|
|
|
1
|
Церковь должна идти во главе реформ, которые могут улучшить политический и общественный строй... встать впереди борющихся за... свободу человеческого духа... с истинным дерзновением обличить весь позор существующего порядка, восстать против безобразного простора для злоупотреблений. /5-6, 8/
|
Необходимо, чтобы русская церковь приняла активное участие в борьбе за великое общественно-политическое обновление и освобождение России... сознательно порвала связь с отжившими формами русской бюрократической государственности.
|
|
|
|
2
|
Путь аскетического христианства в той или иной внешней форме должен быть пройден каждым христианином. /505/
|
Аскетика есть общеобязательный формальный метод всякого религиозного и мистического опыта. Путь аскетический... есть возврат в лоно Божье. (1916. VII)
|
3
|
Прогресс не есть эволюционное приближение к Царствию Божию на земле... не непрерывная линия. /501/ Цель всей мировой истории -- воплощение божественной идеи в мире. /256/
|
Процесс истории не есть прогрессирующее возвращение человечества к Богу по прямой линии, которое должно закончиться совершенством этого мира... это подготовление к концу, в котором должно быть восстановлено творение в своей идее. (1911. V.2)
|
4
|
Прогресс мировой жизни не в приближении к всеобщему земному благополучию... а в абсолютном разделении Добра и Зла... медленном и мучительном. /70, 258/
|
Смысл мировой истории не в благополучном устроении... а в грядущем разделении на конечное добро и конечное зло. ...Процесс развития мучительно медленный. (1911. V.5)
|
5
|
Процесс этот должен быть крайне мучителен. /243/ Безусловная внешняя свобода -- необходимое условие, чтобы всякий свободно и окончательно определился к Добру или Злу... а это необходимо для завершения мировой истории борьбой Христа и Антихриста. /434, 441/
|
Человек... мучительной историей, длительным процессом творчества должен... освободиться из плена для нового и окончательного избрания себе бытия в Боге или небытия вне Бога... для последнего выбора между добром и злом. (1911. V.2)
|
6
|
Это будут дни небывалой скорби, страшная сила зла достигнет своего высшего расцвета. /501, 90, 259/
|
Ужас... достигнет размеров небывалых... самое страшное зло воплотится. (1911. V.5)
|
7
|
Христа жаждали. Эта жажда давала направление истории. /Т. 1. 113/
|
Человечество жаждало Спасителя... своей многообразной историей приготовлялось к восприятию. (1911. V.2)
|
8
|
Открывшийся святой Град призывает к великой, окончательной борьбе за новое небо, за новую землю преображённого космоса. /135/
|
Только человек, занявший место, уготовленное ему Творцом, в силах преобразить космос в новое небо и новую землю. (1916. II)
|
9
|
Нашедшим Град открывается великая задача... /135/ Смысл жизни в преображении космоса, и в вечной жизни всех окончательно воссоединившихся с Творцом... восстановлении божественной гармонии. /495, 258/
|
Космос дан как задача... осуществить божественную гармонию... т. е. свободное бытие всех существ в их окончательном соединении в Божестве. (1911. V.1)
|
10
|
Космос есть становящаяся Церковь. /173, 71/
|
Церковь есть охристовлённый космос. (1924)
|
11
|
Мир отпал от Божества свободным актом... Царство Христово есть Царство свободного единения. /257, 13/
|
Отпадение от абсолютного бытия совершено актом свободы... Смысл истории -- в свободном воссоединении всех и всего с Богом. (1911. V.1)
|
12
|
Грех есть результат... нарушения высшей нормы свободным человеком. /238/ Всякий грех есть рабство, при всяком грехе свобода заменяется причинностью. /196/
|
Сознание своей свободы как произвола и есть падение, грех... Грех и есть рабство, несвобода духа, подчинение диавольской необходимости. (1916. VI, В)
|
13
|
Достигнуть совершенства, жизни в Боге -- это значит освободить свой дух от всякой причинности, от всякого зла. ...У рабов хотение определяется низменными началами души. /197, 209/
|
Путь освобождения от "мира"... есть преодоление зла, собирание сил духа для жизни божественной... Выход из рабства у необходимости... есть путь победы над грехом, над низшей природой. (1916. В)
|
14
|
Свобода есть некоторая безначальность... беспричинность, возможность творческого акта, ничем не обусловленного... Свобода человека -- это та вечность, которая составляет основу его бытия. /195, 196/
|
Свобода первична и безначальна. (1931) Рождённое из неё не вытекает из предшествующих причин... положительная творческая мощь, ничем не обусловливаемая... безосновная основа бытия. (1916. VI)
|
15
|
Свобода прежде всего выражается в творческом акте, осуществляемом путём воли. ...Весь смысл служения Богу в том, чтобы свободный человек проявил свою подлинную сущность в том творческом акте, ничем не обусловленном, который выражается в свободном желании. /197-198/
|
Свобода в положительном своём выражении и есть творчество... Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. (1916. VI, В) Элемент свободы... есть в каждом творческом акте человека. ...Творец требует от него свободного творческого акта. (1931) В свободе совершается... ответное откровение человека Богу. (1923)
|
16
|
Свобода начнётся, когда всё будет направлено ко Христу -- действия, желания, помыслы. /185/
|
Свободная воля направляет свой акт хотения... на божественную жизнь. (1916. VI)
|
17
|
Быть истинно-свободным -- значит жить во Христе... В Церкви... не может быть никаких организованных сил принуждения, ибо там воля направлена к свободе и всякое насилие было бы насилием над свободой. /2, 184, 186/
|
Быть свободным и значит быть в Церкви... В церковном обществе нет места для принуждения... в силу долга свободы... в силу того, что свобода есть сущность христианства. (1911. VI)
|
18
|
Свобода и христианство немыслимы одно без другого... Свобода -- всегда свобода Христова. /276, 185/ Человеческая свобода является святой по содержанию... святость основана на любви. /196, 260/
|
Христианство есть религия свободы, т. е. свобода есть содержание христианства. (1911. VI) Любовь есть содержание свободы. (1916. VI)
|
19
|
Свобода не является понятием лишь отрицательным, но положительным, вмещающим в себе определённое христианское содержание. ...Свобода, мыслимая лишь формально, -- некоторая пустая возможность. /196, 183/
|
Свобода... есть нечто положительное и содержательное, а не отрицательное и формальное. (1911. VI) Свобода, осознанная исключительно формально, без цели и содержания, есть ничто, пустота. (1916. VI)
|
20
|
Фанатизм революционного движения, беспримерная сила самопожертвования, доходящая до жажды мученичества, истерическая, упрямая вера. /132/
|
Революционная интеллигенция фанатически была готова на самопожертвование и не менее фанатически исповедовала материализм... придавала атеистической философии характер священный. (1909)
|
21
|
Мы подорвали в себе все силы, раздробили цельность... Миросозерцание теоретическое должно быть связано со всей внутренней жизнью. /207, 125/
|
Необходимо целостное отношение к миру и жизни... целостное миросозерцание, в котором теория слита с жизнью. (1909)
|
22
|
Грех есть результат свободного акта нашей воли... Воля -- условие подлинной свободы... Человек должен освободиться от внутреннего рабства, и тогда... будет творить только доброе. /238, 198/
|
Атеистичность сознания интеллигенции есть вина её воли... Только сознание виновности нашей воли может привести нас к новой жизни. Мы освободимся от внешнего гнёта, когда освободимся от внутреннего рабства. (1909)
|
23
|
Пора перестать наслаждаться своею сложностью... не купаться в своём самолюбии, а встать на путь искреннего и глубокого покаяния. /364/
|
Интеллигенция нуждается не в самовосхвалении, а в самокритике. К новому сознанию мы можем перейти лишь через покаяние и самообличение. (1909)
|
|
|
|
24
|
Вопрос о христианском отношении к войне по существу остаётся нерешённым. (1919)
|
Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Вот вопрос, требующий ныне нового разрешения. (гл. 1)
|
25
|
Насилие, само по себе, как некоторое физическое воздействие, не может быть ни хорошим, ни дурным и становится тем или иным в зависимости от цели, ради которой совершается. /450/
|
Внешнее физическое воздействие... само по себе не может быть ни добром, ни злом... только проявлением внутреннего добра или зла. Понуждение и пресечение может иметь в виду не злую цель. (гл. 6)
|
26
|
Насилие -- одно из тех слов, которые как бы содержат в себе некоторое моральное осуждение. Подобно слову ложь... в основе своей имеет нечто преступное, и потому сам вопрос "Допустимо ли насилие?" с христианской точки зрения может казаться бессмыслицей, как "допустимость безнравственного". Нужно значительное усилие, чтобы освободиться от гипноза, под которым находится обычное сознание. /181/
|
В слове "насилие" уже скрывается отрицательная оценка... "насильник" есть человек, преступающий рамки дозволенного... Применение этого ценностно и аффективно окрашенного термина... предрешает вопрос в отрицательном смысле. Доказывать допустимость насилия -- значит доказывать "допустимость недопустимого"... неверный термин раздваивает душу и заслоняет ей очевидность. (гл. 4)
|
27
|
Или надо ряд насильственных действий перестать называть насилием, или допустить возможность насилия нравственного и безнравственного. Дело здесь только в словах, но по существу в обоих случаях придётся указать, какой признак даёт нам право одно насильственное действие называть насилием, другое нет. /182/
|
Целесообразно сохранить термин "насилия" для обозначения всех случаев предосудительного заставления, исходящего из злой души или направляющего на зло, и установить другие термины для обозначения непредосудительного заставления. (гл. 4)
|
28
|
Во всяком недопустимом насилии имеется налицо ограничение свободы духа. Во всяком допустимом насилии ограничение касается свободы воли. /450/ Во всех случаях, где насильственные действия будут ограничивать волю, избирающую рабство зла, не только не злое насилие, а подлинное служение свободе. ...Направлено на ограничение той похоти, которая растлевает человечество. /185, 188/
|
Злое насилие противодуховно... стремится положить конец духовному самовоспитанию понуждаемого. Понуждение апеллирует к человеческой воле, подвергая её через посредство тела прямому внешнему ограничению. (гл. 6) Пресекающий злую волю... борется не с духом, а с противодуховностью... сущность её не в самоуправлении, а в беззаконии и саморазнуздании. (гл. 7)
|
29
|
Рабство -- когда свободное начало человека определяется внешними тёмными силами зла, низменными началами души. /185/ Если бы у бессильного раба своей похоти открылись духовные очи, он с ужасом увидал бы, что к нему присосались отвратительные чудовища и он рабски повинуется им. (1912)
|
Человек, наполняющий свою самостоятельность злыми деяниями... живёт и действует не как духовно-свободный господин своей души и своего поведения, а как беспомощный раб своих злых влечений и душевных механизмов... Духовное око его закрыто или ослеплено. (гл. 7)
|
30
|
Насильственные действия должны иметь целью ослабление зла, но ни в коем случае не насильственное увеличение добра. Христос не уничтожил зла, не сделал людей святыми своей волей, Он хочет свободного спасения каждого. /185/
|
Эти меры идут не к умножению добра, а к уменьшению числа злодеяний. (гл. 18) Преображение злодея должно быть его самостоятельным актом, пламенем личной свободы... иначе он давно уже преобразился бы от дыхания уст Божиих. (гл. 21)
|
31
|
Убийство недопустимо для христианской совести... ни при каких обстоятельствах, ни с какими целями. /113, 181/ При убийстве мы делаем человека средством для достижения какой-либо цели. Это отрицание любви. /112-113/
|
Совесть не может ни при каких условиях признать убийство человека безгрешно-праведным делом. (гл. 19) Творящий понуждение или пресечение от лица духа не делает понуждаемого средством для своего интереса... Совершивший злобное насилие превратил другого в средство своей похоти. (гл. 7) Зло отрицает любовь. (гл. 6)
|
32
|
Любовь, которая есть не иллюзия, а подлинное уничтожение всяких преград одной души от другой /506/, есть высшее, внутреннее единство. /260/ Безумная, слепая, всю душу порабощающая страсть посягает на светлую, чистую, радостную любовь. /488/
|
Любовь есть способность к единению и отождествлению с любимым. (гл. 14) Любовь, взятая сама по себе, независимо от духа, его предмета, его цели и его заданий, есть начало слепой страсти. (гл. 14)
|
33
|
Мы готовы прощать личные обиды. Но когда видим, что злодеи отнимают последнюю рубашку у нашего ближнего, и иного средства нет спасти его, как только подняв меч, -- мы подымем его не во имя своё, а во имя действенной любви, которую заповедал нам Христос. (1919)
|
Призывая любить врагов, Христос имел в виду личных врагов человека... Религиозно-верное сопротивление злодеям ведёт с ними борьбу не как с личными врагами, а как с врагами дела Божия (гл. 15), из любви ко Христу и к преподанной Им полноте совершенства. (гл. 22, 3)
|
34
|
Придётся употреблять меры, диктуемые любовью, но влекущие за собой неизбежные жертвы. (1919)
|
Борьба ведётся именно любовью... Из любви понуждая и казня. (гл. 21)
|
35
|
Умыть руки и сказать -- я люблю и жертву, и насильника одинаково -- это значит впасть в догматизм, граничащий с безнадёжным фарисейским лицемерием. Такая одинаковая любовь фактически невозможна. (1919)
|
Невозможно любить всё наравне... человек не может любить ни всех, ни всех одинаково. (гл. 15)
|
36
|
Если не поднял оружия -- значит, не убил? Нет, убил -- если не защитил! Убил своим попустительством. ...Всякий имевший возможность защитить от убийцы и не сделавший этого -- сам участник убийства. (1919)
|
Несопротивление злу есть не только попущение и молчаливое ободрение, но и соучастие. (гл. 7) В соучастии повинен всякий, кто не положил всю свою личную силу на активное пресечение злодеяния. Всякий не вмешавшийся... несёт вину духовного соучастия. (гл. 18)
|
37
|
На войне решается вопрос не о том, пролить или не пролить кровь, а о том, чью кровь пролить: злодея или невинного. ...Выбирать приходится между двумя неизбежными убийствами, т. е. из двух зол меньшее. (1919)
|
Самое положение, в которое человек поставлен, самые объективные условия его поступка -- исключают праведный исход. ...Он вынужден к неправедности и должен только найти наименее неправедный исход. (гл. 20)
|
38
|
Я поднимаю меч на насильника... беру на себя крест неизбежного убийства, чтобы выбрать то, которое падает на преступника. (1919)
|
Путь силы и меча определяется именно как путь обязательный и в то же время неправедный. (гл. 20)
|
39
|
С христианской точки зрения война не только допустима, но может быть нравственно обязательной... единственной формой для выражения деятельной любви. (1919)
|
Обращение к мечу может быть нравственно и религиозно обязательным... допустимо не тогда, когда оно "возможно", а когда оно необходимо. (гл. 20)
|
40
|
Христианская война должна быть подвигом. Она должна быть крестным путём на Голгофу... Христианство допускает войну во имя тех задач, которые совпадают с христианскими идеалами. (1919)
|
Борьба со злом разрешается через приятие возможной вины и осуществление этого подвига. И он оказывается тем выше, чем живее в совершающем способность освещать его лучом Божественного совершенства. (гл. 21)
|
41
|
Если признаётся добром в историческом процессе государственная организация, должна быть признана относительным добром и та военная сила, которая обеспечивает её существование. (1919)
|
Поскольку государственное дело нуждается в силе... каждый участник его... несёт служение, неправедное по способу действия, но оно не может быть признано делом греховным, злым или порочным. (гл. 20)
|
42
|
Всё зло, как и добро, представляет из себя нечто внутренне связанное. /495/
|
Едино и обще всем людям не только начало добра... но и начало зла. (гл. 18) Подр. в гл. 17.
|
43
|
Церковь должна с истинным дерзновением обличить... всё, что зиждется не на христианских началах. Если власти предержащие совершают то, что христиане делать не должны, обязанность Церкви обратиться к ним и призвать к покаянию. /5, 9, 67/ Церковь должна направлять государственную власть на путь служения идеалам христианства. (1919)
|
Произнося свои суждения и осуждения, Церковь этим отнюдь не вмешивается в политику... но пребывает в пределах созидаемого и блюдомого ею Царства Божия. Церковь обязана указывать людям -- и царю, и чиновникам, и парламентариям... где именно их дела, их установления или страсти вредят делу Царства Божия. (1937)
|