Сумароков Александр Петрович
Слово Ея Императорскому Величеству Государыне Екатерине Алексеевне Самодержице Всероссийской на Новый 1769 год

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


ПОЛНОЕ СОБРАНІЕ

ВСѢХЪ

СОЧИНЕНIЙ

въ

СТИХАХЪ И ПРОЗѢ,

ПОКОЙНАГО

Дѣйствительнаго Статскаго Совѣтника, Ордена

Св. Анны Кавалера и Лейпцигскаго ученаго Собранія Члена,

АЛЕКСАНДРА ПЕТРОВИЧА

СУМАРОКОВА.

Собраны и изданы

Въ удовольствіе Любителей Россійской Учености

Николаемъ Новиковымъ,

Членомъ

Вольнаго Россійскаго Собранія при Императорскомъ

Московскомъ университетѣ.

Изданіе Второе.

Часть II.

Въ МОСКВѢ.

Въ Университетской Типографіи у И. Новикова,

1787 года.

OCR Бычков М.И.

http://az.lib.ru

  

СЛОВО

Ея Императорскому Величеству Государынѣ ЕКАТЕРИНѢ АЛЕКСѢЕВНѢ Самодержицѣ Всероссійской на Новый 1769 годъ.

  
   Возвеселитеся многочисленныя и благоденствующія народы, живущія подъ скипетромъ Великія ЕКАТЕРИНЫ! возрадуйтесь обитатели Петрова града! и возыграйте струи, орошающія брега, украшенныя престоломъ великія Имперіи! благодари Россія Всещедраго Бога, что Его благословеніемъ минувшій годъ, главныя наши окончалъ страхи, и главныя наши утвердилъ надежды! бунтующая противъ рода человѣческаго скрбь, сіе страшилице, препровождаемое смертію и безобразіемъ, разверзла адскія пропасти, и поражая человѣковъ зіяла на дражайшее наше сокровище, на домъ Царскій, и скрежещуща устремлялася приключити намъ трепѣтъ, порываяся коснуться Матери нашего отечества к Наслѣднику Ея. И се Всевышній преклонилъ небеса, и милость Его на землю сниде: и въ Монаршемъ чертогѣ, предъ самымъ престоломъ, уже прикоснувшаяся дражайшимъ Особамъ, сія гидра повержена: разогнанна адская тьма, и свѣтъ райскій облисталъ насъ. Но мы благодаря Всемогущаго Бога, благодаримъ и Тебя Государыня, трепѣща воспоминая, что Ты отважилася, ради блаженства нашего, Сама Своею священною Особою въ сію вдаться опасность: и во иступленіе приходимъ помышляя, что Ты въ таковомъ возрастѣ вмѣсто послѣдняго изъ рабовъ Твоихъ Сама иолезнаго врачеванія Своего священною Особою ради безопасности Своихъ. подданныхъ, изъ любви къ намъ учинити опытъ, не ужаснулася, едина мужаяся въ той опасности, отъ которыя, узнавъ о ней, уже и по прешествіи ея вся Россія вострепетала, ниже препятствуема радостнѣйшимъ восторгомъ. А сіе смѣненіе восторга со трепѣтомъ, привели насъ еще въ пущую радость; ибо купно пришла слуху подданнаго Твоего народа вѣсть оная: прешла ЕКАТЕРИНА и превела ПАВЛА, чрезъ непроходимый роду человѣческому къ безопасности жизни ровъ: и волѣю къ оному приближалася; дабы Россіяня не сокрушалися больше, ожидая сего прешествія, огорчая сладкія дни свои, и разрушая покойныя свои ночи. Буди намъ толико щастливъ и начинающійся годъ, колико щастливъ былъ сей минувшій.
   Процвѣтай Россія и приноси плоды, обитающему въ тебѣ народу! О плѣмена древнихъ Цельтовъ! о сѣверныя Славяня, покорители Сарматовъ, разширившіяся по великой части подсолнечныя, возноситеся до высочайшія степени славы своея, ко уготованному вамъ благополучію, зависающему отъ покровительства твоихъ Монарховъ: отъ помоществованія вельможъ ихъ и отъ собственнаго твоего старанія. Не дремлетъ нынѣ Монарше око; бдите и вы мои настоящаго времени соплеменники! тщетно бдѣніе руководца, безъ воспоможенія руководимыхъ. Пути трудовъ приводятъ человѣка ко удовольствію, и къ насыщеиію онаго: пути праздности ко унынію и къ отчаянію удовольствія. Благословеніе Обладателя вселенныя было, Россія, всегда надъ тобою. Свѣтославъ былъ страхомъ Восточной Имперіи: Александръ храбрымъ побѣдителемъ Готовъ: Димитрій Скиѳовъ. Царь Алексѣй Михайловичъ положилъ основаніе ради новаго твоего просвѣщенія; но до временъ Людовика четвертаго надесять, короля Французскаго, не одна Россія, но вся Европа была во ослѣпленіи, ибо ханжи и суевѣры буйствомъ и лицемѣріемъ, премудрость одолѣли, и вмѣсто именъ Философовъ и протчихъ трудящихся къ пользѣ своего отечества, превознесли имена юродивыхъ и тунеядцовъ, ко безчестію своихъ вѣковъ и къ посрамленію человѣчества, пренижающаго скотство. Краснорѣчіе въ безмолвіе превратилося. И возлагающія на себа преестественныя дѣла, другихъ сіе на себя клѣплющихъ сожигали; сожигая и тѣхъ невинныхъ, которыя хотя малѣйшую искру оставшаго въ нихъ разума показывали. Царь Алексѣй Михайловичъ просвѣщаемой Европѣ послѣдовать началъ: а Сынъ Его на семъ основаніи стѣны возвелъ великолѣпнаго зданія, и оставилъ оное къ довершенію своимъ Преемникамъ: и довершатъ, ежели они будутъ любити свое отечество подражая Великой ЕКАТЕРИНѢ.
   Россія, какъ вопіютъ невѣжи, была безславна и поруганна: безславна; ибо весьма часто была побѣждаема, и въ бѣгство обращалася: поругана; ибо была подъ игомъ Татаръ, Малая область побѣдитъ Европу, ежели она на малѣйшія раздробится куски: и тогда бы симъ раздробленнымъ членамъ, и никогда прямо не соединяющимся, но почти всегда другъ другу препятствующимъ, безполезны были Периклы, Ѳемистоклы, Алькивіяды, Евгеніи, Монтекукули, Тюренны, Мальборуги и Миннихи. Но что послѣдовало, когда Великій князь Іоаннъ Васильевичъ разсыпанныя Россіи члѣны соединилъ? какова стала Россія по временахъ его? И прежде, нежели родился Петръ Великій, уже твоя, Россія, новая слава къ ненависти и страху твоихъ сосѣдей, блистала и по всей простиралася Европѣ: а сіе во дняхъ новой силы Твоей младенчество, окрестнымъ областямъ, казалося ужасными тучами, изъ которыхъ во дни Петровы свѣркнули молніи: и громъ по всей раздался подсолнечной.
   Но одни ли побѣды приносятъ государству славу? не въ нихъ душа благоденствія народнаго! что пользы народу въ разширеніи границъ, когда онъ недостаточествуетъ и страждетъ во древнихъ своихъ обиталищахъ? оружіе потребно только къ оборонѣ: а побѣды къ устратенію враговъ: а къ истинному и существенному блаженству потребно спокойство. Но въ чемъ оно состоитъ? многія, многими бы то ради мнимой ясности изобразили словами: а я кратко выговорю; ибо ясная истинна обширности не требуетъ: состоитъ наше блаженство въ безопасности чести, жизни, имѣнія, свободы и въ дешевизнѣ нужныхъ вещей. Нѣтъ сего, нѣтъ и народнаго блаженства, какъ бы на поляхъ сраженія мѣчи ни блистали, и какъ бы раскаленныя селитрою металлы ни гремѣли. Ни Петра, ни Октавія, одни побѣды не учинили бы толико почтенными на свѣтѣ. Плѣняетъ и тиранъ, когда судьбѣ угодно. Полководцу довольно славы побѣдоносца, а Государю мало. Нѣкоторыя государи искали безсмертныя себѣ славы великолѣпными зданіями: и хотя зданія и украшаютъ жилищи смертныхъ, принося похвалы повелѣвающимъ созидати ихъ; но иное есть украшеніе славы, и иное существо ея. Вавилонскія стѣны, и Египетскія пирамиды не принесли ожидаемаго безсмертія сооружающимъ ихъ; велика ли сія похвала, когда рекутъ потомки: сей государь повелѣлъ создати высокую башню? сія нохвала важняе: сей государь облегчилъ отъ тяжкихъ налоговъ людей своихъ; открылъ имъ пути премудрости и оградилъ ихъ безопасностію. Ни строителямъ высокихъ и великолѣпныхъ зданій, ни героямъ едиными побѣдами сіяющимъ, имени великихъ мужей и отцевъ отечества приписуемо никогда не бывало; побѣждалъ и Аттила, созидалъ и Неронъ. Побѣждалъ и созидалъ и Августъ; но не тѣмъ онъ великъ. Слабы великія похвалы, малымъ дѣламъ, и суетны вѣнценосцамъ похвальныи рѣчи, когда они съ дѣлами ихъ не согласны. Что въ томъ пользы, что они приносятся съ покорствомъ и приемлются съ милостію: исчезнутъ Риторы или паче льстецы, исчезнутъ и похвалы государямъ. Не вѣрьте, государи, не вѣрьте похваламъ нашимъ, ежели они съ вашими не согласны дѣлами; не возвысятъ они васъ; насъ только унизятъ. А Ты пѣкущаяся о нашемъ блаженствѣ, Государыня, не унизишъ нашего къ Тебѣ усердія, ежели къ риторству наши достаточны силы, ибо не въ лѣсти, но въ истиннѣ омокается, къ похвалѣ Твоей, перо наше.
   Исполни Боже, что бы Твои предприятія всѣ полѣзныя успѣхи имѣли, и не были бы повреждаемы ихъ основанія! ибо часто премудрыя учрежденія, нерадѣніемъ исполняющихъ во зло превращаются. Въ сей краткой рѣчи не намѣренъ я изчислять ежеминутныя и многотрудныя Твои о государствѣ попѣченія; но нѣкоторой ихъ части коснуся, которая и одна довольна во Твоему безсмертію. Ежели я скажу о украшеніи града; такъ то при хвалѣ Твоея Особы не важное дѣло: и ко блаженству нашему не принадлежитъ, какъ бы мало оно обитателей ни отягощало: хотя и то ко украшенію потребно; но все то есть малая статья и нашего блаженства и Твоея славы. Ежели воспомянемъ о великолѣпіи Двора, такъ о такой малости, при великомъ Имени и вымолвить едва пристойно. Великое дѣло просвѣщати людей: Ты основала и установила пристойное юности воспитаніе; и пристойное младенчеству воспитаніе учреждено: а что пристойно отрочеству и послѣдующему просвѣщенію, то конечно учреждено будетъ. Но что бы то такое было; ибо все въ Регламентѣ упомянуто? потребны весьма просвѣщенныя учители: а ихъ съ превеличайшимь трудомъ сыскати можно: а особливо, что бы нросвѣщающія отрочество люди имѣли ясное понятіе и свѣденіе о Россіи: о Россійскомъ языкѣ, о Россійской Исторіи, Географіи, о нравахъ нашихъ и о всемъ надобномъ Россіянину: весъма трудно сіе; но премудрость ЕКАТЕРИНЬІ все преодолѣетъ. ежели только возможно преодолѣти. Удалѣніе юности отъ подлости, удержитъ отъ нея воспитаемаго; но не утвердитъ его во благородствѣ, ибо благородное поведеніе утверждается просвѣщеніемъ мысли, и очищеніемъ сердца. Много трудности въ воспитаніи нашего юношества; но еще больше способности къ тому въ Особѣ властвующія нами Богини. Потребно юношеству познаніе Истиннаго Бога: и всегда опасаться надобно, что бы младенцы и отроки не были заведены въ неисходимый лабиринть суевѣрія, или низверженны во пропасти безбожія, что еще и суевѣрія гаже; ибо, еще лучше что нибудь почитати Богомъ, нежели Бога ни чѣмъ. Мордва и Чуваши не имѣютъ истиннаго и возможнаго о Богѣ понятія и подъ именемъ святыни многому покланяются: а многія изъ нихъ живутъ добродѣтельно: а безбожникъ есть мерзость и предъ Богомъ, и предъ человѣками, и предъ самимъ собою, недостойный не только къ какому въ отечествѣ дѣлу, но ниже быти освѣщаемъ солнечными лучами. Хранящая истинное благочестіе Монархиня онаго народу Своему примѣръ: Ею утверждается оно, а нашими благоразумными Архиіереями истребляется ханженство, подающее поводы къ разврату, ересямъ и крайнему омраченію Богопочитанія. И мнится мнѣ, что какова нынѣ въ Россіи Намѣстница Божія, Таковы и наши Пастыри: о дабы и пасомыя ими наши души всѣ безъ исключенія таковы же были! а когда лицемѣрятъ наставники, лицемѣрятъ и наставляемыя: а слава Божія требуетъ истинны, а не лицемѣрія, ибо колико Богъ непостижимъ намъ, толико въ естестве ясно бытіе Его. Правосудіе есть душа общаго блаженства: на Тя надѣемся, Великая ЕКАТЕРИНА, что Ты установленными своими законами защитиши утѣсненнаго праведника, вдовицу и сироту: исторгнеши жало изъ устъ лютаго злодѣя; свяжеши руки грабителя; повелишъ ослѣпити мздоимца и лихоимца, не блескомъ злата и сребра, но мракомъ темницы: клевѣтникъ умолкнетъ и клевѣта прильпнетъ гортань ево: тать устрашится и разбойникъ ужаснется видя казни достойныя беззаконію своему: желѣзо убіицы возвратится во грудь ево: убогій невинный не исходи изъ хижины своея, презритъ силу злодѣя, и огражденный законами не убоится зіяющаго на него ада: не скажетъ судіа ищущему насущнаго своего хлѣба: жди и умри между тѣмъ; дѣло твое тогда вершится, когда тебя на свътѣ не будетъ: больше будутъ судящія опасаться законопреступленія, нежели формопреступленія: Твоею премудростію исправятся суды и судящія: И возсіяетъ во днехъ Твоихъ правда. Но въ ожиданіи основательнаго народу законоположенія, уповаемъ мы, и ожидаемъ и участнаго исправленія древнихъ законовъ; дабы прежде, нежели взойдешъ солнце, освѣтитъ насъ лучами своими и огрѣетъ, не изчезли силы терпѣнія, и не были бы многимъ ко сохраненію жизни, чести и имѣнія премудрыя и полѣзныя законы поздны; ибо во краткое время всего кривосудія во все правосудіе претворить не льзя. Стѣнящій на одрѣ больной ждетъ отъ болѣзни своей освобожденія, а между тѣмъ требуетъ ежечасно утолѣнія страданія своего тѣла. Благословенно самодержавіе и при достаточныхъ и при недостаточныхъ законахъ, когда вѣнценосецъ исполненъ разумомъ и чистосердечіемъ; ибо не льзя таковаго предписати закона, который бы на всѣ обстоятельства точное изображалъ рѣшеніе: едино только премудрое самодержаніе, по примѣру премудраго самодержавія Божія, законы совершенствомъ дополняетъ. Адское народамъ мученіе, когда самодержавіе поручено скипетру тирановъ. А мы подъ скипетромъ Твоимъ, о Самодержавная Владычица, жизнь имѣемъ райскую. кажется намъ то, что Тигръ и Евфратъ орошаютъ брега Петрополя, и многими разливаяся рукавами, омываютъ стѣны Кремля и проливаются во всѣ предѣлы Имперіи Твоей: разныя народы, разными языками гласы свои до небеси возносятъ и прославляютъ имя Твое. А враждебныя народы ко стыду своему воополчаются противу державы Твоея ненавидящія благоденствіе наше; еще во стѣпяхъ южныхъ гласъ нашея побѣды и стонъ побѣжденныхъ, до самой Византіи раздается: быстротекущія гордыя рѣки, шумомъ волненія своего, воспоминая минувшее время покоренной врагами нашими Греціи возвѣщаютъ оружіе наше, и древнему и великолѣнному музъ обиталищу стези надежды отверзаютъ: чада побѣдителей Скамандры лишенны оружія на Твое Государыня и Твоихъ Преемниковъ оружіе уповаютъ: а Россія преклоняя колѣна проситъ Вышняго о томъ единомъ только, что бы Твое Государыня и Твоего любезнаго Сына здравіе, до самыхъ поздныхъ лѣтъ не врѣдимо пребывало. Внемли, о Боже, молитвы устъ и сердецъ нашихъ: простри съ небеси Свою на насъ десницу, и осѣни ЕКАТЕРИНУ, ПАВЛА и насъ Божественнымъ покровомъ! а вы Науки, во дни царствованія россійскія Паллады, прогоняйте невѣжество: истребляйте суевѣріе; сей ядъ, не только жилище музъ, но и благоденствіе наше оскверняющій, и опровергающій истинное Богопочитаніе: искореняющій наши здравыя понятія: сопротивлявшійся Божеству, человѣчеству, естеству, могуществу и воображенію!
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru