|
Скачать FB2 |
| |
А. Спасский
История догматических движений в эпоху Вселенских соборов
Введение.
История учения о св. Троице в первые три века христианства.
Апологетическая теология и Ириней.
Монархианския движения конца второго u начала третъяго века.
Тертуллиан и стоицизм. Завершение догматическаго развития на Западе.
Ориген и неоплатонизм. -- Учение Оригена о Боге и Его Логосе-- Сыне, -- Савеллианство. -- Распадение системы Оригена на Востоке и следствия его
ИСТОРИЯ УЧЕНИЯ О СВ. ТРОИЦЕ В IV ВЕКЕ
(Тринитарный вопросъ).
1.
Начальная стадия арианских движений
Римское государство и христианская церковь в начале IV века. -- Характtристичския черты изучаемой эпохи. -- Особенности приходской жнзни в Александрии. -- Личность Ария. -- Начало споров о Божестве Сына Божия и дальнейшее развитие их до вмешательства императора Константина Великаго. -- Учение Ария и св. Афанасия Алексанрийскаго.
Первый вселенекий собор в Никее и его ближайшие результаты
Император Константин н арианские споры. -- Созвание вселенскаго собора в Нвкее. -- Состав собора. -- Частныя собрания и группировва партий. -- Официальныя заседания собора в решение основнаго вопроса. -- Процесс составлевия символа. -- Смыся употребленных в нем терминовъ: όμοούσίος и εκ ονσίας. -- Общий взгляд на орячяны реакция в отношевив в никейскому символу, раздавшейся на Востоке. -- Церковныя областн, оставшияся верными никейскоиу собору. -- Афанасий александрийский: характеристика его личности и заслугн его в истории борьбы заникейский символъ
Антиникейская коалиция в борьбе ея против никейцевъ
Разделение нстории тринитарных движений IV века на два периода. -- Догматическая причина реакции никейскому символу. -- Начальныя проявления ея. -- Возвращение сославных за арианство епископов и Ария; значение этого факта в дальнейшем развитии реакции. -- Борьба против лиц никейскаго образа мыслей и изгнание их с Востока. -- Смерть Константина Великаго и первое возвращение сосланных никейцев. -- Антиохийский собор 341 г.: вторичное изгнание никейцев и догматичския формулы собора. -- Собор в Сардике: его история и результаты. -- Вторичное возвращение на Восток никейских изгнанников. -- Состояние церковных дел на Востоке после сардикийскаго собора. -- Политика Констанция и ея задачи. -- Западные соборы в Арелате и Медиолане. -- Победа над никейцами. -- Сирмийский манифест 357 года и его значение
Новыя догматичекия партии, возникшия из распадения антиникейекой коалиции, и постепенное объединение их под главенством омиевъ
Составные элементы антиникейской коалиции. -- Возрождение строгаго арианства. -- Аэций и Евномий; догматическая система Евномия --Омиусианство; значение основных терминов его: όμοιος κατ' ούσίαν и όμοιουσιος. -- Анкирский соборъ: анализ его постановлений. -- Торжество омиусиан. -- Перемена политики Констанция в причины ея. -- План вселенскаго собора и попытки осуществить его. -- Придворныя совещания 359 г. и датированная вера. -- История соборов в Аримине и Селевкии. -- Colloquium при дворе Констанция 360 г. -- Омийская партия: характеристика ея и окончательное торжество на константинопольском соборе 361 года.
Догматическия движения в царствование Юлиана и Иовиана
Характеристика второго периода тринитарных споров. -- Значение царствования Юлиана. -- Опыт унии между омиямн и аномэями, -- Историческия свидетельства о постепенном сближении омиусиан с никейцами: памятная записка Василия и Георгия; сочинения о соборах Илария и Афанасия, -- Александрийский собор 362 года; его история и значение. -- Антиохийская схизма. -- События царствования Иовиана.
Состояние догматических партий в правление Валентиниана и Валента
Религиозная толерантность Валентиниана и, как прямое следствие ея, возстановление господства никейцев на Западе. -- Гегемония омиевъ; ея причины и характер. -- Собор омиусиав в Лампсаке, посольство к папе Ливерию и собор в Тиане. -- Распадение омиусианской и омийской партии и поворот в сторону никейскаго свмвола.
Каппадокийцы и их теология
Характеристика и биография Василия Великаго. -- Образование новоникейской партии под главенством Василия. -- Учение Кападокийцев о Боге едином по существу и трех Ипостасях Его. -- История сношений Василия с Западом.
Васил. Великий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 глава о Духе.
Завершительные результаты тринитарных споров в царствование Феодосия Великаго
Личность и религиозная политика Феодосия. -- Состояние восточных церквей к началу правления Феодосия. -- Константинопольский собор 381 года и внутренняя история его. -- Хорто-Гарнаковская теория происхождения константинопольскаго символа и последовательный разбор ея. -- Положительныя свидетельства в пользу привадлежности константинопольскаго символа собору 381 года. -- Собор в Риме 381 г. и Константинополе 382 г. -- Окончательное определение религиозной политики Феодосия и характер борьбы его с ересями. -- Общий итог всего изследования.
--------------------------------------------------------------------
|