Жизнь, в философском смысле -- такой способ существования, в котором множественность частей и различие форм данного целого связываются целесообразно известным единством, находящимся в самом этом целом, а не полагаемым извне. Целесообразная связь и движение частей еще не составляют Ж. (например, часовой механизм); также недостаточно для нее и самого устойчивого единства или целости (например, мумия). Сущность Ж. требует непременно, чтобы и единство частей, и целесообразность движений имели внутреннее основание в самом живущем, так что внешние воздействия могут только возбуждать Ж. или способствовать ее проявлению, но не создавать ее. Об отношении Ж. к психическому субъекту или душе -- см. Психология. Можно ли приписывать Ж. в собственном смысле таким собирательным целым, как народ, человечество, земля, вселенная -- см. Мир, Мировая душа.
Вл. С.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XIa (1894): Евреиновы -- Жилон, с. 948.