Очнулась. (Изъ дневника Натальи Сергѣевны ***). Повѣсть А. В. Стерна. Изданіе "Посредника" для интеллигентныхъ читателей. М., 1893 г. Ц. 30 к. Наталья Сергѣевна, отъ имени которой написанъ дневникъ, барышня деревенская, но такая же "интеллигентная", какъ и тѣ читатели, для которыхъ предназначено это изданіе фирмы "Посредникъ". Наталья Сергѣевна не только "интеллигентная" дѣвица, но даже умная, и ко всему окружающему, къ роднымъ и знакомымъ относится критически, про себя, въ своемъ дневникѣ, разбираетъ по косточкамъ свою мамашу, тётю женю, сестру Таню, ея жениха Гришу, всѣхъ родственниковъ, пріѣхавшихъ на ихъ свадьбу. Маменька и тетка, замѣчая критическое отношеніе Наташи къ гостямъ, находятъ, что происходитъ это "изъ зависти", такъ какъ меньшая сестра выходитъ замужъ, à Наташа, по своей разборчивости, рискуетъ остаться старою дѣвой, къ глубокому прискорбію добрыхъ родственницъ, усердно пекущихся о томъ, чтобы "пристроить" дѣвицъ поскорѣе и повыгоднѣе. Родственницы ошибаются, Наташа ничуть не завидуетъ, она давно могла бы "пристроиться" и не разъ, и много лучше, чѣмъ Таня, но Наташа не хочетъ "пристраиваться", она иначе не пойдетъ замужъ, какъ по любви, да не по такой любви, по какой вступаютъ въ супружество Таня и Гриша. Надъ ихъ "жениховскою" любовью Наташа насмѣхается не только про себя, но иногда и вслухъ. Наташа признается въ своемъ дневникѣ, что и она "хочетъ любви, но не такой, какую видитъ вокругъ себя, гдѣ чувственность играетъ главную роль". "Я хочу любить,-- пишетъ она,-- но пусть не прикосновеніе руки, не отуманенный страстью взглядъ зажжетъ во мнѣ пламень. Какъ я могу довѣрить этому болѣзненному состоянію, которое заставляетъ говорить нашу низменную натуру!"...И вотъ въ числѣ свадебныхъ гостей, родныхъ жениха, появляется онъ,-- тотъ, кого ждало ея сердце,-- знаменитый петербургскій адвокатъ Туликовъ, человѣкъ не молодой, женатый, отецъ почти уже взрослыхъ дѣтей. Туликовъ съ своей стороны увлекается любовью молодой дѣвушки, говоритъ о неудовлетворенности семейною жизнью, о непониманіи женою его идеаловъ и высокихъ стремленій... Но отъѣздѣ Туликова, между влюбленными другъ въ друга завязывается переписка и приводитъ къ тому, что Наташа, не обращая вниманія ни на кого и ни на что, уѣзжаетъ въ Петербургъ подъ предлогомъ свиданія съ замужнею сестрой Таней, въ дѣйствительности же просто къ Туликову, написавшему ей, что съ женою онъ расходится. Въ Петербургѣ ждетъ Наташу очень быстрое разочарованіе: ея "кумиръ" оказывается самымъ зауряднымъ, даже плохенькимъ человѣчкомъ... И Наташа "очнулась", къ счастію, во-время. До наступленія разочарованія разсказъ ведется очень послѣдовательно, гладко и въ надлежащемъ тонѣ "дневника" молодой дѣвушки, которая "хочетъ любить" не по маменькину и тётенькину рецепту. Подъ конецъ же, съ пріѣзда героини въ Петербургъ, авторъ точно заторопился и героя своего какъ-то вдругъ скомкалъ до такой степени, что Туликова будто подмѣнили. Превращеніе совершается слишкомъ быстро и рѣзко, и читатель остается въ полномъ недоумѣніи относительно личности этого героя и его дѣйствительныхъ отношеній къ своей семьѣ, къ женѣ и дѣтямъ. Насколько хороши первыя двѣнадцать главъ повѣсти, настолько же неудовлетворительны послѣднія четыре. Очень жаль, что авторъ поспѣшилъ развѣнчать Туликова и сразу оборвать его, спихнуть въ разрядъ гаденькихъ, мелкихъ человѣчковъ. Проведи авторъ послѣдовательнѣе разочарованіе Наташи, день за днемъ и шагъ за шагомъ, мы имѣли бы возможность сказать, что повѣсть задумана хорошо и выполнена талантливо.