Соловьев Владимир Сергеевич
Мандеи
Lib.ru/Классика:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
]
Оставить комментарий
Соловьев Владимир Сергеевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1896
Обновлено: 29/04/2023. 3k.
Статистика.
Статья
:
Философия
,
Религия
,
Справочная
Словарные статьи
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Мандеи
-- сохранившийся доныне остаток религиозно-гностической секты
сабиев,
или крестильников, известных также под названием
субба
и "христиан св. Иоанна". Живут в Месопотамии, на нижнем Евфрате и Каруне, числом около 20000 душ; имеют своих духовных лиц, называемых
тармидами
(учители), и священные книги древнего происхождения (вероятно, I или II в., но нынешняя редакция принадлежит уже послемусульманской эпохе), на особом сирийском наречии, названном
мандейским
яз. Главные из этих писаний:
сидра-рабба
(большая книга) или
гинза
(сокровище);
сидра-ди
-
яхья
(книга Иоанна);
коласта
(свод молитв и гимнов). Учение общегностического типа, содержащееся в этих книгах, темно и запутанно; в нем заметно смешение халдейского язычества с библейскими представлениями. Божество является дифференцированным в длинном ряде светлых сил, или эонов, частью метафизического, частью мифологического характера, каковы: великий ум (мана-рабба), жизнь, тихое веяние, солнечный бог Сам-Семир, небесный (грозовой) бог Юша-мин, живущий при хранилищах вод и великих источниках света, далее, небесный Иордан, целитель душ, затем, знание жизни (манда-ди-хайя), вероятно, соответствующее Софии других гностиков, представляемое иногда в виде всеобъемлющего дерева, совмещающего в себе значение обоих райских дерев в библии: древа жизни и древа познания добра и зла. Начальные зоны называются также первая жизнь, вторая жизнь, третья жизнь. Человеческие души суть эманации первой жизни, плененные тьмой материального бытия. Для избавления их небесные эоны вселяются в избранников, каковы в особенности Сиф (Ситиль) и Иоанн Креститель (Яхья), установивший религиозные омовения и погружения, как символ очищения душ в небесном Иордане. Условие этого очищения для посвященных -- воздержание от мяса, вина и половых сношений. Практический путь спасения для обыкновенных М. состоит в преданности своей секте, отделяющей их от нечистого мира, и в послушании тармидам, знающим тайну, но тщательно скрывающим ее от непосвященных. Кроме крещения, существует еще другое таинство, приравниваемое к евхаристии. В священных книгах М. многие места проникнуты крайней враждой к Христу и христианству.
Ср. Siouffi, "Etudes sur la religion des Soubbas"; Brandt, "Mandäische Religion" (1889); его же, "Mandäische Schriften" (1893).
Место М. в религиозной истории и их отношение к другим сектам крестильников представляет еще спорные вопросы. См.
Сабии
.
Вл. С.
Источник текста:
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,
том
XVIIIa (1896): Малолетство -- Мейшагола, с. 532
.
Оставить комментарий
Соловьев Владимир Сергеевич
(
yes@lib.ru
)
Год: 1896
Обновлено: 29/04/2023. 3k.
Статистика.
Статья
:
Философия
,
Религия
,
Справочная
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Связаться с программистом сайта
.