|
Скачать FB2 |
| |
Александр Иванович Сумбатов (Южин)
Старый закал
Драма в пяти действиях
1895
Действующие лица
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Небольшая уютная гостиная в доме Батунина-Вертищева в Петербурге. Обстановка и мебель 40-х годов. Дверь слева, на втором плане, в комнаты Веры и Людмилы. В глубине, слева же, небольшая арка, в которую видна другая, большая гостиная. Из гостиной выходы налево -- в зал и переднюю, направо -- в кабинет Бориса Андреевича. Справа, на первом плане, дверь в комнату Ильи Борисовича. Слева, на первом плане, козетка S и три-четыре кресла вокруг небольшого стола. Справа, в глубине, угол отделен от арки трельяжем или ширмой, занят угловым диваном и столом, окруженным красивыми, покойными креслами. Стены в картинах. Изящные жирондоли, цветы. Слева за S рабочий столик. Около трех часов мартовского или апрельского петербургского дня.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Вера выходит из своей комнаты, Настя из гостиной.
Вера хочет уходить обратно.
Вера с утомленным, холодным видом подходит к козетке и берет вышиванье. Настя уходит. Из гостиной входит Брызгин.
В арке появляется граф Белоборский в гвардейском мундире.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Из своей комнаты выходит Илья. Лицо помятое. Общий тон большого щеголя.
Входит Вера.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Вера встает.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Пульхерия Алексеевна ведет за собою полковника Олтина в полной парадной форме.
Граф несколько высокомерно отвешивает поклон.
Все садятся.
Входит Людмила под руку с Ильей. Мужчины кланяются. Она отвечает поклоном, целует тетку и садится к сестре. Илья, поздоровавшись с полковником и сделав учтивый поклон тетке, хочет исчезнуть.
Тот целует.
Подает.
Илья выронил моток. Пульхерия Алексеевна не замечает этого. Общее внимание.
Общее молчание.
Белоборский уходит.
Уходят.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Вера, опустив голову на руки, плачет.
Входит Белоборский, натягивая перчатки.
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
Он целует ее руку. Она хочет поцеловать его в голову, но удерживается и долгим взглядом окидывает его склоненную голову.
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
Олтин, крайне смущенный, весь дрожит. Вера очень покойна.
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Вера молчит.
Он встает, но не садится.
Он хватается за голову.
Она целует его голову.
Входит Илья.
ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
Входит Борис Андреевич.
Вбегает Людмила.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Сцена представляет открытую площадку перед крепостью в Северном Дагестане. Площадка эта -- плоская крыша сакли, находящейся уступом ниже укрепления. Слева вместо кулис боковая стена крепости с амбразурами и решетчатыми окнами, выстроенной из дикого камня больших размеров. В дальнем углу крепости круглая высокая башня. Две двери. В глубине, во всю длину сцены -- зубчатый парапет с двумя пушками по углам, обращенными жерлами в глубину. Из-за парапета выглядывают верхушки деревьев, растущих ниже. Правая часть сцены тоже обнесена парапетом, из-за которого вырастают верхи чинар (пирамидальных тополей) во всю вышину сцены. Глубина за парапетом представляет заречный вид. Почти во всю вышину заднего занавеса -- горы, заканчивающиеся снеговыми вершинами и целыми северными склонами, покрытыми вечным снегом ниже снеговой линии. Ниже -- серые, прихотливо разбросанные каменистые уступы, скалы, ущелья, кое-где на южных склонах и среди камней яркие зеленые пастбища, посевы, сады. В горах разбросаны аулы, то почти сливающиеся цветом с серыми громадами, то резко выделяющиеся своей грудой среди зелени. Потоки кое-где прорезывают кручи почти вертикальными линиями, кое-где бегут по дну ущелий. На сцене слева несколько стульев, кресел, стол. Стена крепости покрыта вьющимся виноградом. Вход справа, снизу, между деревьями. Слева из-за крепости солнце ярко освещает верхушки чинар и правую часть сцены, оставляя левую в легкой тени. Май месяц. Два года после первого действия. Около трех часов дня.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Захаров расположился на парапете и оттачивает шашку полковника. Жигалкин развязно входит справа и подходит к Захарову. Онуфриев осторожно выглядывает справа.
Тот выходит.
Захаров присаживается на парапет, собираясь писать на коленях.
Входит Настя. Захаров подозрительно поглядывает на нее, пока идет следующая сцена. Онуфриев с благоговением держит пузырек обеими руками и не дышит.
Входит Настя. Захаров обнимает ее.
Входит справа Корнев в черкеске на горский манер, усы лихо закручены, взгляд мрачный, не особенно красив, и Ульин -- в кителе, хорошенький, розовый, белокурый, несколько женственный офицер.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Входит Олтин в кителе, с чубуком. Офицеры вытягиваются и козыряют.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Ульин, расшаркнувшись, быстро уходит.
Справа входит подполковник Брист с котенком на руках. Он одет чрезвычайно опрятно, очень вежлив в обращении, блондин, лет сорока пяти.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Входит Глушаков с Дарьей Кировной.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Олтин хохочет. Брист улыбается. Слева входит Вера в амазонке, Брызгин, при появлении которого Олтин сразу меняется всем тоном и резко обрывает смех, за ними Людмила, граф Белоборский, в черкеске, в шелковом бешмете, с выпущенными воротничками и рукавчиками, Корнев и Ульин. Настя и Захаров накрывают чайный стол.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Все здороваются.
Тот делает вид, что не слышит.
Тот боком, нехотя подходит.
Тот быстро поворачивается и подходит к Олтину.
За ними уходит Ульин.
Входит Чарусский, несколько бледный, задумчивый, молодой человек.
Оттуда же Захаров вносит самовар.
Настя вносит сухарницу.
Именно в это время Захаров ущипнул Настеньку. Та вскрикнула.
Оба уходят.
Входят Еразм Ерастович и Сира Васильевна.
Корнева дергает.
Вбегает запыхавшись и раскрасневшись Людмила.
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
Все встают, кроме Глушакова и Бриста.
Входит Олтин.
Входит справа Вотяков в походной одежде: высокие сапоги, покрытые пылью, очень старый запыленный сюртук, черкесская шашка через плечо, на голове папаха.
Еразм Ерастович уходит.
За ней Сира Васильевна.
ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
Входит князь Гадаев, лет тридцати, в кавалерийском мундире, с аксельбантами.
Входит Захаров.
Олтин отходит к Глушакову, давая распоряжения.
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Входят Людмила и Сира Васильевна с корпией и разными свертками.
Сира Васильевна уходит.
Справа, куда они идут, входит поспешно Ульин.
Ульин, постояв, стремглав кидается в крепость, оттуда слышен его голос во всю мочь.
Из крепости выходит Корнев.
Вбегает Ульин с зонтиком.
Уходят. Входит Дарья Кировна.
ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
Входит Вера.
Входит Олтин. На нем высокие сапоги, папаха, шашка через плечо, через другое нагайка. За ним Захаров.
ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
Ему не отвечают.
Захаров уходит.
ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ
Вера, закрыв лицо руками, припадает к нему на грудь.
Входят Глушаков и Брист, одетый так же, как и Олтин.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ
Бьют отдаленную зорю.
Вбегает Людмила, за ней Князь Гадаев.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ
Уходят с Бристом и Гадаевым.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Декорация та же, что и в предыдущем действии. Лунная ночь того же дня, около 10- 11 часов. Лунный свет падает справа, оставляя противоположную крепости сторону в тени.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Ульин нервно ходит по площадке. Корнев в несколько театральной позе стоит, облокотившись на парапет.
За сценой перекличка часовых: "Слушай!"
Входит Захаров.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Ульин повесил голову.
Слышен легкий свист.
Входит Настя.
Захаров в тени не пускает ее.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Захар сконфуженный, но мрачный, выступает вперед.
Захаров уходит.
Навстречу ей Глушаков. Молча обнимает ее и целует. Настя вскрикивает.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
За сценой перекличка часовых: "Слушай!"
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Входит Ульин, за ним Захаров.
Захаров поспешно уходит.
Ульин поправляет шапку.
Ульин, до сих пор не глядевший на Людмилу, взглядывает и застывает от восторга.
Людмила подходит сзади и долго смотрит на него.
Молчание.
За сценой перекличка часовых: "Слушай!"
Она зажимает ему рот рукой.
Он хочет говорить.
Он хочет говорить.
Входят Дарья Кировна и Вера.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
Ульин звонко целует.
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
Справа входят Глушаков и Чарусский. За сценой перекличка часовых.
ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
Молчание. Входит Белоборский и отступает в тень, увидев их.
Расходятся. Белоборский подходит к авансцене и, скрестив руки, садится на парапет. Звуки все растут сильнее и сильнее, потом внезапно обрываются. Он вздрагивает, встает, но все в тени и ждет, притаив дыхание. В дверях показываются Вера и Людмила.
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Вера идет в глубину, останавливается там и смотрит вдаль. Белоборский выходит из-под деревьев и, стоя молча, ждет, чтобы она его увидела. Вера оборачивается, видит его и, невольно вздрогнув, отступает. Белоборский кланяется. Молчание. Вера, быстро ответив на поклон, идет к себе. Он заступает ей дорогу. Молчание.
Брызгин показывается наверху, в окне крепости и слушает до конца.
Оклик часового за сценой: "Слуша-а-ай!.." Брызгин скрывается.
Оклик часового: "Слуша-а-ай!"
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Комната в помещении полковника в крепости. Стены выбелены известью, обвешаны восточными паласами и коврами. Вместо диванов тахты с валиками. По стенам оружие. В окна в глубине тот же вид, что и в предыдущих двух актах. Направо одна дверь в кабинет полковника. Налево две двери: первая -- входная, вторая -- во внутренние комнаты и в столовую. Часов шесть вечера следующего дня.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Вера быстро и нервно пишет. Входит Людмила.
Входит Белоборский. Вера точно в смертельном ужасе отшатывается. Людмила оглядывается и быстро, почти с ненавистью, взглянув на него, выходит.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Вера, быстро повернувшись к нему, смотрит на него в упор с упреком и страданием.
Входит Людмила.
Вера быстро уходит. Белоборский идет за ней.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Входит Олтин, весь в пыли, с Верой, за ними Захаров.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Он уходит.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТОЕ
Захаров ухмыляется.
Захаров делает знаки укоризненного характера и неодобрительно качает головой.
Олтин стягивает запыленные грязные перчатки.
Людмила замирает.
Людмила облегченно вздыхает.
Ульин быстро входит и, увидев полковника, очень смущенно ретируется.
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТОЕ
ЯВЛЕНИЕ СЕДЬМОЕ
Ульин победоносно ходит, покручивая усы. Входит Брист в походной форме, очень правильной и чистой.
ЯВЛЕНИЕ ВОСЬМОЕ
Входит Олтин с Захаровым.
ЯВЛЕНИЕ ДЕВЯТОЕ
Ульин быстро оборачивается и вытягивается.
Ульин безропотно уходит в первую дверь.
ЯВЛЕНИЕ ДЕСЯТОЕ
Входят Корнев, Вотяков и есаул Перервенко -- высокий казачий офицер с огромным пластырем на глазу.
ЯВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОЕ
Входит Белоборский.
ЯВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОЕ
Белоборский поклонился и отошел.
Входят Глушаков и Чарусский.
ЯВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ
Все здороваются.
Входит Олтин, за ним Брист.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ
Входит Настя, за ней улыбающийся, насколько может, Захаров.
Настя уходит.
Брист с беспокойством подходит. Все изумлены.
Все уходят.
Белоборский входит обратно.
ЯВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ
ЯВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОЕ
Ему навстречу из столовой входит Брист.
Олтин вздрогнул, отвернулся.
Брист не сводит с него глаз.
Брист идет к дверям.
Брист уходит.
ЯВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОЕ
Входит Вера. Олтин быстро отворачивается и начинает осматривать патроны лядунки.
Молчание.
Вера молча наклоняет голову.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ
Ущелье в горах. Справа высокие скалы, с них сходит тропинка, уходящая вглубь налево. Направо на авансцене большое ореховое дерево. Налево -- чаща, среди которой возвышается голая скала. В чаще пробивается ручей. Из-за гор видно вечернее небо, горящее последними отблесками вечерней зари; к концу акта загораются звезды. Глубина ущелья занята солдатами в рубахах, мундирах и шинелях. Кто возится у костров, кто чинит амуницию, чистит ружья, кто сидит, кто лежит. Входят и выходят. Справа, на первом плане, на скале стоит часовой. Батальонное знамя, оборванное, старое, стоит направо, близ дерева. Около него часовой. Сваленное дерево лежит у подножья скалы слева. Большой барабан рядом.
ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
Брист, Ульин и офицер.
Офицер, откозыряв и сказавши "слушаю-с", уходит.
Входит Глушаков, за ним Онуфриев.
ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ
Тот подходит.
Входит Олтин, с ним два офицера -- Перервенко и Вотяков.
ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Офицер козыряет и уходит.
Глушаков и Вотяков. Слушаем, полковник.
Олтин поднялся.
Офицеры всходят на скалу. Брист и Олтин остаются одни.
Ульин ответил "Слушаю-с", и солдат бегом уходит. Офицеры подходят.
ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Голос Корнева за сценой: "Жарь барана, братцы, да от меня по чарке". Голоса: "Рады стараться, ваше благородие".
За сценой слышен шум и крик: "Лекаря к командиру... Несите сюда... Эй, носилки... Неси прямо... Где первая рота... На перевязочный бы..." На сцене все поднимаются, бегут. Шум, говор разрастаются. Общая тревога и движение.
Все кидаются в сторону, откуда вбежал Ульин. Передний план почти пустеет. Солдаты вносят раненого Олтина на шинели. За ним все Офицеры. Его кладут на сено Глушакова.
Офицеры отходят.
Солдаты образовали кучку, опершись на ружья. Подходят Офицеры.
Слезы текут по лицам солдат, впереди которых Офицеры. Архипов становится на колени.
Архипов рыдает.
Солдаты расступаются.
Адъютант отдает ему пакет.
Брист на коленях около него.
Все обнажают головы.
Занавес
Внешность действующих лиц
------------------------------------------------------
|