Сумбатов-Южин Александр Иванович
А. И. Сумбатов-Южин: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


 []

I.

Сумбатов

   (князь Александр Иванович, по сцене Южин) -- драматический писатель и известный актер, род. в 1857 г.; по отцу грузинского происхождения; учился в тифлисской гимназии и на юридич. факультете СПб. унив. В 1881 г. поступил на сцену в Москве, в театре Бренко, а в 1882 г. перешел на Импер. моск. сцену. Первая пьеса С., "Громоотвод", написана в 1878 г.; затем последовали "Дочь века" и "Листья шелестят" (1880 и 1881). В 1883 г. запрещена к представлению пьеса Сумбатова "Сергей Сашилов", где автор коснулся вопроса о праве сельских сходов ссылать своих односельчан в Сибирь на поселение. В 1884 г. написаны комедии "Муж знаменитости" и историческая хроника "Царь Иоанн IV", в 1886 г. -- "Арказановы", в 1888 г. -- "Цепи". Следующие три пьесы -- "Старый закал" (1895), "Джентльмен" (1897), "Закат" (1898) -- появляются одна за другой после семилетнего перерыва писательской работы и выгодно отличаются, по приемам письма, от первых пьес С. В "Русской мысли" 1897 г. (No 5 и 6) помещена большая статья С. "Первый всероссийский съезд сценических деятелей, его резолюции и настроения", а в "Сборнике в память Белинского" (1898) -- речь "П. С. Мочалов в жизни и на сцене". Статья С. "Отношения С. А. Юрьева к сцене в последние годы его жизни", напечатанная в сборнике "Памяти С. А. Юрьева", дает характеристику московского Малого театра 1880-х годов. Пьесы "Цепи" и "Старый закал" переведены на немецкий, польский, сербский и чешский языки и ставились на иностранных сценах. В 1898 г. "Старый закал" -- в переводе Евг. Цабеля -- имел большой успех в Берлине. В 1901 г. вышло собрание сочинений С. в трех томах. Все пьесы Сумбатова очень сценичны и, не отличаясь особенною глубиною захвата, задаются серьезными психологическими задачами. Как актер, кн. С. (под псевдонимом Южина) -- один из наиболее выдающихся деятелей московского Малого театра. Главные роли его: Макбет, Гамлет, Яго, Ричард III, Петручио, гр. Дюнуа, маркиз Поза, Мортимер, Лейчестер, Эгмонт, Рюи-Блаз, Самозванец, Царь Борис, Чацкий. Его репертуар обнимает всего около двухсот ролей. С. серьезно и добросовестно относится ко всякой роли. Его исполнение отличается естественностью, глубокою искренностью и силою чувства.
  
   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

 []

II.

   СУМБАТОВ (по сцене -- Южин) Александр Иванович [1857--1927] -- актер и драматург. Р. в грузинской княжеской семье. По окончании гимназии в Тифлисе С. поступил на юридический фак-т Петербургского ун-та. Первая пьеса С., увидевшая сцену, относится к 1877. Сценическую деятельность начал С. в 1881--1882. В 1882 поступил в московский Малый театр, где прошла вся театральная работа С. в качестве актера, а с 1909 -- художественного руководителя театра. В 1890 С. за исполнение драм Гюго получил от Французской республики знак "Академических пальм". В 1916 был избран Академией наук почетным академиком по разряду изящной словесности. После Великой Октябрьской социалистической революции С. был выбран председателем дирекции Малого театра и до смерти стоял во главе его. Борясь с формалистическими течениями в области театрального искусства, С. в течение всей жизни отстаивал позиции реалистического театра. В 1922 получил звание "народного артиста республики".
   Как актер Южин создал ряд замечательных образов. В его искусстве соединилась высокая романтика Шиллера (Карл Моор, Мортимер, маркиз Поза) и Гюго (Рюи-Блаз, Карл V) с глубоким реализмом Грибоедова (Чацкий, Репетилов, Фамусов) и Островского (Телятев в "Бешеных деньгах"). В сценических образах Яго, Ричарда III, Макбета, Кориолана, Шейлока и др. ярко передана им мужественная правда и суровая простота Шекспира.
   С. известен также как драматург. Пьесы С. отличаются большой сценичностью. Однако нередко реалистические тенденции подчиняются в них условной театральности. Это особенно относится к первым пьесам С. ("Дочь века", 1880, "Листья шелестят", 1881, "Соколы и вороны", написанная совместно с Вл. Немировичем-Данченко, 1885 и др.), носившим характер эффектных мелодрам. С конца 1890-х гг. С. пишет ряд комедий, в к-рых выступает как остроумный и зоркий наблюдатель жизни крупной буржуазии ("Джентльмен", 1897), вырождающегося барства ("Закат", 1899), петербургской бюрократии ("Невод", 1905), буржуазной интеллигенции ("Вожди", 1908, "Ночной туман", 1916). В этих пьесах, написанных в форме реалистической сатиры, С., разоблачая общественное зло, видит пути к его уничтожению не в социальной ломке, а в изменении моральных качеств человека. Одна из пьес С. "Сергей Сатилов" [1883] (из жизни деревни) находилась под запретом царской цензуры. Обособленно стоят драма из эпохи покорения Кавказа -- "Старый закал" [1895] и романтическая легенда из прошлого Грузии -- "Измена" [1903]. Многие из пьес С. переведены на иностранные языки.

Библиография:

   I. Полное собрание сочинений, 4 тт., М., 1900--1909.
   II. Эфрос Н., А. И. Южин, 1882--1922, М., 1922; Кара-Мурза С., Малый театр. Очерки и воспоминания, М., 1924; "А. И. Южин" (1882--1922); Статьи А. Луначарского, Ю. П., Э. Бескина, В. Михайловского и П. Когана, изд. Ю. Писаренко, М., 1922; Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова, Берлин, 1928; "Актеры и режиссеры", Театральная Россия. Сборник, ред. В. Лидина, т. I, изд. "Современные проблемы", М., 1928 (в сб. -- автобиография А. И. Сумбатова); Кугель А. Р., Русские драматурги. Очерки театрального критика, изд. "Мир", М., 1933; Бескин Э., А. И. Южин-Сумбатов, Монография, изд. "Искусство", М. -- Л., 1936.

С. Дурылин

   Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 11. -- М.: Худож. лит., 1939. -- Стб. 112--113.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-1121.htm
  

III.

   СУМБАТОВ (псевд. -- Южин), Александр Иванович [4(16). IX. 1857, с. Кукуевка Ефремовского у. Тульской губ., -- 17.IX.1927, местечко Жюан-ле-Пен, на юге Франции; похоронен в Москве] -- рус. сов. драматург и актер. Почетный академик (1917). Нар. артист Республики (1922). Из семьи груз. князя. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та (1877--81). С 1882 -- актер Малого театра; с 1909 стал его руководителем. В статьях и выступлениях ("Личные заметки об общих вопросах современного театра", 1902, и др.) отстаивал реализм сценич. иск-ва. Как драматург дебютировал пьесами

 []

   "Права жизни" (1877, не сохранилась), "Громоотвод" (1879, переделана вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко в пьесу "Соколы и вороны", 1885). Ранняя драматургия С. обращена к морально-этич. проблематике. Противопоставляя унылой повседневности романтич. идеал лучшей жизни, С. иногда впадал в мелодраматизм. В лучших пьесах зрелого периода он добивался органич. соединения "...быта с романтизмом" (Южин-Сумбатов А. И., Записи. Статьи. Письма, 1951, с. 439), романтич. пафоса и реалистич. критики пороков буржуазно-дворянского общества: "Цепи" (1888), "Джентльмен" (1897), "Ирининская община" (1901), "Вожди" (1906; пост. 1908) и др. С. -- автор исторических драм "Царь Иоанн IV" (1884, в стихах), "Старый закал" (1895), "Измена" (опубл. 1900, пост. 1903), "Рафаэль" (1927). Пьесы С. составляли значит. часть репертуара рус. театров, шли на сценах Берлина, Парижа, Белграда, Кракова.
   Соч.: Полн. собр. соч., [2 изд.], т. 1--4, М., 1900--09. Пьесы. [Вступ. ст. Т. Князевской], М., 1961.
   Лит.: Луначарский А. В., Староста Малого театра, в кн.: А. В. Луначарский о театре и драматургии, т. 1, М., 1958; Сакулин П. Н., Театр А. И. Сумбатова-Южина, Берлин, 1927; Бескин Э. М., А. И. Южин-Сумбатов, М. -- Л., 1936; Филиппов В. А., Юшин-Сумбатов, М. -- Л., 1943; Князевская Т. Б., Южин-Сумбатов и сов. театр, М., 1966.

И. А. Щуров.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 260--261.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-2602.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru