|
Скачать FB2 |
| |
О МЕТОДѢ ЕСТЕСТВЕННЫХЪ НАУКЪ и ЗНАЧЕНІИ ИХЪ ВЪ ОБЩЕМЪ ОБРАЗОВАНІИ.
Н. СТРАХОВА.
САНКТПЕТЕРБУРГЪ.
1865.
ОГЛАВЛЕНІЕ
I. О методѣ наукъ наблюдательныхъ.
ГЛАВА I. Дѣленія въ природѣ.
ГЛАВА II. Метода классификаціи.
ГЛАВА III. Исторія развитія.
II. Органическія категоріи.
III. Интересъ естественныхъ наукъ.
1) Интересъ теоретическій.
2) Интересъ эстетическій.
IV. Естественныя науки и общее образованіе.
Вступленіе.
1) Общее образованіе.
2) Метода.
3) Учебный предметъ.
4) Положеніе дѣла.
ПРЕДИСЛОВІЕ
I.
О МЕТОДѢ НАУКЪ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫХЪ.
ГЛАВА I.
ДѢЛЕНІЯ ВЪ ПРИРОДѢ.
Собираніе фактовъ.-- Цѣль его.-- Первый пріемъ -- классификація.-- Скачки въ природѣ.-- Начало сосуществованія (Кювье).-- Естественныя науки съ несовершенною классификаціею.
ГЛАВА II.
МЕТОДА КЛАССИФИКАЦІИ.
Сравненіе.-- Гомологіи.-- Ихъ неизбѣжность.-- Единство органическаго состава.-- физіологическое начало Кювье.-- Сходство въ устройствѣ и сходство въ отправленіяхъ.-- Естественная система.-- Неопредѣленность началъ.-- Важные признаки.-- Сравненіе по положенію.-- Сравненіе по формѣ.-- Переходныя формы.
ГЛАВА III.
ИСТОРІЯ РАЗВИТІЯ.
Мнѣніе Шлейдена.-- Зрѣлость организмовъ.-- Превращенія.-- Теорія Кильмайера.-- Ошибка Карла Фохта.-- Теорія черепа.-- Части слитныя и сложныя.-- Возвратная метаморфоза.-- Надежность изученія развитыхъ формъ.-- Заключеніе: въ наукѣ главное -- мысль, а не фактъ.
II.
ОРГАНИЧЕСКІЯ КАТЕГОРІИ.
Двѣ статьи.-- Происхожденіе идей.-- Механическія категоріи натуралистовъ.-- Декартъ и Каспаръ Вольфъ.-- Происхожденіе органическихъ категорій.-- Значеніе категорій вообще.-- Дѣйствительность и "акты.-- Пониманіе исторіи и прогресса.-- Языкъ вообще.-- Гегелевская философія, какъ органическое пониманіе вещей.-- Перечень органическихъ категорій по Куно Фишеру.
III.
ИНТЕРЕСЪ ЕСТЕСТВЕННЫХЪ НАУКЪ,
I.
ИНТЕРЕСЪ ТЕОРЕТИЧЕСКІЙ.
Запросъ на естественно-историческія познанія.-- Мнѣніе о ихъ пользѣ.-- Невѣрность и непрактичность этого мнѣнія.-- Наука безъ пользы и польза безъ науки.-- Прикладныя науки.-- Существованіе теоретическаго интереса.-- Лекціи Ценковскаго.-- Необходимость проведенія началъ и осмысливанія фактовъ.-- Примѣры противнаго: Генле, Кювье о рыбахъ.-- Лекарственныя свойства растеній.-- Географія организмовъ.-- Разсказы о нравахъ и обычаяхъ животныхъ.-- Изложеніе науки и каталоги фактовъ.
II.
ИНТЕРЕСЪ ЭСТЕТИЧЕСКІЙ.
Неопредѣленная занимательность знанія.-- Въ чомъ состоитъ особое удовольствіе, возбуждаемое занятіемъ естественными науками?-- Здоровое занятіе.-- Мирныя радости натуралистовъ -- Неприличности.-- Эстетическое сближеніе съ природою.-- Животныя.-- Растенія.-- Камни.-- Глубина и древность эстетическихъ отношеній человѣка къ природѣ.-- Необходимость строго различать троякій интересъ естественныхъ наукъ: утилитарный, теоретическій и эстетическій.
IV.
ЕСТЕСТВЕННЫЯ НАУКИ И ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНІЕ.
ВСТУПЛЕНІЕ.
Притязаніе естественныхъ наукъ.-- Раздѣленіе наукъ о природѣ.-- Естественныя науки въ тѣсномъ смыслѣ, или естественная исторія.
I.
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНІЕ.
Идея общаго образованія.-- Энциклопедизмъ.-- Идеалъ образованной жизни.-- Уродливости въ развитіи.-- Дѣтскія книжки.-- Пониманіе чужой религіи.-- Настоящіе учебные предметы и учебники.
II.
МЕТОДА.
Метода естественныхъ наукъ.-- Постепенное образованіе новыхъ понятій.-- Терминологія.-- Естественное сродство.-- Большее и меньшее совершенство.-- Подчиненіе и связь органовъ.-- Система особыхъ понятій.-- Развитіе.-- Непониманіе методы.-- Индукція.-- Смѣшиваніе естественно-исторической методы съ методою наукъ механическихъ.
III.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТЪ.
Естественныя науки какъ общеобразовательный предметъ. Ихъ элементарность, строгость, трудность; возможность полнаго усвоенія, возможность упражненій; отвлечонность.-- Необходимость ихъ какъ наукъ объективныхъ.
IV.
ПОЛОЖЕНІЕ ДѢЛА.
Молчаніе нашихъ натуралистовъ.-- Опасеніе верхоглядства.-- Несовершенство естественныхъ наукъ.-- Затрудненія, вытекающія изъ ихъ объективности.-- Заключеніе изъ этихъ затрудненій въ ихъ пользу.
|