Мормонство, Мормоны, или, как они сами себя называют, святые последних дней (Latter-Day-Saints) -- американская секта полуязыческого характера, основанная Джозефом Смитом ок. 1830 г. и вновь организованная Брайамом Йонгом (Brigham Young) ок. 1848 г. Бывший проповедник одной из протестантских сект, Саломон Сполдинг, написал около 1812 г. фантастический роман под названием "Найденная рукопись" (The manuscript found), в котором рассказывалась вымышленная история двух еврейских колоний, будто бы основанных в Америке в древнейшие времена и оставивших вырожденное потомство в виде краснокожих племен. Роман, не напечатанный, был хорошо известен родным и знакомым автора; после его смерти один список попал в руки баптистского проповедника Сиднея Ригдона в штате Огайо, который в это время (конец 20-х гг.) был близок к временно проживавшему в его соседстве молодому человеку, необразованному, сыну ремесленника, Джозефу Смиту (род. ок. 1800 г., в шт. Вермонт), известному своею дурною жизнью и многими мошенническими проделками. Вскоре после ознакомления Ригдона с романом Сполдинга Смит, давно уже выдававший себя за колдуна и открывателя кладов, объявил, что он имел откровение свыше, будто в одной пещере горы Кюмора (штат Нью-Йорк) хранится древняя священная летопись американских израильтян, написанная одним из их вождей, Мормоном. Отправившись в указанное место, он по возвращении уверял, что после многих препятствий и жестокой борьбы с дьяволом высшие существа вручили ему книгу, состоящую из золотых пластинок, исчерченных неведомыми письменами на особом новоегипетском языке. При книге находился оптический инструмент, в котором он признал Урим и Туммим (прорицательный снаряд древних еврейских первосвященников). Читая золотую книгу с помощью этого снаряда, он понимал ее смысл, и мог, сидя за занавеской, диктовать англ. ее перевод. Этот перевод был издан в Пальмире (штат Нью-Йорк) в 1830 г. Многие лица, знакомые с романом умершего Сполдинга, стали заявлять, что "Книга Мормона" есть не что иное, как воспроизведение этого романа. Так как Сидней Ригдон, несомненно имевший список романа, оказался не только другом, но и горячим приверженцем Смита, то дело объяснялось просто. Впрочем, лица, утверждавшие плагиат, не успели предъявить подлинной рукописи Сполдинга, которая была искусно выкрадена у наследников автора и истреблена мормонами. С другой стороны, Золотая книга, открытая Смитом, оставалась невидимою, и хотя несколько человек заявляли в общих выражениях, что видели ее, но эти лица, в качестве воров-рецидивистов и фальшивых монетчиков, не могли быть признаны достоверными свидетелями. Впоследствии золотой подлинник мормонской библии был совсем скрыт ангелами, оставаясь предметом религиозной веры для приверженцев Смита. Преступные антецеденты "пророка", в которых он потом сам каялся, делают обман более чем вероятным. Тем не менее сотни, а скоро и тысячи людей уверовали в Смита, как в посланника Божия, призванного собрать новый американский Израиль и приготовить его к тысячелетнему царству, имеющему скоро открыться именно в Америке. Произошло движение по образцу обычных в этой стране revivals. Толпы народа приходили в религиозное возбуждение, слушая исступленных мужчин и женщин, произносивших дикие прорицания, кривлявшихся и вопивших на неведомых языках. Это движение скоро приняло такие безобразные формы, что сам Смит решил ограничить энтузиазм своих последователей. Он объявил, что ему являлся Иоанн Креститель, велел принять крещение через погружение и рукоположил в священники по чину Ааронову, а потом и по чину Мельхиседекову, с полномочием сообщать оба звания и другим достойным лицам. С помощью учрежденной таким образом иерархии (впоследствии значительно осложнившейся) Смит ввел порядок и дисциплину в свою секту. Большинство его последователей сосредоточились в местечке Индепенденс, в шт. Миссури, сам же он с немногими оставался в мст. Кёртланд (штат Огайо), где занялся банковыми предприятиями, но, обанкротившись, бежал в Индепенденс. Здесь, между тем, окрестное население было враждебно возбуждено высокомерием мормонов, признававших себя единственными святыми, а во всех прочих исповеданиях и сектах видевших только пагубные заблуждения; кроме этого, мормонов обвиняли и в преступлениях против общего права и после многих насилий заставили их выселиться из штата Миссури (1838). Поселившись в штате Иллинойс, они превратили ничтожное местечко Коммерс в цветущий город, названный ими Нову (Nauvoo), с обширным и оригинальным по архитектуре храмом. Население штата отнеслось к ним сначала благосклонно, а с правительством они заключили договор, предоставлявший им значительную автономию. Через пять лет в Нову считалось около 40000 жит.; многочисленные миссионеры были посланы в Европу и Австралию, и Смит выступил кандидатом (хотя и безнадежным) в президенты Соединенных Штатов. Скоро началась реакция, особенно когда обнаружилось стремление М. ввести у себя многоженство как религиозный закон. В 1843 г. было секретно сообщено ближайшим друзьям Смита полученное им свыше откровение, разрешавшее "святым", по примеру ветхозаветных патриархов и царей, иметь по нескольку жен. Хотя дозволялось брать жен только между девицами и вдовами, но фактически Смит и его избранные ученики покушались также на честь замужних женщин. Несколько обиженных мужей восстали против такого злоупотребления и стали издавать обличительный листок. Смит с толпой приверженцев разрушил и сжег типографию этой газеты. Потерпевшие обратились к судебной власти графства. После неудачной попытки бегства Джозеф Смит и его брат, "патриарх" Гирем, были арестованы в мст. Картэдж. Возбужденная против мормонов народная толпа окружила тюрьму, и оба брата были застрелены (27 июня 1844 г.). Деморализованные М., несмотря на свою многочисленность, не решились сопротивляться движению и заключили с правительством штата договор, обязывавший их в определенный срок покинуть штат, продав свои имущества. Часть их немедленно двинулась на дальний запад, разведать места для нового Сиона; оставшиеся усиленно занялись достройкою храма, который и был торжественно освящен (1845). Новые столкновения с окрестным населением вызвали поход милиции против города; после слабого сопротивления М. положили оружие и окончательно покинули Нову (1846) под предводительством Брайама Йонга, который вскоре после смерти Смита был признан, как его преемник, в качестве Провидца (Seer) и устранил своего единственного соперника, Сиднея Ригдона, отлученного с немногими приверженцами от мормонской церкви. Сын Джозефа Смита, того же имени, остался во внутренних штатах, где около него образовалась партия "джозефитов", скоро объявивших себя против полигамии. В 1847 г. Йонг с небольшим передовым отрядом достиг пустынной тогда долины Соленого оз., в индейской территории Юта (Utah), которая и была избрана местом поселения. В 1848 г. сюда прибыла после трудного странствования по прериям и главная масса М., и был основан Новый Иерусалим, или Дезерет (что на мнимом новоегипетском яз. значит будто бы "медовая пчела" -- принятый мормонами герб), в просторечии город Соленого оз. (Salt Lake City). В 33-летнее управление Брайама Йонга (1844--77) секта росла и процветала; природные условия обширной территории были довольно благоприятны, а М., одушевленные верою в свое призвание, крепко сплоченные и дисциплинированные, оказались усердными и умелыми работниками, скоро превратившими пустыню в область высшей культуры; в то же время, приняв деятельное участие в открытии и разработке рудников соседней Калифорнии, они успели воздержаться от нездоровых спекуляций. В настоящее время в городе более 100000 жит., а общее число М. доходит до Ґ милл. Широко организованное миссионерство привлекало десятки тысяч обращенных из Великобритании (особенно из Валлиса); некоторый успех мормонская проповедь имела также в скандинавских странах. Часть обращенных оставалась на местах, но большинство стремилось к Соленому оз., где "святые последних дней" устроили автономную теократию, лишь слабо связанную с правительством Соед. Штатов. Обособленному существованию М. был нанесен сильный удар постройкою Тихоокеанской жел. дор. С 1870 г. начинаются серьезные попытки центрального правительства уничтожить главную бытовую основу М. -- полигамию. При жизни Йонга эти попытки не имели успеха, но при его преемнике Джоне Тэлоре (1877--87) был издан конгрессом закон, запрещающий многоженство (Edmunds Bill, 1882 г.), а когда он оказался недостаточно действительным, то новым законодательным актом карательные меры были значительно усилены (1887). Преемник Тэлора, Вильфред Вудрёф (Woodruff), открыто подчинился закону. Около 2000 фанатических многоженцев переселились в Мексику; большинство оставшихся смотрят на свое подчинение как на невольное отступничество и приняли для себя название "новых язычников"; секретно вожди мормонства продолжают держаться полигамии. Составляет ли происшедшая перемена начало разложения и исчезновения секты или же только ее преобразование -- остается пока открытым вопросом. Учение М., основания которому положены в писаниях, оставленных первым "пророком" (кроме "Книги Мормона", сюда принадлежат "Книга учения и заветов" -- Book of doctrine and covenants -- и периодический сборник речей и откровений -- Millenial Star), развилось на Соленом оз. в обширную систему, эклектическую в частностях, но в главных пунктах весьма определенную и в данной связи оригинальную. Учители мормонской церкви (из них самый образованный -- Орсон Пратт) настаивают прежде всего на том, что действительное существование принадлежит исключительно материи, состоящей из вечных атомов; "нематериальное" значит не существующее, "чистый дух" есть чистое ничто; христиане, поклоняющиеся Богу, как духу, суть атеисты-идолопоклонники. Материя имеет различные состояния; то, что называется духовным и божественным, есть, насколько оно действительно, особое состояние утонченной материи или эфира. Богов много; они хотя бессмертны, но не существуют от века: вечна одна материя. Процессом сложного взаимодействия атомных сил (объяснение которого в мормонских книгах крайне запутано) явилось во времени верховное божество, андрогин, пребывающий в центре мира на светиле Колоб. Это божество последовательно породило всех прочих богов и богинь, управляющих солнцами и планетами. Тот бог, которому поклоняются мормоны, не есть верховное божество, а специальный бог планеты земли. Он -- существо материальное, телесный организм, существующий в пространстве и времени и не могущий быть зараз в двух местах и в двух моментах. Он подвержен всем физическим потребностям и душевным страстям: все антропоморфизмы и антропопатизмы Библии [Наряду со своими особыми священными книгами мормоны принимают и общую еврейско-христианскую Библию, уверяя только, что в некоторых местах текст ее искажен] М. понимают буквально. Хотя в кратких символах веры М. употребляют христианскую формулу Троицы, но в вероучительных книгах разъясняется, что действительно существуют в боге земли два божественных лица -- отец и сын, а третье есть лишь безличная энергия, исходящая из обоих, поскольку они согласны между собою. У бога земли от сочетания его с богинею планеты Венеры, или Денницы, был еще другой сын, Люцифер, но он потерял свое божеское достоинство и стал злым духом. Когда бог-отец решил населить свою планету, землю, людьми и предвидел все их будущие грехи и неправды, он стал советоваться со своими двумя сыновьями. Люцифер сказал: "воздай мне честь, пошли меня, чтобы научить и исправить людей, чтобы ни одна душа не пропала", а Христос сказал отцу: "да будет воля твоя, и тебе слава во веки". Бог поручил дело спасения Христу, что вызвало восстание со стороны завистливого Люцифера, увлекшего за собою третью часть всех богов и богинь. Родоначальником человеческого рода был бог Михаил, названный в своем воплощении Адамом. Дальнейшая священная история Ветхого и Нового Завета принимается мормонами без существенных изменений, а будущие судьбы мира излагаются с дополнениями, вытекающими из особой роли М. и Америки, не предусмотренной автором христианского апокалипсиса. Важное значение в доктрине М. имеет теория ангелов и духов, которых не следует смешивать с богами. Духи -- это предсуществующие люди, имеющие воплотиться на земле и через то получить полноту бытия, а ангелы -- это души таких умерших людей, которые хотя имели правую веру и вели добрую жизнь, но не исполнили главного назначения человека: иметь жен и детей, чтобы содействовать воплощению возможно большего числа духов, будущих богов. Одинокие люди не воскреснут в настоящих материальных телах, а останутся эфирными ангелами, и хотя войдут в будущее царство Божие, но лишь в качестве домашней прислуги при святых -- что понимается М. в самом реальном смысле. Этика М. очень проста: единственная добродетель, делающая ненужными все остальные, есть безусловная вера и послушание священному начальству, т. е. в последней инстанции -- пророку или провидцу, получающему непосредственные откровения свыше. Единственный важный грех -- недоверие и ослушание пророку. М. признают четыре главные священнодействия, или таинства: крещение (лишь по достижении 8-летнего возраста и чрез полное погружение), рукоположение во священные должности, брак и причащение (хлебом и водою). Замечательно у М. заместительное крещение для мертвых, основанное на известном тексте ап. Павла. М., у которых близкие им и дорогие лица умерли "язычниками", т. е. вне секты, после собственного крещения крестятся еще во имя таких лиц (за каждого в отдельности) и тем доставляют им возможность участия во всех благах, обещанных верным. Брак, или запечатление (sealing), у М. двоякий: или для земной жизни только, или же небесный, не упраздняемый смертью. Женщины могут, сверх своих мужей, сочетаться с умершими мужчинами через заместительство: заместителями (со всеми реальными правами) являются или главные начальники секты, или лица, ими назначенные, так что полигамия принимает форму полиандрии (многомужества). Независимо от правильного богослужения секта настаивает на обладании особыми дарами Св. Духа, или харизмами, какие были в христианской церкви во времена апостольские (в особенности дар прорицания, речи на неведомых языках, дар изгнания бесов и исцеления болезней возложением рук). Не доказано взводимое на М. обвинение в человеческих жертвоприношениях или кровавых искуплениях (bloody atonement) в их главном храме; это обвинение опирается, однако, на тот не объясненный самими М. факт, что вход в этот храм строго возбраняется не только лицам, не принадлежащим к секте, но и большинству М. и даже членам иерархии, за исключением самых высших и ближайших к пророку. Общественный строй М. -- деспотическая теократия. Пророк или провидец, как получающий непосредственно откровение от божества, имеет власть безусловно неограниченную. Верховный совет трех (один из членов имеет почетный титул патриарха) помогает ему в обсуждении дел, но нисколько не связывает его решений. Орудием пророка в управлении и распространении секты служат коллегии: 12 апостолов, или "странствующий верховный совет", и 70 учеников или миссионеров; число последних может по мере надобности умножаться, но лишь в виде групп по 70 человек каждая. Помимо этих специальных органов управления, все священство разделяется на два чина: высший, или внутренний -- Мельхиседеков (с двумя степенями: первосвященники и старейшины), и низший, или внешний -- Ааронов (с тремя степенями: священники, учители и диаконы). Судебные функции исполняются епископами, назначаемыми из числа первосвященников чина Мельхиседекова. Для исполнения тайных смертных приговоров существует еще со времени Смита отряд так называемых данитов, или ангелов-мстителей (avenger angels). -- Хозяйство поддерживается сбором десятины со всех, а также экстраординарными повинностями, денежными и натуральными, по назначению пророка, который по соглашению с центральным правительством Соед. Шт. есть вместе с тем и губернатор территории Юта. Несмотря на материальное благосостояние и внешнюю культурность, быт секты, основанный на безграничном деспотизме и на полигамии, не отличается существенно от быта варварских наций; люди, близко изучавшие М. на Соленом озере, единогласно свидетельствуют о нравственном одичании этого общества, где народ держится в страхе тайными убийствами, а запертые в гаремах, как уверяют, женщины -- телесными наказаниями. Главною причиной усиления и разрастания М. было неправильное отношение к секте со стороны народа и правительства Соед. Шт. Вместо точного исследования и энергичного преследования действительных преступлений, совершаемых вождями М., сначала вся секта подвергалась огульным и произвольным насилиям, от которых страдало множество невинных людей, а затем, после долгого невмешательства, были изданы законы, несогласные с федеральной конституцией и противные не только американским, но и европейским понятиям о свободе, так как ни в Англии, ни во Франции, ни в России правительство никогда не решалось запрещать многоженство своим мусульманским и языческим подданным. Между тем, мормонская полигамия, не имея твердой религиозно-традиционной и национально-исторической основы, держится только своею связью с тою системою преступных насилий и обманов, которая господствует в секте и которая могла бы быть справедливо и успешно подорвана на почве общеуголовных законов. -- Ненормальное положение М. в Соед. Шт. достаточно характеризуется известным избиением эмигрантов. В 1857 г. большой караван в несколько сот переселенцев из Арканзаса в Калифорнию, с женщинами и детьми, проходя через территорию Юта, не согласился остаться на Соленом озере. Посланный Брайамом Йонгом майор Ли с хорошо вооруженным отрядом территориальной милиции напал на эмигрантов и отрезал их от воды. После четырехдневных напрасных попыток прорваться эмигранты вступили в переговоры. Ли потребовал, чтобы они положили оружие, обещая свободный пропуск; когда же они исполнили требование, он велел своим людям перестрелять безоружных, при чем оказалось убитых 120 человек, между ними женщины и дети, не считая погибших прежде. Выданный по требованию вашингтонского правительства, майор Ли был поспешно судим и казнен, хотя всем было известно, что он был только слепым исполнителем приказании мормонского владыки, которого не тронули. Через 2 года американский генерал Карльтон похоронил скелеты погибших и поставил каменный памятник с неприятной для мормонов надписью. Брайам Йонг велел этот памятник разрушить, ясно свидетельствуя этим о своей виновности. Ср. Kane, "The Mormons" (Филадельфия, 1850); Moritz Busch, "Gesch. der M." (Лпц., 1870); Schlagintweit, "Die M." (Лпц., 1878); Schmucker, "Hist. of the Mormons" (Нью-Йорк, 1881); Kennedy, "Early days of Mormons" (Лонд., 1888); Mrs. Dickmson, "New Light on Mormonism" (Нью-Йорк, 1885; мало известное в Европе соч., написанное внучкою Саломона Сполдинга, настоящего автора мормонской Библии; содержит много интересных сведений и документов).
Вл. С.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XIXa (1896): Михаила орден -- Московский Телеграф, с. 863--867.