте природы
, то в человеке она выражается в духовном
творчестве
.
Если еда и питьё есть
основа бытия
, то половое сношение есть
основа творчества
. Первая "физическая" ступень его. Человек не должен остановиться на этой ступени и уйти в "многожёнство". Но он должен, приняв её как первую, святую ступень творческой жизни, восходить от неё дальше, восходить от земли-человека к небу-Богу.
Половой акт не есть необходимая "грязь". Из грязи "ангелы" не рождаются, а тем более дети Божии, -- это есть великое и святое, но опозоренное, заплёванное, осмеянное и опошленное нами.
Всякий половой акт, когда он есть отказ от небесного, когда он исключительно материален, когда он "механическое соединение" двух тел, -- он мерзок, хотя бы совершался с благословения какой бы то ни было Церкви и при полнейшей супружеской "верности".
Христианское решение полового вопроса гласит: половой акт есть
таинство
, потому что здесь не только соединение видимой физической природы, но и невидимой духовной индивидуальности 4. На него имеет право только тот, для кого это не предмет "наслаждения", а первая ступень великого подвига -- совместной творческой жизни. Тогда он свят
от начала до конца
-- от самых интимных, "грязных" подробностей до самых возвышенных проявлений в духовном творчестве.
----------
Современное отношение к браку как к "грязи" не уничтожило "разврата", оно его
породило
. Оно создало то подлое "подхихикивание", которое существует теперь по отношению женщины. Вся "холостяцкая" пошлость с гадкими анекдотами и страшной проституцией, всё питается идеей, что здесь "грязь".
Вместо благоговения получилось
глумление
. Все "стыдятся" и всё же "делают" с мерзким смешком, без тени сознания всей ответственности, серьёзности и святости того, над чем они хихикают и о чём рассказывают в "курилках".
Унижена женщина, унижено творчество, самая цивилизация раздвоилась и её видимая "духовность" бессильна и пуста, потому что не восприняла
основного
земного начала. Не восприняв основы, она "не дотянулась и до небес, застыла "недоделанной" в полумёртвом бессилии.
Выход отсюда не Розановский: это было бы равносильно возвращению к дикому состоянию, то есть отказу от всей мировой истории.
Выход в новом взгляде на половую жизнь, в новом взгляде на женщину, в новой
половой психике
, которая бы раскрыла всю святость, всё
религиозное значение
того, над чем до сих пор мы только издевались, что мы упорно втаптывали в грязь.
II
Наш современный "брак" не только не "таинство", но нечто гораздо ниже стоящее, чем отношения полов в мире животных.
Там физическое соединение есть одно из звеньев животной жизни, инстинктивное стремление к продолжению
рода
. Но всё же есть нечто стоящее в той же плоскости, что и
вся жизнь
данного животного. Даже больше того. У животного в половой любви выражается наивысшая доступная ему творческая "духовная" способность. Ни в чём не выражается у животного такого количества
психических
свойств, как в отношении
потомства, "гнезда",
"детёныша"
.
И только у человека половой акт спускается на степень
ниже
-- животную,
ниже
-- природную.
Церковь, молясь о размножении, как песок морской, -- как бы забывает, что размножение не с неба сваливается, что детей не аист приносит, а что ему предшествует физический акт. И твёрдо установив свое отношение к ребёнку, как к ангелу, она презрительно отвернулась от акта
зачатия
.
Она оставила своих "прихожан" в беспомощном религиозном состоянии по отношению к
основе
заповеди о размножении. Какое-то странное "благословение", за которым чувствуется "проклятие".
В Евангелии говорится, что всякий, смотрящий на женщину с вожделением, прелюбодействует с нею 5. Отсюда, разумея под вожделением
всякое
половое чувство к женщине, Церковь вывела заключение, что всякое половое чувство есть
прелюбодейство
. Если быть логичным, отсюда надо было сделать и последний вывод, что половое чувство к "законной" жене есть
тоже
прелюбодейство. Ведь ясно же, что не имея к своей жене "вожделения", то есть не пожелав её как женщину, -- мужчина не может иметь от неё детей.
Но сделать этот последний вывод Церковь не решилась. И в душе, скрыто, продолжая относиться ко всякому половому акту как к грязи, к "греху", к "прелюбодейству", -- она в то же время
молится
о том, чтобы потомство умножилось, как песок морской.
В этом пункте обнаруживается до ужаса весь уклон исторического христианства от религии богочеловеческой (земли и неба) в сторону мёртвого аскетизма, землененавистничества.
Христианство должно сделать колоссальное усилие, чтобы творчески обновиться в этом пункте. По новому,
религиозно
поняв брак, люди совершенно на новую дорогу поставят общее направление своей жизни. Брак -- это не частный вопрос, а
центральный
. В нём сходятся как в центре, как в узле все нити и, разрубив этот узел, сразу распутается большинство религиозных недоразумении.
"Половой вопрос", по новому решённый, не на словах, не в "идее", а в жизни, путём создания новой
психики
брака -- обусловит коренное перерождение всей нашей жизни, ибо оно будет свидетельствовать, что изначальная ошибка исправлена, и то
расхождение
, которое вследствие этой ошибки получилось, -- окончилось.
В основе нашей культуры лежит христианско-аскетический идеал, или животно-естественный, как реакция против "аскетизма".
"Культуру" создало творчество. Но наше творчество перешагнуло через
первую ступень
, через творчество физическое, оно начинает сразу со второй ступени, отвергнув единство с землёй -- и потому оно всё отравлено ложью. Нет в нём плоти. Нет
богочеловечества
.
Оставляя пока вопрос о философском обосновании и
определении
того, что я разумею под новой христианской половой психикой, я укажу только на одну
внешнюю сторону
, только на ту плоскость, в которой должен быть решён этот вопрос.
Я утверждаю, что переживание современных людей при половом акте не имеет
ничего общего
с тем, что испытывают люди при деторождении (как мать, так и отец). Между тем, внутренне это должно было бы быть
единым процессом
:
Совокупление -- начало его, рождение -- конец.
"Половой акт" в нашей психике отделён какой-то
пропастью
от рождения ребёнка.
Ребёнок -- это нечто "случайное". Мы, в половой психике нашей, совершенно не чувствуем его
неизбежность
.
Когда мужчина сходится с женщиной, в том "наслаждении", которое он испытывает, нет и тени и зачатка того серьёзного чувства, которое испытывает к рождающей женщине каждый, даже самый легкомысленный мужчина.
Почему же это так?
Да потому, что половое переживание наше, действительно "грязно", не религиозно -- и ничего общего с рождением "ангела"-ребёнка не имеет. Но виною не "половой акт", а наши подлые души, которые от "аскетического идеала" усвоили только отрицательное, только то, что это "скверна", и, не став "аскетами", не улетев на небо, на самом деле, попросту шлёпнулись в грязь.
Религиозное, святое половое чувство должно сделать это половое соединение таким, чтобы период беременности и затем рождение нового
человека
было бы чем-то психически последовательным, чтобы это было единым процессом, созданием новой индивидуальности.
Половой акт будет, повторяю, первой ступенью творчества. Здесь муж и жена, соединяясь
духом
и плотию, создают новое существо, в котором и душа и тело пребывают нераздельно и не слиянно.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Схоже об идеях Розанова высказывался Булгаков: "Что в них содержится ключ, открывающий страшно многое, в этом постоянно убеждаешься в жизни. Но приравнивание пола сексуальности совершенно ложно" (ВФ. 1992. N 10. С. 154).
2 Мф. 19, 12.
3 Прп. Моисей Угрин дал такой совет брату, одержимому нечистой страстью и молившему о помощи (Киево-Печерский Патерик по древним рукописям. Киев, 1893. С. 110). Именовать сие "заповедью" -- явная подтасовка Розанова.
4 Ср.: "...брак -- таинство великое и удивительное, один из преславных устоев Божия домостроительства... Пренебрегающий брак пренебрегает Духом Божиим. А кто воздерживается от брака ради Божия Царства, тот обязан как-то иначе сделать себя сосудом Духа Святого и именно в духовной области стать плодоносным, чтобы не быть посечённым, как бесплодная смоковница" (
Николай Сербский
, свт. О Боге и людях. М., 2006. С. 24).
5 Мф. 5, 28.
Комментарии: 1, последний от 15/08/2011.
Свенцицкий Валентин Павлович
(
nemanser@yandex.ru
)
Год: 1912
Обновлено: 27/03/2013. 15k.
Статистика.
Эссе
:
Критика
Оценка:
7.46*6
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.