Спиро Сергей Петрович
Л. H. Толстой о "Вехах"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


  

С. СПИРО

Л. H. Толстой о "Вехах"

   Серия "Русский путь"
   Вехи: Pro et contra
   Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1998
  
   На днях "Русское слово" сообщило, что Л. Н. Толстой пишет статью по поводу сборника "Вехи".
   Вчера по поручению редакции я ездил в Ясную Поляну. Лев Николаевич в беседе со мною подробно изложил свою точку зрения на вопросы, затронутые "Вехами".
   -- Я решил не печатать моей статьи, -- заявил Лев Николаевич, -- так как не желаю вызвать, боюсь этого, недоброе чувство в людях. А, между тем, очень рад высказать мысли, навеянные этой книжкой, почему и беседую с вами.
   На днях я прочел в газете о собрании писателей, в котором при обсуждении взглядов, как там говорилось, старой и новой "интеллигенции" выяснилось, что новая интеллигенция признает для улучшения жизни людей не изменение внешней формы жизни, как это признает старая интеллигенция, а внутреннюю, нравственную работу людей над самими собой.
   Лев Николаевич взял в руки выписку из "Вех" и, улыбаясь, прочел мне ее.
   -- Говорилось, например:
   "О пиетете перед мартирологом интеллигенции", о том, как "героический максимализм проецируется вовне", как "психология интеллигентного героизма импонирует какой-то группе", как "религиозный радикализм апеллирует к внутреннему существу человека, а безрелигиозный материализм отметает проблему воспитания"; говорилось об "искусственно изолирующем процессе абстракции", об "адекватном интеллектуальном отображении мира", о том, что "революционизм есть лишь отражение", о "метафизической абсолютизации ценности разрушения" и т. п.
   Лев Николаевич продолжал:
   -- Кроме же того, и самые ответы различных авторов сборника были различны и несогласны между собой. Так что я разочаровался, не найдя того, чего искал.
   По странной случайности, кроме этого, вызванного во мне сборником, воспоминания о Сютаеве, в тот же день, в который читал сборник, я получил из Ташкента одно из значительных, получаемых мною от крестьян, писем -- письмо от крестьянина, обсуждающее те самые вопросы, которые обсуждаются в сборнике, и так же определенно, как и слова Сютаева, но более подробно отвечающее на них.
   Вот одна страница из этого удивительно безграмотно написанного письма.
   При этом Лев Николаевич передал мне изложенное им содержание письма.
   "Основа жизни человеческой -- любовь, -- пишет крестьянин, -- и любить человек должен всех без исключения. Любовь может соединить с кем угодно, даже с животными, -- вот эта любовь и есть Бог. Без любви ничто не может спасти человека, и потому не нужно молиться в пустое пространство и стену -- нужно умолять каждому только самого себя о том, чтобы быть не извергом, а человеком. И стараться надо каждому человеку самому о хорошей жизни, а не нанимать судей и усмирителей. Каждый сам себе будь судьей и усмирителем. Если будешь смирен, кроток и любовен, то соединишься с кем угодно. Испытай каждый так делать, и увидишь иной мир и другой свет и достигнешь великого блага, так что прежняя жизнь покажется диким зверством. Не надо спрашивать у других, а самим надо разбирать, что хорошо и что дурно. Надо не делать другим, чего себе не хочешь. Как в гостях люди сидят за одним столом и все одно и то же едят и все сыты бывают, так и на свете жить надо, все одной землей, одним светом пользуемся, и потому все вместе должны и трудиться, и кормиться, потому что все ничье, и все мы в этом мире -- временные гости. Ничего не надо ограничивать, надо только свою гордость ограничить и заменить ее любовью. А любовь уничтожит всякую злобу. А мы теперь все только жалуемся друг на друга и осуждаем, а сами, может быть, хуже тех, кого осуждаем. И все теперь, как низшие, так и высшие, ненавидят, так что далее готовы убить друг друга. Низшие думают этим убийством обогатить себя, а высшие усмирить народ. И это -- заблуждение. Обогатиться можно только справедливостью, а устроить людей можно только увещанием, поддержкой, а не убийством. Кроме того, люди так заблудились, что думают, что другие народы -- немцы, французы, китайцы -- враги им и что можно воевать с ними. Надо людям подняться на духовную жизнь и забыть о теле и понять то, что дух во всех один. Поняли бы это люди -- все бы любили друг друга, не было бы меж ними зла, и исполнились бы слова Иисуса, что Царство Божие на земле, внутри нас, внутри людей".
   -- Так, -- сказал Лев Николаевич, -- думает и пишет безграмотный крестьянин, ничего не зная о "политическом импрессионизме", ни об "инсценированной провокации", ни даже о русской орфографии!

(Русское слово. 1909. No 114. 21 мая (3 июня). С. 2)

  

ПРИМЕЧАНИЯ

   Сергей Петрович Спиро (псевд.: Сергеев) -- журналист, корреспондент газеты "Русское слово", постоянный интервьюер Л. Н. Толстого в последние годы его жизни.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru