<Л. П. Вельский и Л. М. Лопатин о Вл. С. Соловьеве как лекторе Московского университета>
Серия "Русский путь"
Вл. Соловьев: Pro et contra
Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Т. I
Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 2000
Леонид Петрович Вельский (ум. 1916), приват-доцент Московского университета, известный в Москве педагог (Высшие женские курсы, частная гимназия Креймана, Поливанова, женская гимназия Арсеньевой, Александровский институт), переводчик "Калевалы", был студентом университета одновременно с Л. М. Лопатиным (окончил историко-филологический факультет и был оставлен при университете в 1878 г.). Слушал Соловьева, когда тот был доцентом Московского университета1; на вопрос о том, какое впечатление производил Соловьев на слушателей, ответил, что популярностью Соловьев не пользовался и лекциями его не дорожили; читал он очень трудным и тяжелым языком, чувствовалось его увлечение терминологией Гегеля; для студентов его чтения были малопонятны. Нельзя думать, чтобы эти воспоминания Л. П. [Вельского] были навеяны или подсказаны тем, что Вельский невысоко ставил Соловьева; наоборот, когда я был гимназистом старших классов Поливановской гимназии и увлекался русскими писателями, близкими в своем творчестве к философии (Гоголь в последний период его творчества, Достоевский, Мережковский {Мережковского, впрочем, Вельский не любил.}, то нашел в своем учителе горячее покровительство своим вкусам -- запомнилось мне утверждение Вельского, что Достоевский и Соловьев -- самые выдающиеся русские люди, корифеи русской мысли. Так что о лекторских достоинствах Соловьева Л. П. [Вельский] судил, по-видимому, объективно. Тем не менее Л. М. Лопатин не вполне согласен с его характеристикой чтений Соловьева; по впечатлению Л. М. [Лопатина], студенты относились к Соловьеву с вниманием и уважением. Но читал он, действительно, тяжело, и лекции его по содержанию могли представляться "дремучими"; слог был трудный. Трудность слушания Соловьева усугублялась тем, что Соловьев не готовился к лекциям и чтения его были импровизациями. Слушал Л. М. Лопатин курс Соловьева одновременно с Вельским; Лопатин хорошо помнит и аудиторию, где читал Соловьев. По содержанию этот курс близок к "Философским началам цельного знания". Назывался курс Соловьева логикой. Л. М. [Лопатину] помнится, что это было в 1876 году. Соловьев читал и другие курсы -- по истории философии2, но Лопатин посещал систематически только чтения по логике.
ПРИМЕЧАНИЯ
Печатается по: Лукьянов С. М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии. М., 1990. Кн. III. Вып. 2. Примеч. 1922. С. 204. Заметка была получена С. М. Лукьяновым от П. С. Попова из Москвы в феврале 1920 г.
Попов П. С (1843--?) -- синолог.
1...был доцентом Московского университета... -- В выписке из протоколов историко-филологического факультета Московского университета от 5 мая 1876 г. значится: "Читано было заявление состоящего в заграничной командировке доцента философии Вл. С. Соловьева, коим просит о назначении ему, по усмотрению факультета, времени преподавания логики (диалектики) и истории греческой философии в будущем 1876/77 учебном году, прилагая и программы предполагаемых им к прочтению курсов" (Лукьянов СМ. Указ. соч. С. 36).
2...и другие курсы -- по истории философии... -- "Соловьев читал лекции: по логике 1 час III курсу (среда, 11--12 ч) и по истории философии 2 часа IV курсу (понедельник, 10--11 ч, и пятница, 10--11 ч)" (Лукьянов С. М. Указ. соч. С. 36).