Действие -- логически противополагается страдательному состоянию (ποιεῖν и πάσχειν в категориях Аристотеля), также безразличному состоянию (как движение -- покою). Психологически понятие Д. основано на сознании внутреннего усилия, успешно направленного к известной цели. Те изменения, как в нашем собственном теле, так и во внешнем мире, которые обусловлены таким усилием, мы признаем своими Д. Аналогически обобщая это понятие (посредствующим звеном служат движения других живых существ), мы во всех наблюдаемых изменениях видим Д. сил, подобных нашей сознательной воле. Спор об основательности такого взгляда имеет весьма важное значение для гносеологии и метафизики; см. Сила, Причинность. О Д. в смысле полноты бытия или внутреннего самоопределения (Аристотелева Ένέργεια, actus, actus puras схоластиков) см. Энергия.
Вл. С.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XI (1893): Домиции -- Евреинова, с. 328.