|
Скачать FB2 |
| |
С. М. Степняк ( Кравчинский).
Новообращённый
Драма в 4-ёх действиях.
С использованием сюжета и мотивов драматических сцен " Зарницы" Н. Р. Старикова.
Действие первое.
Чрезвычайно богато отделанная комната. Диван слева на авансцене. Окна с гардинами. Справа шифоньерка. Лесенка с цветами. Стены увешаны картинами в богатых рамах. Стол загромождён уродцами и побрякушками. Большая рыжая ваза с чёрными фигурами.
На диване, с газетой в руках, сидит Муринов, крепкий, хорошо сохранившийся человек с проседью в бороде и тёмными волосами.
Муринова ходит по комнате, осматривая её убранство. Два лакея в ливрее стоят и смотрят на неё в ожидании приказаний.
Явление I.
Муринов, Муринова, два лакея.
Лакей задёргивает.
Лакеи переставляют вазу и уходят.
Явление II.
Муринов один, потом Катя.
Входит Катя.
Муринов кивает головой.
Муринов подходит к ней.
Катя успокаивается и слушает с серьёзным выражением лица.
Молчание.
Явление III.
Входит лакей, потом Волков.
Катя садится на диванчик на авансцене, так что из глубины комнаты её легко не заметить.
Входит Волков в офицерском мундире.
Явление IV.
Катя сидит, опустив голову в глубоком раздумье. Из боковой двери входит Норов и подходит к ней.
За кулисами раздаётся голос Горловой.
Норов и Катя разбегаются в разные стороны.
Явление V.
Одновременно из разных дверей входят Муринов, Муринова, Волков и Горлов с женой.
Катя делает движение по направлению к Норову с поднятой рукой, что бы остановить его. Отец становится между ними и отодвигает её рукой. Между гостями происходит движение, и Норов остаётся один.
Явление VI.
Входит лакей.
Норов уходит.
Явление VII.
Входит граф Ментиров, развязанный, живой и не очень старый человек.
В это время раздаются звуки " Камаринской".
Оркестр замолкает.
Поздравления, рукопожатия, тосты.
Около него составляется почтительный кружок.
Катя между тем делает знак Волкову и отводит его в сторону на авансцену. Она садится на диван. Волков хочет сесть рядом, но она указывает ему на стул подле.
Разговор между Катей и Волковым происходит на авансцене и ведётся с обеих сторон нарочно спокойным, сдержанным тоном, с соблюдением внешнего декорума.
Волков пожимает плечами и выразительно на него смотрит.
Муринова вскрикивает и хватается за сердце.
Занавес.
Действие второе.
Сцена представляет собой очень скромно, даже бедно убранную комнату. Горлова в таком же виде, как в первом действии. Муринова сильно постаревшая и одряхлевшая.
Между первым и вторым действиями проходят два года.
Явление I.
Муринова и Горлова.
Всполох молнии за окном.
Входит Акулина.
Явление II.
Те же и Акулина.
Акулина вносит самовар.
Явление III.
Входит Горлов с букетом белых цветов, который при виде жены прячет за спину.
Пауза.
Входит Муринов.
Явление IV.
Те же и Муринов.
Муринова и Горлова целуются.
Пауза.
Молчание.
Слышен негромкий звонок в прихожей, на который Муринов и его жена не обращают никакого внимания.
Явление V.
Входит Маша и останавливается у дверей.
Муринов и Муринова переглядываются, встревоженные, смущённые.
Муринов опускает голову.
Катя подаёт ему вид, который он подносит к свечке и внимательно рассматривает.
Занавес.
Действие третье.
Комната первого действия. Утро. На диване с трубкой в руке сидит Павел Михайлович и просматривает газету. Мария Ивановна надевает перед зеркалом шляпку. Около неё стоит Акулина. Катя в холщовом платье с фартуком находится у дверей. День воскресный. Слышен колокольный звон.
Между вторым и третьим действиями проходят две недели.
Явление I.
Муринов, Муринова, Катя и Акулина.
Катя сторонится.
Катя убегает. Мария Ивановна уходит.
Катя входит с половой щёткой.
Муринов вторично чихает, при этом Катя выхватывает у него щётку.
Катя приносит ему требуемое.
Муринов уходит.
Со сцены видно, как она вытирает окно снаружи и напевает сначала вполголоса, потом, увлекаясь, громко.
Звонок в дверь.
Слышно, как Катя открывает дверь.
Бряцание сабли и шпор.
Входит Волков.
Явление II.
Волков, потом Катя.
Молчание.
Немного погодя входит Катя со стаканом воды и хочет поставить его на преддиванный стол. Она одета, как при появлении во втором действии.
Ключ в замке.
Явление III.
Входит Муринов, запыхавшись, сияющий. Оторопев при виде Волкова, медленно поворачивается к нему.
Пауза.
Немая сцена: Муринов меняется лицом и протягивает к Волкову руки. Тот останавливает его жестом.
Катя тихо входит. Она без чепчика и фартука.
Явление IV.
Муринов, Волков и Катя.
Катя прячет свою.
Катя уходит, не оборачиваясь.
Муринов выхватывает пистолет из ящика и бросается за Волковым в другую комнату.
Слышен выстрел.
Вбегает Катя.
Явление V.
Муринов и Катя.
Катя сидит на авансцене в оцепенении, держа в руках на коленях открытое письмо. Нечаянно взор её падает на него. По ней точно пробегает искра. Она вздрагивает и впивается в него глазами, прерывающимся голосом читает про себя.
За кулисами раздаётся крик Муриновой.
Явление VI.
Вбегает Муринова.
Муринова и Катя.
Пауза. Катя плачет, упав лицом на колени. Мать протягивает к ней руки.
Занавес.
Действие четвёртое.
Ночь. Нижний этаж дома Горлова. Сбоку видны оранжерейка и сад, Нева.
Явление I.
Катя одна.
Дверь тихонько отворяется, и Горлов осторожно просовывает голову.
Явление II.
Входит Горлов.
Громкий звонок в передней.
Стук в дверь.
Катя уходит. Слуга приносит на подносе записку.
Входит Катя.
Катя стоит в оцепенении.
Стенные часы с кукушкой начинают бить двенадцать. В промежуток боя раздаётся лёгкий стук в окно, который сейчас же заглушается часами.
Стук повторяется.
Входит Норов.
Явление III.
Катя и Норов.
За окном, на Неве, видна лодка, и оттуда раздаются звуки гармоники, играющей " Лучинушку".
Раздаётся гармоника.
Он собирается уходить.
Сцена остаётся некоторое время пустой. Из двери показывается Муринов. Он осматривается по сторонам, встревоженный.
Явление IV.
Входит Муринов.
Явление V.
Муринов и Катя.
Катя садится на подлокотник кресла и кладёт ему руку на плечо.
Пауза.
Он продолжает сидеть и смотрит на неё.
Занавес.
|