СУХАНОВ, Михаил Дмитриевич [1801 или 1802, дер. Славянская Княжеостровской волости Архангельской губ.-- IV.1843, Новгороде)] -- поэт-самоучка. Происходил из государственных (экономических черносошных) крестьян. Уже в десятилетнем возрасте, будучи отдан в сидельцы в лавку к купцу-меняле, испытал нужду и лишения. Несколько позднее, оказавшись в более благоприятных обстоятельствах, самостоятельно выучился читать и начал усиленно заниматься самообразованием, а затем и писать стихи. Большое воздействие на молодого С. оказали биография и поэзия Ломоносова. По свидетельству одного из современников, С. в начале 20 гг. посылал свои стихи из Архангельска, где в то время жил и содержал небольшую лавку, полученную от отца, в петербургскую газету "Русский инвалид". Судьба этих литературных опытов С. неизвестна. С 1824 г. он поселился в Петербурге. Первым его покровителем на литературной стезе стал Ф. В. Булгарин, при содействии которого в журнале "Сын отечества" в 1826 г. было опубликовано стихотворение С. "Чувства русского крестьянина при священнейшем короновании государя императора Николая первого" (No 20.-- С. 349--352). Несмотря на откровенно монархический характер, это сочинение С. выделялось на фоне официозной литературы, т. к. в нем явственно ощущались образы и ритмы северных народных причитаний (в первой части стихотворения описывалась смерть Александра). В дальнейшей судьбе С. принимали участие А. С. Шишков и Б. М. Федоров. Начиная с 1826 г. С. довольно активно печатается в петербургских и московских журналах ("Благонамеренный", "Славянин", "Отечественные записки", "Дамский журнал", "Атеней"). В 1828 г. вышла первая книга его стихов -- "Басни, песни и разные стихотворения крестьянина Михаила Суханова", которая была награждена серебряной медалью Российской академии. Два других стихотворных сборника С. "Время не праздно" и "Мои сельские досуги" увидели свет в 1836 г.
В лирике С. заслуживают внимания прежде всего сочинения в жанре "русской песни", популярном в 20--30 гг. С. принадлежат около 35 песен. Среди них есть близкие народной традиции и свидетельствующие об органичном ее усвоении ("Ах! кручина, ты, кручинушка!", "Зарастай, моя дороженька, травою!", "Любил молодец красну девицу", "Ах ты, матушка, мать быстра река"). Однако мотивы народной лирики нередко переосмыслялись С. в духе сентиментальной поэзии, что привело к созданию слабых, манерных, чуждых образному строю фольклора произведений. Песенным складом отличается одно из лучших лирических стихотворений С. "Ласточка", в котором поэт в иносказательной форме рассказывает о своей житейской неустроенности ("Ах! К моей-то хижине / Заросла дороженька / Прегустой крапивою!.. / А у бедной хижины / Развалилась лесенка, / Подломилась горенка, / Пораскрылась кровелька" -- "Мои сельские досуги".-- С. 97). Тематически близки к "Ласточке" стихотворения "К другу", "Ожидания", "К Ш-ву", содержащие жалобы на бедность и жизненные невзгоды (эти мотивы автобиографичны) и выделяющиеся искренностью выраженного в них чувства ("На ум пойдут ли песни, / Когда кусок / Полугнилого хлеба / Горючими слезами облит" -- Там же.-- С. 33) на фоне подражательной, повторяющей общие места сентиментальной и романтической поэзии, лирики С.
Значительную часть литературного наследия С. составляют басни. В этом жанре он не вышел за рамки литературного ученичества. В первой книге С. нравоучительные сентенции в манере М. М. Хераскова нередко иллюстрируются аллегориями, заимствованными у И. И. Дмитриева. Некоторые опыты С. в басенном жанре представляют собой рифмованное переложение прозаических басен датского писателя Л. Хольберга (были переведены Д. И. Фонвизиным). Из них представляют интерес лишь те, которые как-то соотнесены с русской действительностью. В книге "Время не праздно" С. пытался подражать И. А. Крылову, но это выразилось в основном в заимствовании отдельных мотивов, оборотов речи и приемов оживления повествования. Начатки сатиры прослеживаются в очень немногих баснях С. ("Медведь", "Кот и Мыши", "Совет к счастью", "Черепаха"). Реалистические и сатирические тенденции нашли более удачное воплощение в ряде стихотворений ("Сельская картина", "Пьянство", "Рассказы", "Муж и жена"), изображающих жизнь крестьянства и городского простонародья. Почти все они построены на живых разговорных интонациях и безусловно являются результатом непосредственных наблюдений автора.
Весьма характерно для С. обращение к темам литературной жизни и литературного творчества (в равной степени и в лирических стихах, и в баснях): он пишет о трудном пути поэта из народа, о достоинстве поэта ("Поэту ль лестью унижаться? / Ужели он, как низкий раб -- / Пред Крезом станет изгибаться?" -- "Басни, песни и разные стихотворения".-- С. 109), о вражде и соперничестве в литературных кругах, о пристрастности критики, о бездарных стихотворцах и т. д. ("К другу", "Ободрение поэту", "Разговор в книжной лавке", "Совы", "Розовый куст и пустоцвет").
Помимо С. в 20 гг. начали литературную деятельность поэты-самоучки Ф. Н. Слепушкин и Е. И. Алипанов, также выходцы из крестьян. В произведениях и в биографиях трех поэтов много общего. Общими были и их литературные наставники, стремившиеся направить творчество одаренных представителей народа в русло официальной народности. Из трех крестьянских поэтов С. выделялся умеренностью в изъявлении верноподданнических чувств. От Слепушкина и Алипанова его отличали также более глубокие связи с устным народным творчеством и до некоторой степени наметившаяся тенденция изображения быта крестьянской бедноты и городских низов в подлинном, неприкрашенном виде.
Литературная деятельность не принесла С. материального достатка. Большую часть жизни он провел в бедности, меняя разные профессии (поверенный по откупам, приказчик в книжной лавке и др.) и тяготясь любой работой, отвлекавшей его от литературы. Стремясь стать профессиональным литератором, С. не только издавал книги своих стихов, но и выполнял заказы книгопродавцев, составляя песенники, сборники анекдотов, сонники и "оракулы". Среди этой литературной продукции, уровень которой очень невысок, следует выделить сборник "Древние русские стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову" (Спб., 1840). Сборник содержит подлинные произведения устной народной поэзии (былины, баллады и исторические песни, записанные С. преимущественно в Архангельской обл. и в Пошехонье) и до сих пор сохраняет научный и художественный интерес, несмотря на небольшой объем. Рецензируя эту книгу С., В. Г. Белинский писал: "...ему удалось поймать немного, но превосходнейших жемчужин" (Полн. собр. соч.-- Т. VI.-- С. 381). Совсем иную, язвительно-ироническую оценку Белинского получили два изданных С. песенника, в которых были представлены преимущественно литературные песни и романсы. Отрицательное отношение к С. со стороны Белинского, очевидно, было вызвано не только недостатком профессионализма и грамотности, но и причастностью С. к официальной народности.
Соч.: Басни, песни и разные стихотворения.-- Спб., 1828: Время не праздно.-- Спб., 1836; Мои сельские досуги.-- Спб., 1836; Древние русские стихотворения, служащие в дополнение к Кирше Данилову.-- Спб., 1840: Песни русских поэтов (XVIII -- первая половина XIX века).-- Л., 1936.-- С. 297--304; Басни и песни. -- Архангельск, 1963.
Лит.: Белинский В. Г. Карманный песенник. Издан М. С.-- СПб., 1838 // Полн. собр. соч.-- М., 1953.-- Т. III.-- С. 39--40; Он же. Древние русские стихотворения.., собранные М. Сухановым.-- Спб.. 1840 // Там же.-- Т. IV.-- С. 380--381; Он же. Песни народные, собранные из уст простого народа. Изданы М. Сухановым.-- Спб., 1840 // Там же -- Т. XIII.-- С. 83--84; Иванов А. Архангельский Кольцов.-- Архангельск, 1916; Гроссман Л. Поэты крепостной поры.-- М., 1926.-- С. 34--50; Цейтлин А. Г. Русская литература первой половины XIX века.-- М., 1940.-- С. 271--272; Орлов В. Н. Другие поэты двадцатых -- тридцатых годов // История русской литературы.-- М.; Л., 1953.-- Т. VI.-- С. 495--496.