Индифферентизм -- постоянное равнодушие или безразличие в отношении к чему-нибудь. Принципиальное значение имеет И. в области высших вопросов жизни и знания -- И. религиозный и философский. Противоположная И. крайность есть фанатизм, коего не чужда и философия (αυτός έφα -- сам сказал -- пифагорейцев, jurare in verba magistri). Обе крайности обусловлены психологически различием темпераментов, но помимо этого И. всегда искал себе теоретического оправдания, переходя таким образом в скептицизм (см.). Кроме скептических соображений философского характера, И. находит себе общедоступную опору в фактическом существовании множества отрицающих друг друга систем и учений. Для ума, вышедшего из состояния непосредственной уверенности, но не имеющего возможности или охоты к самостоятельному исследованию высших начал, И. представляется самым естественным исходом. Не следует, однако, думать, что эта точка зрения непременно совпадает с широким отношением к чужим убеждениям и верованиям, т. е. с веротерпимостью. Признавая все учения теоретически ложными или по крайней мере недостоверными, можно некоторые из них считать практически вредными и беспощадно преследовать (как преследовались, напр., христиане неверующими римскими чиновниками или китайскими мандаринами). Таким образом, веротерпимость, несовместимая с темным фанатизмом, не всегда совмещается и с его противоположностью -- полупросвещенным И.; она может быть действительно обеспечена лишь во имя безусловного начала справедливости, при вере в превосходство нравственной силы над физической.
Вл. Соловьев.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XIII (1894): Имидоэфиры -- Историческая школа, с. 81./i>