|
Скачать FB2 |
| |
Михаил Петрович Старицкий
Последняя ночь
Историческая драма в двух картинах
Действующие лица:
Действие происходит в городе Луцке в 1702 году, во время господства Польши.
Сюжетом этой драмы послужило действительное историческое событие. В конце XVII века жил дворянин украинец Братковский; у него было имение на Волыни, а проживал он часто во Львове. Братковский был человек образованный, даровитый, направления социнианского, но веры православной, большой патриот и великий народолюбец. В те времена польская шляхта уже пустила на Украине глубокие корни и стремилась закрепостить крестьян; Братковский же встал против шляхты в защиту крестьянской бедноты. Он был связан и с кружком правобережных рыцарей -- Палием, Самусем, Искрой, которые тяготели к Левобережной Украине, стремились отколоться от Польши и соединиться с Левобережной Украиной. Братковский хотел поднять на Волыни восстание крестьян; его захватили с воззваниями и повесили в Луцке в 1702 году. Жене и единственному сыну даже не дали свидания.
Автор
Картина первая
Внутренность тюремной камеры. Справа от актера нары, покрытые соломой, слева высоко прорезанное широкое окно, с частой решеткой снаружи, изнутри стекла чем-то замазаны, прозрачны лишь верхние; прямо железная дверь с круглым окошечком посредине. Стены камеры черные, облупленные; паутина клочьями свисает с потолка. Из обстановки в камере еще стол позади нар и табурет под окном. На столе кружка воды и ломоть хлеба. Вечереет. Лучи солнца еще играют на верхних стеклах и на потолке; внизу полумрак.
Явление первое
Узник, один.
Степан Братковский
(сидит на нарах, левая рука прикована к стене цепью; в правой он держит какую-то бумагу. Медленно читает).
(Говорит.)
(Пауза.)
(Дергает рукой; кандалы впиваются сильнее, до крови.)
(Пауза.)
(Пауза.)
(Пауза.)
Слышен звон ключей.
Явление второе
Братковский, инстигатор, тюремный комендант, сторож и еще один человек, который прячется за спинами вошедших.
Сторож выдвигает на середину стол, подает инстигатору табурет и отходит к двери; в руках у него ключи.
Инстигатор
(оглядывает стоящего перед ним узника, раскладывает на столе бумаги; после паузы)
Братковский
(смотрит на него спокойно, чуть свысока)
Инстигатор
(Коменданту.)
Сторож бросается к заключенному, снимает.
Братковский
(как бы про себя)
Инстигатор
Братковский
(взволнован)
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
Братковский
(с гордостью)
Инстигатор
(С раздражением.)
Братковский
(горько усмехается)
(все больше распаляясь)
Инстигатор
(в бешенстве топает ногой)
Братковский
(спокойно)
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
(нетерпеливо)
Братковский
Инстигатор
Братковский
(горько)
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
Братковский
(усмехается)
Инстигатор
(в бешенстве)
Братковский
(с презрением)
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
(После паузы.)
Братковский
Инстигатор
(Встал и прошелся. Потом подошел к коменданту и, отведя его в сторону, что-то шепчет ему.)
Комендант
Инстигатор
(Быстро садится, узнику.)
Братковский
Инстигатор
(Тихо.)
Братковский
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
Братковский
Инстигатор
(Свидетелю.)
Свидетель выступил вперед и сразу смешался.
Братковский
(взглянув на него, всплеснул руками)
Свидетель с каждым словом Братковского терзается все больше.
Инстигатор
(бьет по столу кулаком)
(Свидетелю.)
Братковский
(вне себя; в голосе слышны слезы)
Инстигатор
(побагровел, затопал ногами)
(Свидетелю.)
Остап
(ломает руки)
Инстигатор
(в бешенстве)
Сторож
(берет свидетеля за руки)
Вместе выходят.
Явление третье
Инстигатор, Братковский и комендант.
Инстигатор
(Пауза. Меняет тон, мягко.)
(Коменданту.)
Комендант
Инстигатор
(Двусмысленно.)
Комендант
(вздыхает)
Инстигатор
(Подчеркнуто.)
Братковский
(растроганно и радостно)
Инстигатор
Комендант
(выразительно, многозначительно)
Инстигатор, собрав бумаги, выходит, комендант следом за ним. Слышно, как снаружи запирают дверь на засов.
Явление четвертое
Братковский, один.
Братковский
(Пауза. Показывает на дверь.)
(Прошелся.)
Явление пятое
Братковский и сторож.
Сторож
(приносит еду и небольшую бутылку вина)
(Отходит и печально посматривает на узника.)
Братковский
(осмотрев)
Сторож
(отворачивается, со вздохом)
Братковский
(быстро)
(Смахивает что-то рукой с ресниц.)
Братковский
(принимается за ужин)
Сторож
Братковский
Сторож
Братковский
Сторож
Братковский
(Обнимает.)
(Показывает на сердце.)
Сторож
(смешавшись)
Братковский
Сторож
Братковский
(бросается к нему, обнимает)
Сторож
Братковский
Сторож
Братковский
(кладет руку ему на плечо)
(Пьет вино.)
Сторож
(качает головой)
Братковский
Сторож
Братковский
Сторож
(Набожно сложив руки.)
(Быстро и суетливо собирает посуду, чтобы скрыть набежавшую слезу.)
Братковский
(оставляет себе бутылку с вином)
Сторож
(отворачиваясь)
(Растворяет окно и быстро выходит.)
Явление шестое
Братковский, один.
Братковский
(приник к окну, не надышится)
(Ухватившись за решетку, хочет подтянуться вверх, но срывается -- рука искалечена; пробует придвинуть стол, но услышал песню и снова припадает к решетке.)
Хор за кулисами приближается, становится громче, потом постепенно затихает.
Хор
Братковский
(склонил голову на решетку, слушает)
(Вытирает глаза. Пауза.)
(Горько.)
(Подходит к столу, садится и склоняет голову на руку. Пауза.)
Хор
(pianissimo)
Братковский
(после первого куплета поднимает голову, а после второго снова подходит к окну и приникает к решетке)
(Ходит по камере.)
(Останавливается.)
(Стоит в нерешительности, снова начинает ходить.)
(Останавливается. Посмотрел в окно.)
(Роняет голову на стол, тело его сотрясают рыдания.)
Явление седьмое
Голоса на улице за окном и на тюремном дворе.
Слышен звук пощечины.
Хохот. Затем женский визг. Возгласы.
Хохот и шум стихли, слышен лязг ружей.
Голоса смолкли. Лязг постепенно утихает. Заключенный словно ничего и не слышал, наконец с безразличным видом поднимает голову и потирает лоб рукой. За окном приближается свадебная процессия с музыкой и песнями.
Братковский
(повернувшись к окну).
Хор
(мужской)
Хор
(женский)
Хор
(вместе с музыкой)
Слышны музыка, бубен, возгласы, шум.
Смех.
Хохот и крик: "Го-го-го!"
Музыка постепенно затихает.
Братковский
(когда шум на улице утих, а музыка доносится уже издалека)
Шаги затихают.
Явление восьмое
Братковский, один.
Братковский
(Пауза.)
(Ходит.)
(Пауза.)
(Пауза.)
(Пробует подтянуться на прутьях, но тщетно; придвигает стол, взбирается на него и облокачивается на верхнюю часть решетки.)
Голос
(под окном)
Братковский
Голос
Братковский
(соскакивая)
Явление девятое
Братковский, комендант и сторож.
Комендант
(Сторожу.)
Сторож закрывает окно, отодвигает стол. Сразу -- тишина и полумрак.
Братковский
Комендант
Братковский
(быстро берет)
(Целует книгу.)
Комендант
Комендант и сторож выходят.
Явление десятое
Братковский, один.
Братковский
(некоторое время стоит, прижав евангелие к груди)
За кулисами хор тихо начинает петь молитву. Она длится в течение всего монолога.
(Переходит с евангелием к столу, стоящему рядом с нарами на авансцене. Читает про себя. После паузы.)
(Читает про себя. После паузы.)
(Падает на колени.)
(Припадает головой к столу.)
Занавес
Картина вторая
Декорации те же, только на сцене темно и светится лишь круглое окошечко в двери, как совиный глаз. Стол теперь по другую сторону нар.
Явление первое
Братковский, один.
Братковский
(лежит на нарах головой к зрителям; поворачивается, принимая более удобную позу)
(Пауза.)
(Засыпает.)
Последние слова произносит сонным голосом. Едва он умолкает, начинается тихая музыка -- мелодии народных песен, однако в них порой прорываются и бунтарские ноты; и конце опять тихая музыка, но это -- тишина перед бурей. Она вводит в новую картину.
На задней стене, против зрителя, появляются тучи, они заволакивают стену. Когда тучи расходятся, виден глубокий овраг, укрытый со всех сторон скалами и нависшими деревьями; в глубине чернеет вход в пещеру. Светлая лунная ночь. Действие идет в овраге и в камере -- до нар.
Явление второе
Тася, одна.
Явление третье
Тася и Степан Братковский.
Явление четвертое
Те же, Остап и другие бунтари.
Со всех сторон бесшумно появляются разные люди -- и молодые, и старые; большею частью горожане, простолюдины, кое-где видны и казаки.
Где-то вдали слышен смех.
Все переглянулись. Пауза.
Эхо печально: "Гибнет". Где-то закричала сова. Все вздрогнули.
Степан
Крестьяне
(большинство)
Горожане
(меньшинство)
Остап
Казаки
Крестьяне
(одни)
Крестьяне
(другие)
Крестьяне
(третьи)
Горожане
(одни)
Горожане
(другие)
Эхо вдалеке: "Вконец! Вконец! Вконец!"
Остап
Казаки
Сова в лесу: "Го-го!"
Крестьяне
Горожане
Степан
(всплеснув руками)
Голоса
(сперва одиночные, а затем общим хором)
На сцене темнеет, вдали слышны глухие раскаты грома.
Степан
Голоса
Кое-кто из горожан
Крестьяне
(большинство)
Остап
Степан
Голоса
Все
Что-то завыло. Молния. Гром. В лесу раздался хохот.
Степан
Все
Степан
Все
(вынимают ножи)
Степан
(вынимает нож)
Сильный удар грома, молния. Все содрогнулись.
Голоса
(из лесу)
Все бросились в разные стороны, исчезли. Степан и Тася тоже побежали вслед за остальными, но скалы и деревья преграждают им путь. Жесты отчаяния. Кромешная тьма; ее прорезают только молнии да черный зев пещеры начинает светиться.
Степан
Тася
Степан
Тася
Страшные раскаты грома, молния; из глубины пещеры вырывается пламя, и в нем появляется чудище.
Явление пятое
Музыка сопровождает появление чудища; за сценой поет хор басов, будто воет само чудище.
Чудище
Гром -- и все пропадает; снова стена и дверь. Последний куплет повторяется еще раз после исчезновения чудища.
Явление шестое
Братковский, один.
Братковский
(Указывает на небо.)
(Замер в благоговейной позе.)
Явление седьмое
Братковский, ксендз и сторож.
Сторож входит со свечой, ставит ее на стол; за ним -- ксендз.
Сторож
(В сторону)
(Уходит.)
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
(Пауза.)
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
(с усмешкой)
Ксендз
Братковский
(Схватился за сердце, встал и начал ходить.)
(Останавливается.)
(Ломает руки.)
(Пауза. Лицо узника выражает тяжелую муку. Он принял решение; быстро подходит к ксендзу.)
Ксендз
Братковский
Ксендз
Братковский
Ксендз
(с жаром)
Братковский
(Бросается к нему, целует руку.)
Ксендз
(обнимает его).
Заключенный становится на колени.
Братковский
Ксендз
(взволнованный до слез, показывает на небо)
(Выходит.)
Сторож забирает свечу и быстро захлопывает дверь.
Явление восьмое
Братковский, один.
Братковский
(после паузы)
(Пауза.)
(Прошелся шатаясь и сел у стола, на котором стоит бутылка с вином.)
(Ложится.)
(Тихо засыпает.)
Музыкальное вступление.
Явление девятое
Снова появляются на задней стене тучи; стена исчезает, и вместо нее возникает другая картина: небольшая, но чисто убранная комната вроде спальни: кровать, рядом с ней колыбель, много книг, рукоделие; все имеет опрятный, привлекательный вид.
Тася, одна.
Тася -- мать
(качает ребенка и поет)
Явление десятое
Те же и Степан.
Степан
(входит)
(Обнимает ее.)
Тася
(обнимает его)
(Ластится к нему.)
Степан
Тася
Степан
Тася
Степан
(Оборачивается к колыбели.)
Тася
(делает предупреждающий жест)
Степан
(Заглядывает в колыбельку.)
Тася
(целует Степана)
(Обнимает.)
Степан
Тася
(спохватившись)
Степан
Тася
(хлопочет по хозяйству)
Степан
(снимает кафтан)
Тася
Степан
Тася
Степан
Тася
(шутливо)
Степан
Тася
(подает на подносе)
Степан
(смеется)
Тася
(наливает кубок)
(Ставит кубок.)
Степан
(пьет)
Тася
(весело)
Степан
(Вдруг обнимает жену.)
Тася
(Целует его.)
(Подливает.)
Степан
Тася
(любуется мужем. Пауза)
Степан
Тася
Степан
Тася
Степан
Тася
Степан
(обнимает ее)
Тася
(Подбегает к колыбели.)
Степан
(за нею)
Тася
(склонилась над колыбелью)
Явление одиннадцатое
Те же и Остап.
Остап
(вбегает)
Степан
(с минуту стоит ошеломленный)
Остап
Степан
Остап
Степан
Остап
Степан
(горячо)
Тася
Степан
Тася
Степан
Остап
Степан
Тася
Остап
Степан
Сразу темнеет, картина исчезает; музыка, которая началась чуть раньше, полна тревоги; бьет барабан; кажется, что раздаются крики и стоны; в той же тональности музыка продолжается и во время монолога Степана; он уже успел незаметно лечь на нары.
Явление двенадцатое
Братковский, один.
Музыка тоже из бурной переходит в возвышенно-гармоническую и сопровождает монолог матери Степана до появления коменданта.
Явление тринадцатое
Появляется как бы на облаке фигура матери узника. Она сходит с облака, подходит к сыну, кладет ему руку на лоб.
Мать
(под музыку)
Облака расходятся, и открываются чудесные глубины рая.
Барабан -- и все исчезает; снова стена тюремной камеры. В окне еще раньше забрезжило, а теперь загорелся первый луч.
Явление четырнадцатое
Братковский, комендант, ксендз, сторож и двое часовых.
Сторож
(входит)
(Отворачивается плача.)
Комендант остановился в нерешительности; часовые -- у двери; за дверью видны фигуры двух палачей. Внезапный гром барабанов.
Братковский
(вскакивает)
Ксендз
(Показывает на небо.)
Комендант
Братковский
(прижимает евангелие к груди)
(Окаменел.)
В дверь с нечеловеческим воплем врывается Тася и припадает к ногам узника.
Занавес
Комментарии
|