Письма Валентина Павловича Свенцицкого (1881-1931) -- активного церковного публициста предреволюционной эпохи, одного из создателей и идеологов союза "Христианское братство борьбы" (1905-1908; далее -- ХББ) 1, писателя-проповедника, к Д. С. Мережковскому и З. Н. Гиппиус извлечены из архива Мережковских, хранящегося в Центре русской культуры Амхерста (США). Они относятся к периоду первой парижской эмиграции Мережковских (1906-1908)2 и, очевидно, являются фрагментом двухсторонней переписки, в своей основной и более пространной части утраченной.
История "Христианского братства борьбы" основательно изучена как в поле газетно-журнальной полемики, так и в контексте личной переписки участников религиозно-философского и общественно-политического движений начала ХХ века -- "Взыскующие Града" и "Нашедшие Град"3.
В настоящее время в распоряжении исследователей имеется одно письмо Мережковского к Свенцицкому -- от 25 ноября 1908 года4. Судя по указанному в публикации шифру, текст воспроизведён по выписке из перлюстрированного письма5, каковые изготавливались для полицейских отчетов. (Свенцицкий значился в списках полицейского управления с 1905 года, его неоднократно привлекали к следствию за издание революционных листовок, воззваний, брошюр ХББ6. Переписка Мережковских после отъезда из России также перлюстрировалась7.)
Новонайденные письма Свенцицкого к Мережковским отчасти восполняют имеющуюся лакуну и позволяют внести некоторые акценты в историю личных взаимоотношений корреспондентов.
Первая встреча студента Свенцицкого с автором трилогии "Христос и Антихрист" состоялась в январе 1905 года. Появление "неистовых москвичей" Свенцицкого и В. Ф. Эрна8 в квартире Мережковских в доме Мурузи (Литейный пр., д. 24) отражено в мемуарах Андрея Белого, в те дни находившегося в Петербурге. Он был знаком с "ходоками" по московским студенческим кружкам, все трое учились на историко-филологическом факультете Университета, участвовали в работе кружка по изучению В. Соловьёва и еще одного, собиравшегося на квартире П. И. Астрова (заявившего о себе выпуском двух литературно-философских сборников -- "Свободная совесть")9.
"В это время, -- вспоминал Белый в "Начале века" (второй части мемуарной трилогии), -- совсем неожиданно к Мережковским явились Свенцицкий и Эрн; оба только что приехали из Москвы с проектами обращенья к Синоду от группы церковников, желающих заклеймить синодальное оправданье расстрелов: Д. С. Мережковский, А. В. Карташёв 10 и Д. В. Философов впервые познакомились тогда с молодыми людьми (я их знал прежде); Волжский 11 восторженно заявлял: появились-де "религиозные радикалы"" и т. д. 12 Со слов Белого, "Свентицкий хотел самолично явиться в Синод, чтобы бросить эту духовную бомбу в "отцов"", однако его проект, "со всех позиций разобранный, был отклонен А. В. Карташёвым, Д. В. Философовым как героизм совершенно бесцельный и вредный, срывающий подготовление к борьбе" 13.
3 февраля 1906 года Свенцицкий, бывший свидетелем жестокого подавления в Москве Декабрьского вооружённого восстания, опубликовал в журнале "Полярная звезда" "Открытое обращение верующего к Православной Церкви" (оно начиналось словами "Я не могу молчать"), с призывом осудить кровопролитие, "возвысить свой голос и призвать сынов своих к покаянию" (наложить покаяние на московского генерал-губернатора Дубасова, "который был главным руководителем совершаемых злодейств, а равно и на всех тех, проливших кровь, кто именует себя христианами. Если же покаяние они отвергнут -- отлучить от Церкви") 14.
Одновременно появляется текст "Воззвание к Церкви" 15, очевидно составленный Мережковскими, Философовым и Карташёвым в те же декабрьские дни 1905 года 16 (ответ на отмену свобод, дарованных царским Манифестом 17 октября, жестокое подавление московского восстания, усиление полицейских репрессий и попустительство со стороны власти еврейским погромам, расстрелам и казням). Они призывали иерархов прекратить в храмах возношение молитв за царя и царствующий дом; возносить молитву за освобождение народа; разрешить войско от присяги царю; объявить Синод лишённым канонических прав, немедленно созвать Собор, который явился бы истинным и полномочным представителем Церкви перед народом и т. д. 17 По заключению С. В. Черткова, "идеи Братства были радикализированы Мережковским, причём совсем не в христианском духе" 18.
В феврале 1906 года Мережковские и Философов на два с половиной года уезжают во Францию. Одной из первоочередных задач, намеченных "тройственным союзом" перед отъездом, было издание коллективного сборника "Меч", посвящённого вопросам религиозной общественности и религиозному оправданию революции. К участию были приглашены близкие по духу авторы и "идеалисты" -- сотрудники бывшего "Нового пути" (ноябрь 1902-1904) и сменивших его "Вопросов жизни" (1905), разделявшие идеи "нового религиозного сознания": В. В. Розанов, Н. М. Минский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, А. С. Глинка-Волжский, П. А. Флоренский, Л. Шестов, А. Белый, Вяч. Иванов и др. (В процессе подготовки издания состав участников расширился, в результате было принято решение поделить материал на две книги -- "Самодержавие и русская революция" и "Анархия и теократия", из которых вышла в свет только первая -- "Царь и революция", с участием самих инициаторов сборника 19.)
Однако ни Свенцицкий, ни Эрн, несмотря на их политический радикализм, в сборник приглашены не были. В глазах Мережковских и их литературных соратников "неистовые москвичи" были ортодоксами-анахоретами, романтиками, чаявшими обновления церковной жизни по образу и подобию первых веков христианства, а не на пути разрыва с "исторической церковью", спаянной с самодержавием. (Колоритную характеристику ХББ дал П. П. Перцов в письме к В. В. Розанову от 21 января 1908 года: "Это какие-то "братчики", либеральные хоругвеносцы, свободомыслящие церковные старосты. Они сливают несливаемое. Критикуют церковь, но не понимают её корней. Хотят обновления без разрушения"20.)
Противостояние сторон нашло отражение в журнально-газетной полемике на страницах еженедельника "Век" и "Церковного обновления" (приложение к "Веку")21 и др.
Позиция ХББ отчётливо сформулирована в статье Свенцицкого "Революция или бунт?" (1908): "Разница наша не в том, что мы заботливые инженеры, реформаторы, а Д. С. Мережковский -- проповедник переворота, а в том, что он проповедник бунта. / Он хочет создать "Новую Церковь", "Церковь Троицы", "Церковь Иоаннову", в которую взошла бы вся правда Церкви Христовой, весь второй завет с Сыном и правда нового завета -- с Духом Святым, -- и как первое условие, как в своём роде свидетельство о благонадёжности, для входа в эту новую церковь требуется свидетельство "о неговении". / Это уже не революция, это бунт, религиозная пугачёвщина. Революция рождается изнутри, а не сваливается с неба. Она есть одно из звеньев последовательного хода истории. <...> / Мережковский спрашивает: "Реформация или революция?" Нет: революция или бунт? Коренной переворот из недр православной стихии или пугачёвский набег из вольных степей? Да, ответим мы: революция, а не бунт. Переворот, а не погром!"22
Публикуемые письма, вопреки инерции ожидания, напрямую не касаются вопросов христианской политики и полемики. Они носят личный характер, причём два из них свидетельствуют о глубоком внутреннем кризисе, переживаемом Свенцицким, в состоянии которого он доверительно обращается за поддержкой к Мережковским.
Все четыре письма (три к Мережковскому и одно к Гиппиус) не датированы. Полагаясь на документальные публикации С. В. Черткова (своего рода "путеводитель" по творчеству Свенцицкого), их можно отнести ко второй половине 1907 года, первое -- вероятно, к августу, последнее -- к концу 1907-го.
Эти месяцы, как и следующее полугодие, были одним из наиболее драматических периодов в духовной биографии и личной жизни Свенцицкого. 9 (22) августа 1907 года Д. В. Философов сообщал Белому: "Сегодня Дм. Серг. получил очень страшное письмо от Свенцицкого. Свенц. извещает, что он идёт в монастырь. Жутко как-то стало"23. Об этом же в октябре 1907 года сообщала Мережковским (со слов Карташёва) Т. Н. Гиппиус: "Свенцицкий мучится какой-то медиумической силой в себе, не находит места и думает: и в монастыре не скрыться"24.
4 ноября после встречи с Андреем Белым, приехавшим из Москвы, она писала сестре: "Рассказывал о Свенцицком, он в бунте, на собрании25 были: Свенц<ицкий>, Ельчанинов26, Булгаков, Боря, Эрн -- Свенц<ицкий> был в злобном возбуждении, спрашивал у Эрна, Булгакова и Бори -- на каком основании Булгаков приним<ает> Ц<ерковь> целиком, Эрна на каком основ<ании> имеет право часть вычеркивать, а Боря -- всё отрицать. Ельчанинов потом Кар<таш>ову <так!> рассказывал, что было очень трудно ему отвечать, п<отому> ч<то> он был возбуждён и зол и требовал ответа. Что-то переживает, м<ожет> б<ыть> отрицает Ц<ерковь> -- как Боря говорил. Трудно заключить что-либо определённое, по отрывочным сведениям. Ясно одно, что какой-то бунт, с Эрном расходится всё. Пишу после: очень важное Боря случайно сообщил, что Свенцицкий Дмитрия хотел страшно, отрекался от историч<еской> церкви. Рыдал, говорил -- вот бы Дм<итрия> Серг<еевича>!
Общество московское -- Боря говорит -- говорильня со слезой. Дам миллион: умиляться ходят Свенцицким. Разница: на Бальмонте дамы в шляпках и с причёсками, а на Свенцицком дамы в очках и без причёсок. "Так лучше же дамы с причёсками". Зрелище -- то же самое"27.
Летом 1907 года Свенцицкий завершил работу над романом "Антихрист (Записки странного человека)"28. 2 августа он извещал А. С. Глинку: "Я кончил своего "Антихриста" и, кончив, понял, что, каковы бы ни были его литературные недостатки, я должен предать его гласности. Мне посчастливилось, и Ефимов29 согласился издать его. К 15 сентября он выйдет. <...> Я как к ребёнку-калеке мучительно привязан к своему Антихристу. Он до сих пор со мной -- в сердце моём, в душе моей, но уже совсем по-другому. Я "нянчаю" его, ухаживаю за ним, убаюкиваю его -- моего родного бесценного страдальца"30.
В ноябре первое издание романа было отпечатано, Свенцицкий посылает книгу Мережковским с просьбой написать рецензию (см. письмо 3 и прим. к нему). Мережковский отмалчивается. Гиппиус публикует в "Русской мысли" (1908. 2) под рубрикой "Из дневника журналиста" статью "Острая точка", в которой в контексте размышлений о проблемах современной молодёжи даёт в целом одобрительно-снисходительную оценку романа. Однако её рецензия не могла не задеть самолюбие Свенцицкого содержащимся в ней упрёком в инфантилизме и ординарности переживаний главного героя (Гиппиус прочитала "Антихриста" как авторскую исповедь): "...самый обычный юноша, из десятка, а может быть, из тысячи... <...> сама книжка кричит об этом, каждая страница её -- лик не одного, а многих таких же, так же томящихся смертной тоской о себе, о своём "я", о котором, "если не решить, что оно такое -- жить нельзя" <...>. Однородное, схожее страдание у многих, хотя каждый из этих многих ещё одинок. Подлинное страдание у автора "Антихриста" <...>. И страдание воистину смертное. <...> Страданья, ошибки, борьба юного поколения нашего обращены к будущему, -- потому что это страданья живых людей и трепет живых мыслей"31.
Между тем роман, воспринятый как "человеческий документ"32, вызвал скандал. (10 июня 1908 года Н. А. Бердяев писал Эрну: "Его книга "Антихрист" произвела на меня очень тяжёлое, кошмарное впечатление. Многого я в Свенцицком не понимаю"33.) Образ главного героя (аморалиста) резко расходился с устоявшейся репутацией Свенцицкого. М. В. Вишняк, знавший его в юности, вспоминал о нем: "Излюбленными темами было изобличение любострастия, чревоугодия, стяжательства, карьеризма. Но и меньшие пороки, вроде невинного флирта или кокетства, хвастовства или честолюбия не избегали бичующего негодования и нападок нашего Савонаролы. <...> Мы -- и не только мы -- были свидетелями того, что Валентин не только проповедует воздержание, но и сам ведёт почти аскетическую жизнь. Просто, почти бедно одетый, он строго соблюдал все посты, раздавал нищим все деньги, которые были при нём. Постоянно нуждался. Жил почти в пустой каморке, не имел своего имущества, спал на твёрдом, не слишком опрятном ложе, над которым возвышался деревянный крест"34.
В дружеском кругу роман осудили, восприняли как акт саморазоблачения (по сути, он был опытом сублимации). П. А. Флоренский писал Свенцицкому 2 ноября 1907 года: "...насчёт "Антихриста" (кстати сказать, я очень негодую на Вас за выпуск его в свет, но сейчас не в этом дело). Нового он мне дал мало, т. е. я всё в вас чувствовал и видел из отдельных разговоров и т. д. Но мне думается, что Вы не замечали самого скверного -- книги. Говорю "скверного". Это неверно. Я не знаю, были или не были случаи, описанные в "Антихр<исте>", да и всё равно это. Если бы Вы под присягою показали мне, что всё это было, я ни на одну йоту не изменил бы своего отношения к Вам. Но мне не то тяжело, что это было (мало ли что бывает!), а то, что Вы носитесь с гадостью, словно любуетесь ею, и других соблазняете"35.
В ближайшие месяцы Свенцицкий оказывается в одиночестве, переживает разрыв с друзьями и единомышленниками (В. Ф. Эрном, П. А. Флоренским, А. В. Ельчаниновым, С. Н. Булгаковым, Д. Д. Галаниным36), осуждавшими его за поступки, несовместимые с духом христианства. На фоне зреющего скандала 14 февраля 1908 года Свенцицкий читает в Религиозно-философском обществе доклад "Мировое значение аскетического христианства"37.
Мережковские были в курсе петербургских событий, они получали из России письма от литературных соратников и из дома -- от А. В. Карташёва и Т. Н. Гиппиус с рассказами о заседаниях Религиозно-философского общества, а также газеты с хроникой и отчётами заседаний. 6 марта 1908 года Гиппиус просила Розанова: "Напишите вы нам обстоятельно, что за реферат читал Савонарола-Свенцицкий? Неужели правда затвор рекомендовал? Да это всё равно что непрерывно кричать о том, что необходимо молчание! Иди в затвор сам первый -- и молчи. Не попалась ли вам его книжка недавняя -- "Антихрист"? Сделайте исключение, прочтите её: ручаюсь, что не раскаетесь! Это "исповедь", автобиография. Увидите, как интересно"38.
В июле 1908 года Мережковские вернулись в Россию, после лета, проведённого в Суйде (под Гатчиной), в сентябре они возобновили работу в Религиозно-философском обществе. Об их контактах со Свенцицким в эти месяцы сведения отсутствуют, однако они могли быть в курсе московских новостей через А. Белого, гостившего у них на даче в августе.
В ноябре 1908 года Свенцицкого исключили из МРФО по обвинению "в ряде действий, явно предосудительных" (рождение внебрачных дочерей39 и присвоение денег из кассы еженедельника "Век", притом что он был одним из его пайщиков40; "за" проголосовали члены совета Эрн, Ельчанинов41 и Булгаков), затем он был вынужден бежать из Москвы.
В упомянутом письме к Свенцицкому от 25 ноября 1908 года Мережковский выражал сочувствие в связи с его исключением из МРФО, в создании и работе которого он принимал горячее участие, будучи одним из инициаторов и членом совета общества. (Несогласие с решением МРФО по делу Свенцицкого выразил и Вяч. Иванов в письме к В. Эрну от 25 ноября 1908 года42.)
"Я слышал, что вас исключили из Религиозно-философского общества, -- писал ему Мережковский. -- Я не знаю тех поступков, за которые вас осудили. В газете я прочёл, что вы сами себя за них осуждаете43, а если это так, то никто не имеет права судить вас, кроме Церкви. Религиозно-философское общество не есть Церковь, и суда его над вами я не могу признать правильным. Каковы бы ни были ваши поступки, я ничем не лучше вас и в покаянии и прощении нуждаюсь не менее, чем вы. Я думаю, что вам теперь трудно и больно. Копию с этого письма я посылаю А. В. Ельчанинову, чтобы он сообщил его подписавшимся"44.
26 ноября Мережковские приехали в Москву для координации работы петербургского и московского Религиозно-философских обществ (6 декабря состоялось общее закрытое собрание, на котором Мережковский читал доклад "Борьба за догмат"45); они неоднократно встречались с Булгаковым и Эрном.
Друзья Свенцицкого отреагировали на несогласие Мережковского с решением МРФО, 12 декабря 1908 года С. Н. Булгаков сообщал А. С. Глинке (Волжскому): "Вы знаете, что Д. С. <Мережковский> написал было Св<енцицкому> письмо с изъяснениями в любви и смирении после нашего газетного письма. Здесь, когда им рассказали всё, они с нами согласились по существу (оговорки -- неважны) и решили, что его нельзя пускать в СПб Религиозно-философское общество. Но только la donna и mobile46, сами знаете, непреклонна из них только З. Н. <Гиппиус>, которая относится к Св<енцицкому> с холодным брезгливым презрением"47. Однако заключение Булгакова оказалось поспешным. В декабре Гиппиус писала Б. В. Савинкову: "...грандиозный скандал со Свенцицким потряс "христианскую" Москву (Булг<аков>, Эрн), но все же мы не на стороне этих новых "смиренных""48.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Христианское братство борьбы -- первая христианская политическая организация в России, основанная в 1905 году (инициаторы: А. В. Ельчанинов, В. П. Свенцицкий, В. Ф. Эрн); Свенцицкому принадлежат основные программные документы братства, см.: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. М., <2010>. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905-1908 / Сост., послесловие, комм. С. В. Черткова. С. 3-161, 563-583 (комм.); см. также: Нашедшие Град: История Христианского братства борьбы в письмах и документах / Сост., предисловие и комм. С. В. Черткова. М., 2017; В. Ф. Эрн: pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. А. А. Ермичев. СПб., 2006. С. 59-88; Кейдан В. И. На путях к граду земному // Взыскующие Града / Сост., подг. текста, вступ. статья и комм. В. И. Кейдана. М., 1997. С. 11-18; Колеров М. А. Не мир, но меч. Русская религиозно-философская печать от "Проблем идеализма" до "Вех", 1902-1909. СПб., 1996. С. 225-277 (Исследования по истории русской мысли; т. 1); Шеррер Ю. В поисках "христианского социализма" в России // Вопросы философии. 2000. 12. С. 88-135.
2 См.: Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908) // Лица. Биографический альманах. М.; СПб., 1992. Кн. 1. С. 319-371; Павлова М. Мученики великого религиозного процесса // Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. Царь и революция / Под ред. М. А. Колерова; вступ. статья М. М. Павловой; пер. с фр. О. В. Эдельман; подг. текста Н. В. Самовер. М., 1999. С. 7-54 (Исследования по истории русской мысли; т. 4).
3 См. прим. 1; см. также: Взыскующие Града. Хроника русских литературных, религиозно-философских и общественно-политических движений в частных письмах и дневниках их участников, 1829-1923 гг. 2-е изд., испр. и доп. М., 2020. Кн. 3. 1905-1906 / Сост. В. И. Кейдан.
4 Нашедшие Град. С. 428.
5 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 265. Д. 340. Л. 444 ("Письма и выписки из писем разных лиц. Копии").
6 Подробно см. в комментариях Черткова: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2.
7 О перлюстрации семейной корреспонденции неоднократно упоминает Т. Н. Гиппиус в письмах-дневниках 1906-1908 годов (готовятся к печати). В документах Жандармского управления Мережковский, З. Н. Гиппиус и Философов значились под кличками "Старик", "Красная" и "Страус", см.: Соболев А. Л. Ошибка филёра // Соболев А. Л. Тургенев и тигры: Из архивных разысканий о русской литературе первой половины ХХ века. М., 2017. С. 181-195 (в публикации приведены документы за 1913 год).
8 Эрн Владимир Францевич (1882-1917) -- философ, церковный публицист; в 1904 году окончил историко-филологический факультет Московского университета, один из создателей "Христианского братства борьбы" и Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева (1905-1918; далее -- МРФО), ближайший товарищ Свенцицкого; с 1910 года -- член редакции издательства "Путь", профессор философии Московского университета, с 1916-го -- член Московского психологического общества. Подробно о нём см. статью А. А. Ермичёва "Жизнь и дела Владимира Францевича Эрна" (В. Ф. Эрн: pro et contra. С. 7-59).
9 См.: Лит. наследство. 2016. Т. 105. Андрей Белый. Автобиографические своды: Материалы к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / Сост. А. В. Лавров и Дж. Малмстад. С. 108.
10 Карташёв Антон Владимирович (1875-1960) -- приват-доцент Санкт-Петербургской духовной академии (1901-1905); историк Русской православной церкви; преподавал на Высших женских (Бестужевских) курсах, многие годы провёл под одной крышей с Т. Н. и Н. Н. Гиппиус как ближайший друг семьи (и член младшего "троебратства" неохристианской общины Мережковских), см.: Павлова М. М. К истории неохристианской коммуны Мережковских (на материале "дневников" Т. Н. Гиппиус) // Русская литература. 2017. 3. С. 222-242; 4. С. 166-194; товарищ обер-прокурора Синода в первых составах Временного правительства, в июле 1917 года избран обер-прокурором Синода, после упразднения должности в августе назначен главой Министерства исповеданий Временного правительства; с 1919 года в эмиграции; один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже (1925-1960).
11 Глинка Александр Сергеевич (псевд. Волжский; 1878-1940) -- публицист, литературный критик, историк литературы; сотрудничал в журнале "Вопросы жизни", участник ХББ; ближайший товарищ и постоянный корреспондент С. Н. Булгакова, в 1906 году совместно с ним инициировал издание газеты "Народ" в Киеве (выходила с апреля), с участием основных сотрудников прекратившегося журнала "Вопросы жизни" (1905), а также ряда лиц духовного звания, профессоров Духовной академии и светских публицистов на религиозно-церковные темы. Всего вышло 7 номеров. Подробно см.: Колеров М. А. Не мир, но меч. С. 198-224. После закрытия газеты Булгаков переехал в Москву, преподавал на юридическом факультете Московского университета (приват-доцент по кафедре политической экономии и статистики), Глинка жил в Симбирске. Подробно см.: Глинка (Волжский) А. С. Собр. соч.: В 3 кн. / Сост. и ред. А. Резниченко. М., 2005. Кн. 1. 1900-1905 (Исследования по истории русской мысли; т. 10).
12Белый Андрей. Начало века. Берлинская редакция (1923) / Изд. подг. А. В. Лавров. СПб., 2014. С. 118-119 (сер. "Литературные памятники").
13Белый Андрей. Начало века. Воспоминания: В 3 кн. М., 1990. Кн. 2 / Подг. текста и комм. А. В. Лаврова. С. 495. Позднее, в "Ракурсе к дневнику" Белый дополнил этот эпизод нюансами: "Появление в Петербурге Эрна и Свенцицкого. 1) Обсуждение обращения к "епископам", написанное Свенцицким (у Мережковских). 2) Выработка "радикальной" религиозной платформы у Волжского. 3) Дебаты со Свенцицким и Эрном у Перцова (участвуют: Мережковский, Гиппиус, Перцов, Философов, Тернавцев, я, Свенцицкий, Эрн, Карташёв). 4) Обсуждение плана действий "Христианского братства борьбы" (я, Свенцицкий, Эрн)" (Лит. наследство. Т. 105. С. 358).
14Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. С. 69. Против редактора "Полярной звезды" П. Б. Струве, опубликовавшего статью, и Свенцицкого было выдвинуто обвинение (в "дерзостном неуважении к власти"). На суде, состоявшемся 4 ноября 1906 года, его оправдали (он сам выступил в роли защитника). В "Речи на суде" (опубл.: Век. 1907. 2 (14 янв.). С. 20-21) он заявил, что христианин не должен подчиняться государственным законам, если они противоречат заветам Христа, подробно см.: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. С. 69-72, 598 (комм.).
15 Полный текст "Воззвания к Церкви" опубл. по копии С. П. Каблукова: РНБ. Ф. 322. Ед. хр. 10. Л. 97-103; Мережковский Д., Гиппиус З., Философов Д. Царь и революция. С. 10-12; с незначительными разночтениями по копии из архива В. Ф. Эрна: Взыскующие Града <...> 1997. С. 702.
16 Чертков датирует документ осенью 1906 года (см.: Чертков С. В. П. Свенцицкий. Его последователи и эпигоны (И. А. Ильин, Д. С. Мережковский, Н. А. Бердяев) // Философия и культура. 2010. 5. С. 105). Однако в это время Мережковские и Философов находились в Париже, они выехали из Петербурга 25 февраля 1906 года.
17 Оригинальный текст "Воззвания к Церкви" не сохранился, до нас дошли два списка -- текст записан в дневнике С. П. Каблукова за 1910 год, без датировки, с комментарием: составлено после того, "когда самодержавное правительство не выполнило обещаний, данных манифестом 17 окт. 1905 г." (РНБ. Ф. 322. Ед. хр. 10. Л. 97-103); и рукописная копия в архиве В. Ф. Эрна с его маргиналией "Составлено Мережковским, 1906" (Взыскующие Града <...> 1997. С. 702).
18Чертков С. В. П. Свенцицкий. Его последователи и эпигоны. С. 105.
19 Сборник статей "Le Tsar et la RИvolution" был издан в Париже в 1907 году журналом "Mercure de France", состоял из предисловия Мережковского и его же статьи "Религия и революция", двух статей Гиппиус ("Революция и насилие" и "Истинная сила царизма") и статьи Философова "Царь-Папа". В 1908 году книга была переведена на немецкий язык. См.: Переписка З. Н. Гиппиус с Д. В. Философовым (1898-1918) / Вступ. статья, подг. текста и комм. А. Л. Соболева // Лит. наследство. 2018. Т. 106. Эпистолярное наследие З. Н. Гиппиус: В 2 кн. Кн. 1. С. 614; Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908). С. 345-350; Павлова М. Мученики великого религиозного процесса. С. 13-22.
20 Переписка В. В. Розанова и П. П. Перцова (1896-1918): В 2 т. / Вступ. статья Е. И. Гончаровой; сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой и О. Л. Фетисенко. СПб., 2022. Т. 2. 1903-1918. С. 158.
21 Критика "внецерковного христианства" Мережковского была предпринята Эрном, см.: Эрн В. Таинства и возрождение Церкви // Церковное обновление. Бесплатное приложение к еженедельнику "Век". 1907. 9 (4 марта). С. 65-66; перепеч.: В. Ф. Эрн: pro et contra. С. 89-92. Соглашаясь с Мережковскими в том, что современная церковь удалилась от идеалов первохристианства и должна быть преодолена в её исторически сложившейся форме, Эрн настаивает на преемственности "Исторической" и "Грядущей Церкви". См. также: Свенцицкий Вал. О новом религиозном сознании (По поводу статьи Д. В. Философова) // Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. С. 422-426; впервые: Век. 1907. 18 (13 мая). С. 253-255.
22 Нашедшие Град. С. 447. Ответ Свенцицкого на статью Мережковского "Реформация или революция?" (впервые: Речь. 1908. 10 апр. 86). Статья была послана в газету "Речь" в 1908 году; впервые опубликована С. В. Чертковым: Религиоведение. 2013. 1. С. 189-194.
23 См.: Переписка З. Н. Гиппиус с Андреем Белым (1902-1918) / Вступ. статья Н. А. Богомолова; подг. текста и комм. Н. А. Богомолова и А. Л. Соболева // Лит. наследство. Т. 106. Кн. 2. С. 147 (Приложение 2. Переписка Д. В. Философова с Андреем Белым (1902-1910)). Упомянутое письмо к Мережковскому не сохранилось. Свое намерение Свенцицкий осуществил в 1917 году.
24 Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Series 2. Box 2. Folder 34.
25 Имеется в виду заседание МРФО.
26 Ельчанинов Александр Викторович (1881-1934) -- церковный публицист и историк церкви, священник, ближайший товарищ П. А. Флоренского и В. Ф. Эрна; окончил историко-филологический факультет Московского университета (1904), редактор-издатель газет ХББ, член совета МРФО; с 1912 года жил в Тифлисе, преподавал в гимназии В. Левандовского; с 1921 года в эмиграции, один из руководителей Русского христианского демократического движения.
27 Amherst Center for Russian Culture: Zinaida Gippius and Dmitri Merezhkovsky Papers. Series 2. Box 2. Folder 34.
28 Книга Свенцицкого "Антихрист (Записки странного человека)" (СПб.: Издательство Д. П. Ефимова, 1908) подверглась цензурному аресту, тираж был конфискован. Подробно см.: Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 1. Второе распятие Христа. Антихрист. Пьесы и рассказы (1901-1917). С. 692-705.
29 Ефимов Дмитрий Панфилович (1866-1930) -- владелец московского книжного магазина, издатель, специализировался на выпуске дорогих открыток; издавал продукцию "Христианского братства борьбы", в том числе серию "Религиозно-общественная библиотека", которой руководили Свенцицкий и Эрн; проспект серии был составлен С. Н. Булгаковым.
30 Нашедшие Град. С. 360. В комментариях к этому письму Чертков приводит позднейшее признание Свенцицкого: "В этой книге мною ставился один общий духовный вопрос: можно ли узнать Христа, не пережив антихриста? Если бы я писал эту книгу теперь, я многое не написал бы так, как тогда. Но это основное положение я и теперь утверждал бы также: нельзя узнать Христа, не пережив антихриста" (Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. М., 1995. Т. 1. С. 36-37).
31Гиппиус З. Собр. соч.: В 15 т. М., 2003. Т. 7. Мы и они. С. 306, 312-313; впервые: Русская мысль. 1908. 2. С. 155-160.
32 См., например, рецензию Н. И. Петровской: Весы. 1908. 2. С. 85-88.
33 Взыскующие Града <...> 1997. С. 166.
34Вишняк М. В. Дань прошлому. Нью-Йорк, 1954. С. 31.
35 Нашедшие Град. С. 376. См. также: Переписка В. П. Свенцицкого и П. А. Флоренского / Публ. П. В. Флоренского и С. В. Черткова // Новый журнал (Нью-Йорк). 2011. 264. С. 132.
36 Галанин Дмитрий Дмитриевич (1886-1978) -- участник ХББ, заведующий редакцией Религиозно-общественной библиотеки, выпускавшей продукцию ХББ.
37 Текст доклада см.: Русская мысль. 1908. 5. С. 89-103; Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907-1917. История в материалах и документах: В 3 т. / Вступ. статья О. Т. Ермишина и О. А. Коростелёва; подг. текста О. В. Ермишина, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; прим. О. В. Ермишина, О. А. Коростелева, С. В. Мартьяновой, О. В. Самоцветовой, Л. В. Хачатурян; сост. хроники А. А. Ермичёва; сост. аннотированного списка С. М. Половинкина. М., 2009. Т. 1. С. 265-282, 641-642 (прим.). В том же номере "Русской мысли" под общей рубрикой "Проблемы аскетизма" напечатан ответ Свенцицкому -- доклад В. В. Розанова "О христианском аскетизме", который состоялся 12 марта 1908 года (Русская мысль. 1908. 5. С. 103-111); см. также: Религиозно-философское общество в Санкт-Петербурге (Петрограде), 1907-1917. Т. 1. С. 283-290, 643 (текст и прения).
38 В. В. Розанов: pro et contra. Личность и творчество Василия Розанова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология: В 2 кн. СПб., 1995. Кн. 1. С. 208.
39 Имеются в виду дети от Ольги Владимировны Шер (входила в ХХБ; 1888-1970), родившей втайне от Свенцицкого 6 апреля 1908 года дочь Ольгу, которую представила родным как удочерённую "сиротку", и от Надежды Сергеевны Багатуровой (Багатарян Егинэ Саркисовна; 1890-1976) -- детской писательницы, переводчицы; гражданской жены В. П. Свенцицкого; 21 июля 1908 года она родила дочь Надю, крестной которой стала О. В. Шер (подробно см.: Нашедшие Град. С. 319-320, 428).
40 Осенью 1907 года Свенцицкого подозревали в присвоении 350 рублей из кассы трудовой общины "Века", которые предназначались для ведения судебного процесса по делу журнала, но потом обстоятельства разъяснились (Там же. С. 427).
41 В обширном письме к П. А. Флоренскому от 25 ноября 1908 года Ельчанинов рассказывал о событиях, которые предшествовали исключению Свенцицкого из МРФО: "12-го, в среду, открылось, что у Вал<ентина> есть двое детей от Оли и Нади; немного спустя поступила в Совет жалоба на Вал<ентина> от матери одной гимназистки, а потом открылся целый ряд фактов той же категории + шантажные денежные дела. <...> 17-го братья Оли отправились к Вал<ентину> и поставили ему ультиматум: или пусть он отпустит девиц и немедленно выедет из Москвы, или он будет подвергнут физическому воздействию. Тогда Антихрист капитулировал и принял все условия, а на другой день прислал Володе (В. Ф. Эрну. -- М. П.) признание во всех своих гнусностях, даже таких, о которых мы не знали. В этом письме он всецело предавался на волю победителей и только умолял помочь ему поступить в монастырь" (Там же. С. 426).
42 См.: Нашедшие Град. С. 429; ответ Эрна Иванову от 28 декабря 1908 года: Там же. С. 431.
43 Имеется в виду помещённое в газете "Русское слово" (1908. 21 нояб. 271. С. 5) письмо совета МРФО о заседании, состоявшемся 11 ноября 1908 года, на котором Свенцицкому было предложено выйти из общества; опубликовано за подписью председателя общества Г. Рачинского, членов совета: кн. Е. Трубецкого, С. Булгакова, А. Глинки (Волжского), В. Эрна, А. Ельчанинова. В этом же письме сообщалось: "Ещё до получения копии с постановлением совета В. П. Свенцицкий прислал на имя председателя о<бщест>ва заявление о своём выходе из числа членов о<бщест>ва, а затем в письме на имя одного из членов совета от 18-го ноября признал справедливость предъявленных ему обвинений".
44 Нашедшие Град. С. 428.
45 Впервые: Речь. 1908. 14 дек. 307. С. 3.
46 Женщина переменчива (ит.) -- цитата из либретто Ф. М. Пьяве к опере Дж. Верди "Риголетто" (1851).
47 Нашедшие Град. С. 448. Свенцицкий состоял действительным членом Петербургского Религиозно-философского общества, исключён из него не был.
48 Революционное христовство: Письма Мережковских к Борису Савинкову / Вступ. статья, сост., подг. текста и комм. Е. И. Гончаровой. СПб., 2009. С. 146. Имеются в виду семь "смиренных" Святейшего Синода, подписавших приговор об отлучении Л. Толстого от церкви (1901). В статье "Семь смиренных" Мережковский назвал новыми "смиренными" участников сборника "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции" (М., 1909); впервые: Русские ведомости. 1909. 25 апр. (8 мая). 94. С. 4; также: Речь. 1909. 26 апр. (9 мая). 112. С. 2-3; в авторском сборнике "Больная Россия" (СПб., 1910. С. 93-109).