Сорель Альбер
Европа и французская революция. А. Сореля. Том первый и второй

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Европа и французская революція. А. Сореля. Томъ первый и второй. Спб. Издан. Пантелѣева. Цѣна за 2 тома и р. Мы имѣли уже случай говорить о сочиненіи Сореля, четвертый томъ котораго недавно вышелъ на французскомъ языкѣ. Проф. Карѣевъ въ предисловіи къ русскому переводу говоритъ, что сочиненіе Сореля принадлежитъ къ числу наиболѣе крупныхъ и выдающихся по своимъ достоинствамъ изслѣдованій, посвященныхъ исторіи французской революціи. На многія достоинства этого почтеннаго труда Русская Мысль своевременно указывала.
   Сорель говоритъ, что война между Европой и французскою революціей, окончившаяся при Ватерлоо, имѣла результатомъ для Франціи сохраненіе существенныхъ пріобрѣтеній революцій: новаго гражданскаго кодекса и представительнаго образа правленія. Историкъ желаетъ отмѣтить послѣдовательность событій въ концѣ XVIII и въ началѣ XIX вѣка какъ во Франціи, такъ и во всей остальной Европѣ. Политическіе нравы и традиціи стараго режима подготовили то движеніе, которое многимъ и въ настоящее время считается какимъ-то неожиданнымъ ураганомъ.
   Сорель разсматриваетъ господствовавшее въ Европѣ до революціи понятіе о королевской власти. Съ одной стороны, церковь признавала божественное происхожденіе этой власти, съ другой -- всѣми признавалось, что "время, случай, обычай, давность, сила составляютъ всѣ права". " Идея приписать какому бы то ни было государственному устройству абсолютное превосходство надъ другими, -- полагаетъ Сорель, -- возможность идеальной конституціи, которая была бы примѣнима ко всякой странѣ, и въ особенности идея сдѣлать изъ нея предметы пропаганды -- не приходило на умъ государственнымъ дѣятелямъ. Слова республика и демократіи не связывались съ идеей переворота". Это утвержденіе Сореля не относится къ Англіи XVII вѣка, гдѣ тогда выставлялись принципы наилучшаго государственнаго устройства и велась борьба за нихъ.
   Сорель яркими чертами рисуетъ безнравственность, хищничество и жестокость, которыми характеризовалась политика европейскихъ правительствъ въ XVIII столѣтіи. Эти монархическія правительства, руководясь соображеніями грубой непосредственной выгоды, разжигали народныя страсти противъ королей враждовавшихъ съ ними государствъ или вступали въ союзъ съ республиками, чтобы поживиться на счетъ слабѣйшей монархіи. "Миръ при такихъ условіяхъ,-- пишетъ французскій историкъ, -- шатокъ и полонъ лжи, война -- ужасна". На всемъ континентѣ одни и тѣ же плохіе порядки вызываютъ одни и тѣ же бѣдствія. Правительства начинаютъ чувствовать зло, въ обществѣ пробуждается стремленіе къ реформамъ, мыслители выступаютъ съ разными проектами этихъ реформъ. Очагомъ освободительнаго движенія во второй половинѣ XVIII вѣка является Франція. Характеристикѣ французскаго духа и изображенію политическихъ традицій Франціи и Европы отведенъ первый томъ сочиненія Сореля. Второй томъ занятъ разсказомъ о паденіи монархіи (1792 г.). Онъ кончается картиною общаго положенія Франціи и Европы. Третій и четвертый томы, вышедшіе уже по-французски, будутъ дополнены еще двумя, при чемъ авторъ доведетъ свой трудъ до 1816 года. Несомнѣнно, что въ ряду сочиненій о французской революціи и ея всемірно-историческомъ значеніи обширный трудъ Сореля займетъ очень почетное мѣсто.

"Русская Мысль", кн.VIII, 1892

  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru