Сумароков Александр Петрович
Н.В.Грипич. "Гамлет" А.П.Сумарокова

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:

  
  
  
  
  
   Н.В.Грипич. "Гамлет" А.П.Сумарокова
  
  
  
   (Материалы Третьей научной конференции "Наука. Университет. 2002".-
  Новосибирск, 2002.- С. 99-102)
   http://www.durov.com/literature2/gripich-02.htm
  
  
   Творчество Александра Петровича Сумарокова (1717-1777) - важнейшее
  звено в русском историко-литературном процессе. Его достижения были
  восприняты последующими писателями, и сделанное им вошло в сокровищницу
  великой русской литературы.
   "Различного рода стихотворными и прозаическими сочинениями, - писал
  А.И. Новиков, - приобрел он себе великую и бессмертную славу, не только
  россиян, но от чужестранных академий и славнейших европейских писателей. И
  хотя первый он из россиян начал писать трагедии по всем правилам
  театрального искусства, но столько успел в оных, что заслужил название
  Северного Расина".
   Желание исправлять нравы и разъяснять истину, стремление научить
  каждого исполнять свои обязанности перед обществом толкнуло Сумарокова к
  драматургии.
   Театр был школою жизни. Корнель, Расин, Мольер учились у греков и
  римлян, и сами стали большими мастерами. В России еще не было своих
  трагиков и комиков, и со сцены никто не поражал пороков и не возносил
  добродетель. Не было пока еще и самого театра.
   А.П. Сумароков считал, что путь к национальной драматургии должна
  открыть трагедия. Этот жанр, по мнению писателя и его современников, должен
  освещать жизнь особ царской крови, от которых зависит судьба государства и
  народа. Человеческая природа считалась исторически неизменной - во все
  времена люди чувствуют и думают одинаково, поэтому обстановка событий была
  несущественна.
   В 1747г. была написана трагедия "Хорев". В постановке кадетов
  Сухопутного Шляхетного корпуса она имела успех. Поэтому в этом же
  исполнении в 1750г. зрителю была представлена следующая трагедия Сумарокова
  - "Гамлет".
   Вопрос об источниках этого произведения окончательно не решен,
  вероятно, это был прозаический перевод трагедии Шекспира, изданный М. де ла
  Плассом в сборнике "Английский театр" (1745-1748).
   Герой в русской версии, по словам самого автора, "едва-едва"
  напоминает шекспировского Гамлета - Сумароков старался исправит английский
  источник: "... Не все ему там пригодилось. Вслед за Вольтером он полагал:
  что Шекспир пишет как пьяный дикарь, не соблюдая никаких литературных
  правил. Шекспир может трогать сердца, но оскорбляет образованный вкус
  хаосом действия" [1,c.89].
   Сумароков в трагедии оставляет только одну идею: власть берут силой
  или обманом, за нее борются на смерть.
   Изменен и сюжет: кровожадный Полоний, расчищая дорогу к трону своему
  покровителю Клавдию, убивает законного короля датского, отца Гамлета.
  Клавдий занимает трон и женится на королеве Гертруде, ставшей жертвой
  интриги.
   Убитый отец является Гамлету во сне и, зная о его любви к Офелии,
  дочери Полония, просит сына "отставить дела любовные".
   Гертруда в глубоком отчаянье и принимает решение оставить дворец,
  чтобы в уединении просить бога о прощении - к этому она приходит, узнав всю
  правду от сына о короле и убийстве. Королева желает, чтобы Гамлет
  "воспринял родительскую власть", а Клавдия просит оставить трон, но он
  отказывается. Король готов убить Гертруду и женится на Офелии.
   Гамлет мечтает о смерти-сне, дающей забвение от страданий (мотив
  Шекспира). Однако мысль о мучениях народа под властью тирана Клавдия
  заставляет его действовать.
   Полоний, видя, что Офелия не хочет участвовать в его и планах короля,
  угрожает дочери смертью.
   Клавдий отправляет десять рабов для убийства Гамлета и Гертруды.
  Готовится и казнь Офелии. Разносится слух о гибели принца, народ окружает
  дворец.
   В это время является сам Гамлет с воинами и наперсником Армансом,
  спасает Офелию, хочет убить Полония, однако дочь вымаливает жизнь отцу и
  его берут под стражу.
   С этого момента тема любви Офелии и Гамлета активно влияет на сюжет.
  После страшной душевной борьбы принц отказывается от мести Полонию и
  рассказывает своей возлюбленной, как спас себя и мать от убийц, посланных
  Клавдием, как ворвался во дворец узурпатора и убил его. В это время
  становится известно, что Полоний "дух во злобе испустил".
   Как видно из сюжета, все, что не связано с темой власти было отсечено
  - в пьесе не стало героев "Гамлета" Шекспира: Фортинбраса, Розенкранца,
  Гильденстерна, актеров, могильщиков.
   Взамен возникли Арманс - наперсник Гамлета; подруга Офелии -
  наперсница Флемина, а также ее мамка - Ратуда.
   Трагедия была основана на единстве действия, а суть его - месть принца
  Гамлета за убийство короля-отца. Развивая проблему власти, Сумароков
  характеризует ее носителей.
   Новый король Клавдий - отъявленный злодей. Добиваясь трона, он готов
  умертвить своих бывших союзников, начиная с королевы, и взять себе в жены
  Офелию.
   Царедворец Полоний считает, что царь - это бог в принадлежащих ему
  странах, и все действия его оправданы:
  
   "Когда кому дана порфира и корона,
   Тому вся правда, власть, и нет тому закона"[1, c.89].
  
   Каким же, по мнению автора, должен быть идеальный правитель? Об этом
  он говорит устами Гертруды, которая возражает Полонию:
  
   "Не сим есть праведных наполнен ум царей:
   Царь мудрый есть пример всей области своей;
   Он правду паче всех подвластных наблюдает
   И все свои на ней устои созидает,
   То помня завсегда, что краток смертных век:
   Что он в величестве такой же человек,
   Раби его ему любезные суть чады,
   От скипетра его лиется ток отрады..."[1, c.89].
  
   Гамлет у Сумарокова лишен колебаний, раздумья и устремлен к одной цели
  - им владеет жажда мести. Он любит Офелию, но знает, что ее отец Полоний -
  участник злодейства, и выбирает между необходимостью убить его и сознанием
  несчастья, которое будет причинено Офелии:
  
   "Что делать мне теперь? Не знаю, что начать.
   Легко ль Офелию навеки потерять.
   Отец! Любовница! О имена драгие!...
   Пред кем-нибудь из вас мне должно быть в вине" [2,c.86].
  
   Автор наделил Гамлета готовностью к действию во имя восстановления
  справедливости. Он ощущает моральное право на трон, имея целью спасти
  народ, поэтому побеждает в ожесточенной борьбе.
   В датском государстве снова все благополучно: скипетр в руках принца,
  вместе с ним Офелия.
   "Гамлет Сумарокова - не мститель, а освободитель народа от тирании и в
  будущем, надо полагать, вполне просвещенный монарх".
   Театр в эпоху классицизма видел в "Гамлете" Шекспира "грубую
  варварскую пьесу". Такое отношение обусловило появление "переделанных"
  Гамлетов.
   Реабилитация великого английского драматурга на рубеже 18-19 вв.
  (сначала сентименталистами, а потом романтиками), понимание того, что его
  пьесы "не требуют исправлений" (Н.М. Карамзин), открыло дорогу спорам о
  Гамлете и его многочисленным прочтениям.
   Гамлет А.П. Сумарокова полностью соответствует требованиям классицизма
  и эпохе 17 в. Он менее глубок, чем герой Шекспира, более прямолинеен. Здесь
  нет самоуглубления, остроумных реплик как в английской пьесе.
   Отсутствие в трагедии некоторых действующих лиц лишило произведение
  Сумарокова того, что обогатило шекспировскую: философские размышления
  Гамлета о человеке, о государстве, о театре, литературе; много юмора,
  иронии.
   Однако Гамлет в русской версии привлекает своей смелостью,
  решительностью.
   Нельзя сказать, что он поверхностный человек. Гамлет у Сумарокова тоже
  размышляет, сомневается, переживает, правда, эта линия позаимствована у
  Шекспира. Идея народного освободителя, вложенная автором в этот образ,
  вызывает к нему симпатии читателей.
  
  
   Литература
   1. Западов А. В. Литературные очерки. - М.: Из-во Московского
  университета, 1984.
   2. Энциклопедия литературных героев. - М.: Агаф,1988.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru