Мы старались обрисовать образъ русской молодости, такъ, какъ олъ намъ представляется въ нашихъ народныхъ пѣсняхъ и въ поэзіи Кольцова, по до-сихъ-поръ еще не коснулись главной страсти этой поры жизни, страсти, которая зажигаетъ огненнымъ пыломъ кровь юности и увлекаетъ въ самыя разнообразныя ощущенія. Эта страсть -- любовь. Взглянемъ же на ея образы, посмотримъ, какими чертами они обрисовываются у насъ на Руси, гдѣ одна природа внушаетъ любовь, безъ всякихъ рыцарскій стремленій, придуманныхъ обожаній и сантиментальностей. Въ нашихъ народныхъ пѣсняхъ образъ влюбленнаго молодца представляется не въ такихъ рѣзкихъ и яркихъ чертахъ, какъ образъ влюбленной дѣвицы. Въ этой любви есть что-то тайное, секретное, нѣжное, дающее прекрасное впечатлѣніе. Молодецъ ее выражаетъ ласковыми словами, но чаще всего молчаливъ, и только вздохами, да глазами высказываетъ свое сердце.
Ужъ какъ видно, это видно.
Да кто кого любитъ,
Во бесѣдушку приходитъ,
Противъ друга и садится,
Тяжелехонько вздыхаетъ,
Про кручинушку не скажетъ.
Впрочемъ страдальческое, тоскливое относится больше къ образу дѣвушки. Добрый молодецъ повсегда вѣренъ своей любви; ища болѣе разгульнаго и веселаго, чего лишена дѣвушка по своему положенію, увлекаемый разнообразными стремленіями молодости, онъ часто забываетъ милую и заставляетъ ее страдать и плакать. Но если любовь глубоко западетъ въ его сердце, если образъ красной дѣвицы, вспыхнувъ въ его молодой душѣ, вытѣснитъ всѣ другіе образы, всѣ другія стремленія, тогда это чувство разольется жаркимъ пламенемъ по всѣмъ его жиламъ, сдѣлается его исключительной жизнію, выкажетъ ту же широкую грудь, въ которой всегда такъ много воспріимчивости и удалой силы для всякаго чувства. Тогда добрый молодецъ забываетъ все, отдаетъ всего себя тому пламени, ищетъ какъ-будто упоенія въ своемъ чувствѣ, хотя бы оно было самое страдальческое. Тогда онъ не стыдится ни слезъ, ни жалобъ, находитъ для выраженія своего сердца и смѣлые образы, и сильныя, горячія слова, сообразно со своей природой; вездѣ все то же удалое, широкое, какъ широко чистое поле, среди котораго онъ изливаетъ свою душу. Вотъ, напримѣръ, картина изъ одной нашей народной пѣсни: добраго молодца сокрушаетъ ужасная нѣсть о смерти его души красной дѣвицы; сердце у него горитъ, какъ смола кипитъ; онъ сидитъ подъ кудрявой рябинушкой и съ какимъ-то изступленнымъ заклинаніемъ взываетъ къ вѣтрамъ:
Ой вы вѣтры, вѣтры теплые,
Вѣтры теплые, вы весенніе!
Вы не дуйте здѣсь, васъ ненадобно.
Прилетайте вы вѣтры буйные,
Что со сѣверной со сторонушки,
Вы развѣйте здѣсь матъ сыру землю,
И развѣявши по цисту полю,
Но чисту полю, по широкому,
Вы раскроите мнѣ гробову доску,
Ужъ и дайте мнѣ вы въ послѣдній разъ
Распрощатися съ моей милою
Съ моей милою душей -- дѣвицей!
Окропивъ ее горючей слезой
Я вздохну-умру подлѣ ней тогда.
Нельзя отрицать естественности въ такомъ бурномъ обращеніи молодца, который воспитанъ больше всего природою, тѣсно съ нею связанъ, знаетъ ея силы, потому у нея и требуетъ удовлетворенія своей горячей мечтѣ.
Еще чаще мы встрѣчаемъ обращеніе къ природѣ, тѣсную съ нею связь въ любви русской дѣвушки. Этотъ образъ, какъ мы уже замѣтили, весьма рѣзко обрисовывается въ нашихъ многочисленныхъ народныхъ пѣсняхъ, по которымъ мы постараемся его представить въ немногихъ словахъ.
Женщина, говорятъ, создана для любви; ея любовь во всѣхъ видахъ, какъ любовь жены, матери и пр., всегда намъ представляется въ самыхъ нѣжныхъ и прелестныхъ краскахъ -- это прекрасный цвѣтокъ, который нескоро увядаетъ, и который рѣдко кто рѣшится смять неосторожною рукою. Это чувство нѣжно и тихо горитъ въ ней усладительнымъ огнемъ, сильнѣе всѣхъ другихъ чувствъ и стремленій, которыя могутъ волновать ея душу. Содержаніе жизни русскаго молодца, мы видѣли, можетъ быть разнообразно; содержаніе жизни русской красной, дѣвицы составляетъ почти исключительно одна любовь. Незнакомая ни съ какими особенными стремленіями, нетревожимая никакими тяжкими заботами, она предоставляется одной природѣ, которая стремитъ ее къ жизни сердца. Красной дѣвицѣ своя воля гулять, говоритъ одна хороводная пѣсня. При этой волѣ, внимая нѣжному голосу своей живой природы, ея сердце находитъ себѣ сознательную жизнь въ любви, какъ въ первомъ чувствѣ дѣвственной юности. Но эта любовь всегда боязлива, грустна, лелѣемая втайнѣ отъ всѣхъ, какъ единственное сокровище. Дѣвушка очень хорошо знаетъ, что ея судьба въ рукахъ ея отца, матери, которые, не спросись ее, выберутъ ей жениха, запоручатъ за поруки крѣпкія, за замки вѣковѣчные; она же выбираетъ только съ вѣдома своего сердца милаго сердечнаго друга-надежу, съ которымъ легко могутъ ее разлучить. Вотъ отъ чего она такъ боязливо лелѣетъ свою любовь, такъ грустно наслаждается своими мечтами, такъ печально смотритъ на свою судьбу, не въ силахъ отказаться отъ своего чувства, она любитъ больше страдальческою любовью, разжигая ее боязливыми и пылкими мечтами. Къ этому часто присоединяется разлука съ милымъ другомъ, который уходитъ въ чужую сторону, по нуждѣ или изъ удали. Но сильнѣе всего страдаетъ дѣвушка, когда узнаетъ, что ее разлюбилъ и забылъ сердечный другъ. Въ этой любви выражается сильное и нѣжное чувство, глубокая преданность и, наконецъ, тихое страданіе, которое выказывается въ слезахъ и въ жалобныхъ словахъ:
Ужь не лебедь ходитъ бѣлая
По зеленой травкѣ шелковой --
Ходитъ красна дѣвица-душа
Во кручинѣ, въ мысляхъ горестныхъ.
Закрывала очи ясныя
Снѣгобѣлымъ рукавомъ,
Проливала слезы крупныя,
Думала думу крѣпкую:
На кого меня покинулъ ты,
Милъ сердечный другъ?
Для тебя отстала я отъ всѣхъ,
И отъ батюшка и отъ матушки,
Я покинула родиму сторону,
Расплела я косу русую,
Повѣривши другу милому.
Ахъ раскройся мать-сыра земля,
Поглоти меня несчастную;
Ужъ мнѣ солнышко не свѣтитъ,
Ужъ меня милый другъ не любитъ.
или
Печальна красна дѣвица, печальна,
Не можешь ты злу горю пособить,
Не можешь ты мила друга позабыть
Ни денною порою, ни ночною,
Ни утренней зарею, ни вечерней.
Въ тоскѣ своей возговоритъ дѣвица:
Я въ тѣ поры мила друга забуду,
Когда подломятся мои, скоры ноги,
Когда опустятся мои бѣлы руки,
Засыплются глаза мои песками,
Закроются бѣлы груди досками.
Въ этой тоскливой рѣчи видна сильная женская душа, которая рѣшается страдать за свою любовь до послѣдней минуты жизни. Здѣсь видно истинное страданіе сердца, безъ всякаго нѣжничанья и оханья. Русская дѣвушка въ своей любви чаще всего сравнивается съ кукушечкою, съ горлицею, которая жалобно воркуетъ. При такой грустной и скрытной любви красная дѣвица безъ боязни обращается только къ окружающей природѣ, ей изливаетъ свое сердце и въ ней ищетъ облегченія Ея любовь тѣсно связана съ этою природою: зеленый садъ, лазоревые цвѣты, яблонь, груша, рябина постоянно бываютъ ея печальными собесѣдниками. Вотъ она слушаетъ пѣсни соловья:
Хорошо въ саду соловей поетъ,
Онъ поетъ, поетъ припѣваючи,
Къ моему гирю примѣняючи.
Эта то нѣжнаго воркованья, этихъ жалобныхъ страданіи влюбленнаго сердца дѣвушки еще больше мы встрѣчаемъ въ малороссійскихъ пѣсняхъ; вотъ между-прочимъ одна изъ нихъ, весьма замѣчательная по своимъ звучно-поэтическимъ выраженіямъ:
Вѣютъ вѣтры, вѣютъ буйны,
Ажъ деревья гнутся;
Ой, якъ болитъ мое сердце
Сами слезы льются!
Трачу лѣта въ лютомъ горѣ
И конца не бачу;
Тилько минѣ легче стане,
Якъ трошки поплачу!
Не поможутъ слезы счастю --
Серцю легче буде!
Хто счастливъ бувъ хоть часочикъ.
По вѣкъ не забуде!
Есть же люди, то и моей
Завидуютъ долѣ;
Чи счастлива та былина,
Що роете у полѣ?
Ой у полѣ, на песочку
Безъ росы на сонцѣ....
И хто приголубитъ --
Коли нема того туто,
Якій меня любитъ!
Полетѣла бь я до тебе,
Да крылецъ не маю;
Сохну, чахну я безъ тебе.
Всякъ часъ умираю.
Тяжко жити безъ милаго
На чужой сторонцѣ!
Безъ милаго доли нема,
Стане свѣтъ тюрьмою,
Безъ милаго счастя нема,
Нема и покою!
Де ты, милый чернобровый
Де ты? озовися!
Якъ безъ тебѣ я горюю
Пріиди, подивися!
До кого я пригорнуся,
или въ любовныхъ думахъ смотритъ на небо, относя свои слова къ солнцу, къ мѣсяцу и къ милому другу:
Катись мѣсяцъ за лѣсъ, не свѣти,
Выходи красно солнце, не пеки;
Стань мой сердечный въ памяти,
Полно глаза мои жечь.....
Какъ мило и естественно здѣсь выраженъ этотъ бредъ влюбленной дѣвушки, которая не знаетъ къ кому и куда обратиться, чтобы только въ нѣжныхъ звукахъ высказать чувство сердца. Это много напоминаетъ обращеніе Дездемоны къ зеленой мнѣ: "Ой ива ты ива, зеленая ива!"
Или вотъ влюбленная дѣвушка загадываетъ все о томъ же миломъ другѣ, и все передъ тою же природою:
Какъ жить на свѣтѣ тяжело
Безъ мила друга своего:
Пойду ль во зеленый садъ гулять,
Сорву съ грушицы цвѣтокъ,
Совью на голову вѣнокъ;
Пойду ль на быстрый на Дунай,
Стану на мелкомъ берегу,
Брошу вѣнокъ мой въ рѣку;
Погляжу по ту сторону:
Тонетъ ли, тонетъ ли вѣнокъ?
Тужитъ ли, тужитъ ли дружокъ?
Не тонетъ мои аленькій вѣнокъ --
Знать-то иная у него,
Знать-то другую полюбилъ.....
Въ одной малороссійской пѣснѣ весьма поэтически и въ звучномъ стмхъ сравнивается печаль покинутой дѣвушки съ хмѣлемъ;
Въ огородѣ хмѣлинонька
Грядки устилае,
Промежъ людьми дѣвчиненька
О, горько рыдае,
Шо-жъ хмѣлина зелененька
Що не вьется въ гору?
Що-жъ дѣвчина молоденька
Прокликае долю?
Якъ хмѣлинѣ въ гору виться
Тычины не мае
Якъ дѣвчинѣ не журиться
Казакъ покидае!
Наконецъ, приведемъ еще одну народную пѣсню, которая особенно ярко намъ представляетъ сильную и, если можно сказать, отчаянную драматическую любовь влюбленныхъ молодца и дѣвицы, и которая, по нашему мнѣнію, составляетъ одну изъ лучшихъ нашихъ народныхъ пѣсенъ:
"Не сиди, мой другъ, поздно вечеромъ,
Ты не жги свѣчу воску яраго,
Ты не жди меня до полуночи.
Ахъ прошли, прошли наши красны дни,
Наши радости буйный вѣтръ унесъ,
И разсѣялъ ихъ по чисту полю.
Соизволилъ такъ родной батюшко,
Приказала мнѣ родна матушка
Чтобъ женился я на иной женѣ!
Не горятъ въ небѣ по два солнышка,
Не свѣтятъ по два мѣсяца --
Не любить два раза добру молодцу!
Ужъ я батюшки не ослушаюсь,
Родной матушки я послушаюсь,
Обвѣнчаюсь я со иной женой,
Я съ иной женой, съ смертью раннею,
Съ смертью раннею и насильною!"
Залилась слезами красна дѣвица,
Во слезахъ она слово молвила:
-- "Ахъ ты милый мой, ненаглядный мой!
е жилица и я на бѣломъ свѣтѣ
Безъ тебя, моя надеженька!
Нѣтъ у горлинки двухъ голубчиковъ,
У лебедушки двухъ лебедикосъ,
У меня не быть двумъ милымъ дружкамъ..... "--
Не сидитъ она поздно вечеромъ,
А горитъ свѣча воску яраго,
На столѣ стоитъ новъ тесовый гробъ,
Во гробу лежитъ красна дѣвица.
У Кольцова мы встрѣчаемъ тотъ же самый характеръ любви, хотя съ большимъ искусствомъ и рѣзкостью очерчены поэтическіе образы. Замѣчательно общее единство, которое связываетъ всѣ народные образы, представленные Кольцовымъ, что весьма много говоритъ за его огромный поэтическій талантъ. При выраженіи всѣхъ разнообразныхъ чувствъ русскаго человѣка, мы всегда видимъ одну и ту же душу, исполненную порывистой силы и отваги, способную на глубокія чувства. Такъ въ любви удалой молодецъ чувствуетъ еще больше удали, какое-то юное, счастливое раздолье чувства, въ которомъ выказываются и нѣжность и отвага, безъ всякихъ грубыхъ и буйныхъ порывовъ:
Мѣсяцъ будь иль не будь
Конь дорогу найдетъ;
Самъ лукавый въ потьмахъ
Съ ней его не собьетъ,
И до ночи мятель
Снѣгомъ путь весь закрой:
Безъ дороги чутьемъ
Сыщетъ домикъ онъ твой
Не любивши тебя,
Въ селахъ слылъ молодцомъ,
А съ тобою, мой другъ,
Города ни почемъ.
Или вотъ еще прекрасное выраженіе этой удалой силы, которую возбуждаетъ въ душѣ молодца любовь красной дѣвицы:
Въ полѣ вѣтеръ вѣетъ,
Травку колыхаетъ,
Путь -- мою дорогу
Пылью покрываетъ.
Выходи жъ ты, туча,
Съ страшною грозою,
Обойми свѣтъ бѣлый,
Закрой темнотою.
Молодецъ удалый
Соловьемъ засвищетъ
Безъ пути, безъ свѣта
Свою долю сыщетъ.
Что ему дорога,
Тучи громовыя,
Какъ придутъ по сердцу
Очи голубыя!
Что ему на свѣтѣ
Доля не людская,
Когда его любитъ
Она, молодая!
Въ этой любви нѣтъ ни геройскихъ стремленій къ неслыханнымъ подвигамъ, хотя и нашлись бы сила и отвага на такіе подвиги, нѣтъ ни идеальничанья, ни нѣжничанья, нѣтъ и исключительной матеріальности. Эта любовь проста, естественна, безъ всякихъ хитростей, видовъ, разсчетовъ, интригъ и пр. Здѣсь только жизнь сердца, безъ обдуманностей ума, и потому вы вездѣ слышите безъискусственный голосъ, которымъ говоритъ сердце. Молодецъ любитъ такъ, какъ ему внушаетъ любовь его природа; онъ не мучитъ себя никакими думами, не хочетъ думать даже о слѣдующей минутѣ, а стремится насладиться только настоящей, которая для него полна жизни. Въ избыткѣ молодой силы, ему любо одушевить эту силу нѣжной страстью; онъ чуствуетъ, что
Одному жить --
Сердцу холодно,
Грудь другую
Ему надобно,
Огонь-душу.--
Красну дѣвицу;
Съ ней зимою --
Лѣто теплое,
При бездолья
Горе-не горе.
И вотъ онъ всею душою предается своей безкорыстной страсти, находитъ въ ней нѣгу, которая не допускаетъ до него уже никакихъ другихъ впечатлѣніи; онъ наслаждается до упоенія, которое потомъ, въ воспоминаніи, кажется ему и чуднымъ и волшебнымъ: