Спенсер Эдмунд
Эдмунд Спенсер: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.
Спенсер, Эдмунд

   (Spencer, 1553 -- 1599) -- английский поэт. Род. в Лондоне, в дворянской семье, получил образование в Кембридже; в 1569 году выпустил свои первые, юношеские произведения -- переводы из Петрарки и Дюбеллэ; окончил курс университета в 1579 году, получил с течением времени доступ ко двору, пользовался покровительством королевы Елизаветы, но никогда не мог сделаться настоящим придворным, сошелся с такими людьми, как Сидней и Ралей (см.), приобрел постепенно широкую популярность своими произведениями, при всем том постоянно нуждался и тщетно старался занять более прочное место в административном мире, улучшить свое материальное положение. Только к концу жизни получил от королевы пенсию в 50 фунтов стерлингов за свою поэму "Королева фей"; последние годы провел, главным образом, в своем живописном ирландском поместье Килькольмане, которое было ему подарено лордом Греем, вице-королем Ирландии, и которое он принужден был покинуть после возмущения крестьян, сжегших его дом, завладевших его поместьем и убивших его ребенка; умер через три месяца после этого в Лондоне, почти бедняком, и похоронен в Вестминстерском аббатстве.
   Лучшее произведение С. -- поэма "Королева фей" ("The fairy queen", 1589--1596), которую он, однако, не успел окончить, -- написаны только шесть первых книг и часть седьмой. В этой поэме С. обнаружил богатую пылкую фантазию, изящное поэтическое миросозерцание, понимание природы, умение писать красивым, звучным и колоритным языком. Он очень искусно воспользовался старыми преданиями о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, английской народной мифологией, а также мифологическими образами древнего мира; у него выступают Диана, Венера, Купидон, Морфей, нимфы, сатиры, великаны, карлики, колдуны, феи, эльфы; все причудливое, волшебное, фантастическое, видимо, более всего привлекало его. Рыцарские идеалы и традиции, в то время уже отошедшие в область предания, но еще не забытые литературой, несомненно, пользовались симпатиями С.; старое рыцарство, со всем, что в нем было благородного, возвышенного, поэтического или утонченного, оживает в его поэме. Несколько расхолаживает современного читателя аллегорический характер, приданный "Королеве фей", где выступают олицетворения добродетелей -- умеренности, целомудрия, справедливости, -- и пороков, где под борьбой главного героя с враждебными ему силами разумеется борьба Англии с интригами католицизма, а под видом Бельфэбе и феи Глорианы должна была быть выведена сама Елизавета. Кроме "Королевы фей", С. принадлежали также некоторые другие поэмы, сонеты, элегии, пастушеские стихотворения -- "The shepherd's Calendar" (поэма, посвященная Сиднею), "Daphna О da", "Astrophel" (на смерть Сиднея), "Amoretti", "Epithalamium". Творчество С. оказало влияние на некоторых английских писателей той эпохи, между прочим, даже на Шекспира; его поэма заставила английскую читающую публику снова заинтересоваться народными поверьями и поэтическими рассказами. В нашем веке сочинения С. неоднократно переиздавались -- в 1805, 1852, 1851 годах.
   Ср. Aikin "Life of Edmund S."; Warton, "Observations on the Fairy Queen" (Л., 1807); Duff, "Critical observations" (Л., 1770); Craik, "S. and his poetry" (Л., 1846).

Ю. В.

   Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона
  

II.

   СПЕНСЕР (Spenser), Эдмунд (ок. 1552, Лондон, 13 или 16.I.1599, там же) -- англ. поэт. Сын торговца сукном Учился в Кембридж. ун-те, получил степень магистра. Сблизился с Ф. Сидни, к-рому посвятил свою первую кн. "Календарь пастуха" ("The shepherd's calendar", 1579) -- пастораль из 12 эклог, каждая из к-рых связана с одним из месяцев года. Пасторальные стихи С. опираются на традиции рим., итал., франц. поэзии. В соответствии с характером жанра, он постоянно прибегает к аллегории. Под видой Титира, бога пастухов, С. воспел Дж. Чосера; себя, влюбленного в Розалинду, он называет пастухом Колином Клаутом. В эклоги вплетается песнь в честь королевы Елизаветы I. Условная форма пастушеского календаря превращается у С. в поэтич. рассказ о природе в разные времена года. В 1580 С. сопровождал лорда Грея, назначенного губернатором Ирландии, в качестве его секретаря, был свидетелем кровавого подавления ирл. восстания. Свою оценку этого события С. дал в кн. "Взгляд на современное положение Ирландии" ("A view of the present state of Ireland", 1596, опубл. 1633). Фактич. материал этой книги использовал Ф. Энгельс в работах по истории Ирландии.
   Аллегория С. служит и целям сатиры. В "Возвращении Колина Клаута" ("Colin Clout's come home again", 1591, опубл. 1595) С. высмеивает придворные вкусы и нравы. Сатирич. басня "Сказка матушки Хабард" ("Mother Hubbard's tale", 1591) разоблачает дворцовые интриги. Лирика С. представлена его гимнами ("Four hymns", 1596), циклом сонетов "Аморетти" (1591--95). В отличие от др. англ. петраркистов (см. Петраркизм), С. обращается не к жестокой даме сердца, но к своей невесте.
   Самое крупное произв. С. -- незаконч. аллегорич. поэма "Королева фей" ("The faerie queene", 1590--96), где моральная аллегория сочетается с гуманистич. устремлениями. С. обращается к сказаниям о короле Артуре и рыцарях Круглого стола (см. Артуровские легенды), заимствует мотивы из "Смерти Артура" Т. Мэлори, развивает традиции антич. эпоса и поэм итал. Возрождения. Аллегория С. выходит за пределы чистой дидактики, охватывает придворную жизнь, политику. Худож. метод С. противоречив. Его фантазия создает волшебный мир, а моральные аллегории приобретают черты живых людей. Поэзия С. по-своему реалистична. Пейзаж "Королевы фей" иногда напоминает природу Ирландии, богатством красок поэма обязана живописи Ренессанса, пышности придворных празднеств и театра (пейдженты, маски). Англ. стихосложение С. обогатил т. н. спенсеровой строфой, близкой к октаве Чосера. Надежды С. на успех "Королевы фей" при дворе не оправдались. Он получил лишь небольшую пенсию и умер в нищете.
   Соч.: The works, v. 1--4, L., 1928--34; Works, v. 1--8, Balt., 1932--47; в рус. пер. -- в кн.: Гербель Н. В., Англ. поэты в биографиях и образцах, СПБ, 1875; Хрестоматия по зап.-европ. лит-ре. Эпоха Возрождения, сост. Б. И. Пуришев, 3 изд., М., 1947.
   Лит.: История англ. лит-ры, т. 1, в. 1, М. -- Л., 1943; Аникст А., История англ. лит-ры, М., 1956; Алексеев М. П. [и др.], История заруб. лит-ры, 2 изд., М., 1959; Nelson W., The poetry of E. Spenser, N. Y. -- L., 1963; Bradner L., E. Spenser and the Faerie Queene, Chi. -- L., 1963; Renwick W. L., E. Spenser..., L., [1964]; Millican Ch. B., Spenser and the table round..., [L.], 1967; Gory H. E., E. Spenser, N. Y., 1965; Atkinson D. F., E. Spenser. A bibliogr. supplement, N. Y., 1967.

М. A. Нерсесова.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 7: "Советская Украина" -- Флиаки. -- 1972. -- Стб. 120--121.
   Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke7/ke7-1201.htm
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru