Искуства, водворившіяся въ Россіи во время В. К. Ярослава І, могли бы достигнуть совершенства, естьли бы грозное нашествіе Татаръ не положило сему преграды; -- по крайней мѣрѣ мысль сія для насъ утѣшительна. Древнія лѣтописи повѣствуютъ о множествѣ великолѣпныхъ храмовъ, построенныхъ въ городахъ Рускихъ; гробницаВ. К. Ярослава, остатки мозаической работы въ Кіевѣ и славныя Каппоніяновы картины, писаныя Рускими художниками, служатъ нѣкоторымъ тому доказательствомъ. Нашествіе Монголовъ, имѣвшее большое вліяніе на просвѣщеніе Россіянъ, не совсѣмъ остановило искуства и художества, которыхъ признака и самое угнетеніе не изгладило. Исторія сохранила для васъ имена художниковъ, въ то время наиболѣе прославившихся. Mонахъ Жанъ дю Планъ Карпинъ, находившійся въ XIII вѣкѣ въ ордѣ, поглотившей тогда Россію, упоминаетъ о Рускомъ золотыхъ дѣлъ мастерѣ Козьмѣ, который сдѣлалъ для Хана Куши престолъ и вырѣзалъ печать своей выдумки {Любопытнѣйшее путешествіе къ Татарамъ. Москва 1795, стр. 40.}. Искуство ковать дорогія металлы въ XIV в XV столѣтіяхъ было въ Россіи въ довольномъ употребленіи, подобно добыванію дорогихъ металовъ въ Сибири, извѣстному, кажется, издревле Новгородцамъ, до открытія сей страны Ермакомъ.
Въ духовной грамотѣ Княгини Софіи Витовтовны, супруги В. К. Василія Дмитіріевича, упоминается о серебряной иконѣ обронной работы. {Древ. Росс. Вивл. 2 изд. Ч. I, стр. 377. "А внука своего Князя Бориса благословляю, даю ему святую икону святаго великомученика Ѳедора Стратиклата, выбиту на серебрѣ.} Знаменитаго въ семъ дѣлѣ художника именуютъ Парамшею или Парамшинымъ. Когда онъ жилъ -- неизвѣстно, но безъ сомнѣнія не позже XIV вѣка, ибо первою работою является икона, золотомъ кованная во время В. К. Іоанна Іоанна Васильевича {Древ. Росс. Вивл. 2 изд. Ч. 1, стр. 67. Кажется объ оной иконѣ говорится тамъ же стр. 72. --}. В. К. Дмитрій Іоанновичъ Донской благословилъ сына своего Василія иконою Парамшина дѣла; полученную ею отъ Княгини Василисы {Древ. Росс. Вивл. 2 изд. Ч. 1, 107.}. Ею же, кажется, Василій Дмитріевичъ въ 1410 году благословилъ своего Іоанна, и потомъ въ 1425 году другаго сына своего Василія {Тамъ же. Ч 1, стр. 131 и 132. }. Хотя достовѣрно неизвѣстно, одною ли иконою благословлены были оба Князя, однакожъ, утвердить можно сіе положеніе, потому что Князья Рускіе имѣли обыкновеніе благословлять дѣтей своихъ иконами и крестами, отъ родителей или предковъ ими полученными. Въ духовныхъ грамотахъ, находящихся въ архивѣ Иностранной Коллегіи, упоминается часто: благословляю иконою (такою то), что есми получилъ отъ отца моего Великаго Князя (такого то). Изъ сего видѣть можно, что иконы Парамшина дѣла, весьма почитались, потому что Великіе Князья, начиная с Іоанна Іоанновича, благословляли ими дѣтей своихъ. Государь, совершая сіе важное дѣло, а особливо въ то время, вѣроятно избирали икону лучшую и драгоцѣннѣйшую.
Притомъ Великія Князья, поминая въ духовныхъ своихъ оставляемые ими золотыя вещи, всегда отличаютъ искусныхъ мастеровъ {О нѣкоторыхъ изъ нихъ, наприм. Макаровѣ или Макарѣ, Шишкинѣ (Шишкѣ) доставлю со временемъ особое разысканіе. См. Древ. Рос. Вивл. 2 изд. 7, с. 107 и 108.}, въ числе коихъ иконы Парамшина дѣла всего чаще встрѣчающіяся. Изъ сказаннаго объ иконахъ, можно было бы заключить, что Парамшинъ былъ какъ живописецъ, или золотыхъ дѣлъ мастеръ, естьли бы слѣдующее извѣстіе не удостовѣрило въ послѣднемъ. В. К. Василій Васильевичъ благословилъ сына своего Іоанна золотымъ крестомъ Парамшинскомъ {Древ. Рос. Вивл. 2 изд. Ч. 2, с. 423.} которымъ, кажется, сей послѣдній благословилъ сына же своего Дмитрія Іоанновича {Тамъ же. Ч. 2, с. 431.}. Но есть ли бы кто сталъ возражать мнѣ, что художникъ Парамшинъ живописцемъ, а не золотыхъ дѣлъ мастеромъ, въ такомъ случаѣ отвѣчаю, что слова: икона Парамшина дѣла, не могли быть поставлены, должнобъ было сказать: икона Парамшина письма, такъ какъ Рублева и проч. Вотъ что я могъ отыскать о семъ художникѣ. Испытателямъ исторіи предлежитъ трудъ дополнить ихъ и удостовѣриться, нѣтъ ли въ Государственныхъ или частныхъ хранилищахъ древностей, произведеній сего мастера.