Спиноза, его жизнь и сочиненія. Очеркъ, составленный д-ромъ С. Г. Ковнеромъ. Авторъ очерка о Спинозѣ С. Г. Ковнеръ далеттантъ въ философія, онъ докторъ и извѣстенъ главнымъ образомъ своей "Исторіей медицины". Предлагаемый очеркъ, единственное философское произведеніе Ковнера, былъ имъ написанъ еще на третьемъ курсѣ университета и одновременно печатался въ "Кіевскихъ университетскихъ извѣстіяхъ" и появился отдѣльнымъ изданіемъ въ первой половинѣ 60-хъ годовъ. Теперь появилось второе, уже посмертное и, по правдѣ сказать, довольно-таки небрежное изданіе. Біографическая часть изложена преимущественно по Бертольду Ауэрбаху, въ изложеніи же ученія Спинозы Ковнеръ слѣдовалъ главнымъ образомъ за Куно Фишеромъ. Кто имѣетъ возможность прочитать главы, посвященныя Спинозѣ въ извѣстной "Geschichte der neuern Philosophie" Куно Фишера, тому книжка Ковнера даетъ мало. Не смотря на то, что очеркъ написанъ довольно живо, нельзя сказать, чтобы обзоръ великаго мыслителя и человѣка обрисовывался достаточно ярко. Впрочемъ, геометрическій методъ Спинозы чрезвычайно затрудняетъ изложеніе его ученія. Въ послѣдней главѣ Ковнеръ пытается охарактеризовать сущность спинозизма. Онъ утверждаетъ, что ученіе Спинозы не есть ни атеизмъ, ни фатализмъ, ни теизмъ и что сущность спинозизма заключается въ "натуралистическомъ міровозрѣніи" и признаніи "причинной связи всѣхъ вещей". Особенно идея причинной связи всѣхъ вещей, по мнѣнію Ковнера, можетъ служить мѣриломъ для опредѣленія значенія и достоинства Спинозы и его участія въ общечеловѣческомъ движеніи. О философскомъ направленіи самого Ковнера нельзя сдѣлать никакихъ заключеній, онъ не даетъ критики спинозизма. Скорѣе всего онъ не имѣетъ никакого твердаго направленія, кромѣ горячаго сочувствія къ Спинозѣ. Во всякомъ случаѣ, роль Спинозы въ развитіи философской мысли, его отношеніе къ предшествующимъ и послѣдующимъ ученіямъ недостаточно выяснены. Въ заключеніе къ очерку приложена новѣйшая критика о Спинозѣ, безъ которой смѣло можно было бы обойтись. Приведены мнѣнія Льюиса, Вормса, г. Волынскаго и Ван-Влотена, подборъ именъ довольно-таки странный. Вниманія заслуживаетъ на нашъ взглядъ только мнѣніе Льюиса, который посвятилъ Спинозѣ самыя горячія страницы своей "Исторіи философіи". Особенно насъ удивляютъ длинныя выдержки изъ г. Волынскаго. Неужели полуистерическія выкрикиванія г. Волынскаго заслуживаютъ серьезнаго вниманія?