Соловьев Владимир Сергеевич
Вундт, Вильгельм-Макс

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Вундт (Вильгельм-Макс Wundt) -- знаменитый немецкий психолог и физиолог, один из основателей экспериментальной психологии (называемой также психофизикой и физиологической психологией); родился в 1832 году в Баденском великом герцогстве, изучал медицину в Тюбингене, Берлине и Гейдельберге, где и выступил приват-доцентом физиологии, а в 1864 г. сделался профессором. Затем он перешел в Цюрих, откуда был приглашен в Лейпциг для занятия кафедры философии. Психофизика, которой посвящены важнейшие ученые работы В., имеет своей задачей определить, точнейшим образом, путем экспериментов, соотношение между изменением элементарных психических состояний и соответствующим изменением физиологических раздражений. Постоянство и правильность этого соотношения, при невозможности вывести физическое бытие из психического, или наоборот, навели В. на философский взгляд (высказанный им еще в раннем его сочинении о душе человека и животных), что психические и физические процессы суть две стороны одного и того же действительного бытия, которое изнутри является как душа, а извне как тело. Это в сущности есть взгляд Спинозы, который в основном духовном бытии -- мышлении, и в основном телесном -- протяжении, видел лишь два параллельных атрибута одной и той же субстанции. К сожалению, В. не остановился на развитии этого взгляда, а присоединил к нему в дальнейших своих философских трудах и другие разнородные точки зрения. В его капитальном философском сочинении "System der Philosophie" мы находим следующие основные мысли: 1) упомянутый взгляд Спинозы; элементарным данным истинного познания В. признает представление, которое есть вместе с тем и предмет представления (Vorstellungsobject), т. е. такой модус действительного бытия, в котором атрибут мышления неразрывно связан с атрибутом протяжения; 2) спинозист В. оказывается вместе с тем кантианцем. Нашему познанию ничто не доступно, кроме наших собственных субъективных состояний; существование внешнего мира есть лишь заключение ума, а не что-нибудь данное. По кантовски строится Вундтом и вся трехчастная или трехстепенная система познания: сначала чувственное или восприятельное познание (Wahrnehmungserkenntniss), в котором В., по следам Канта, различает материальное содержание, данное в ощущениях, и форму, представляемую пространством и временем; этой низшей ступенью познания ограничивается практическая жизнь; вторая средняя ступень -- рассудочное познание (Verstandeserkenntniss), свойственное отдельным наукам, которые обрабатывают материал восприятий, следуя двум основным законам мышления: расчленяя данные комплексы явлений на отдельные части и определяя зависимость этих частей друг от друга; наконец, на третьей и высшей ступени -- в разумном познании (Vernunfterkenntniss), наше мышление переходит за пределы всякого опыта, пытаясь завершить его в двух направлениях -- абсолютной целости (Totalität) и абсолютной (элементарной) единичности; отсюда происходят космологические, онтологические и психические идеи, которые В. частью признает как гипотезы, долженствующие всегда остаться гипотезами (абсолютное всеобъемлющее существо), частью же осуждает, как пустые фикции (душа в смысле субстанции). 3) Этот ультракантианский элемент в миросозерцании В. переходит иногда в позитивистский эмпиризм: философия признается лишь как общий свод отдельных научных знаний, согласованных между собой (освобожденных от противоречий): забывая допущенное им различие между формой и материей познания, В. объявляет, что нельзя ничего знать, кроме того, что дано в реальном опыте. 4) В заключение ко всему этому присоединяется в системе В. весьма заметный гегельянский элемент: отрицается идея субстанции, пребывающего субъекта, признаются только процессы; действительным бытием в конце концов оказывается только духовная деятельность, частью индивидуальная, частью коллективная, создающая духовные продукты безотносительной ценности, каковы: наука, искусство, религия, в особенности же государство. Указанные разнородные элементы не сведены в системе В. к внутреннему единству; никакой центральной мысли мы здесь не находим. Выгодное впечатление производит только высокий этический дух, веющий над всеми рассуждениями автора: бескорыстное служение общим духовным целям человечества составляет для В. единственное истинное благо. Значение В., как философа, весьма относительно: в ряду современных (довольно многочисленных) авторов философских систем В. бесспорно занимает одно из первых мест. Заслуживает внимания последний труд В. -- большая, весьма обстоятельная и (сравнительно) хорошо написанная статья о гипнотизме и внушении, в издаваемом им сборнике философских этюдов. Признавая факты гипнотического внушения, автор старается освободить их от всяких мнимых, как ему кажется, мистических объяснений, от всякой связи с так называемым оккультизмом, к которому он относится безусловно отрицательно; в заключение он предостерегает от практических занятий гипнотизмом, как физически и психически вредных, и советует предоставить эти опыты исключительно врачам-специалистам, для терапевтических целей.
   
   Сочинения Вундта: "Beiträge zur Theorie der Sinneswahrnehmungen" (Лейпциг, 1862); "Vorlesungen über die Menschen-- und Thierseele" (Лейпциг, 1863; русский перевод Е. Кемница, СПб., 1865); "Lehrbuch d. Physiologie d. Menschen" (1865; 4 изд., 1878); "Die physikalischen Axiome und ihre Beziehung zum Causalprincip" (Эрланген, 1866); "Untersuchungen zur Mechanik d. Nerven und Nervencentren" (1871); "Grundzüge der physiologischen Psychologie" (Лейпциг, 1873--74; 3-е изд., 1887; французский перевод E. Ronvier, Париж, 1887; русский перевод Кандинского, Москва, 1880); "Ueber die Aufgabe der Philosophie in der Gegenwart" (Лейпциг, 1874; русский перевод в "Знании", 1876, 10); "Einfluss der Philosophie auf die Erfahrungswissenschaften" (Лейпциг, 1876); "Der Spiritismus" (Лейпциг, 1879); "Logik" (Штутгарт, 1880--83); "Essays" (Лейпциг, 1885); "Ethik" (Штутгарт, 1886; русский перевод в "Русском Богатстве", 1887--88); "System der Philosophie" (Лейпциг, 1889); "Philosophische Studien" (с 1881 -- сборник статей Вундта и его учеников).
   
   Литература о В.: Henri Lachelier, "La Théorie de connaissance de Wundt" ("Revue philosophique", 1880, X); J. Baumann, "Wundt's Lehre vom Willen u. sein animistischer Monismus" ("Philosoph. Monatsh.", 1881); O. Flügel, "Ueber Wundt's Erkenntnisslehre" ("Z. f. exacte Phil.", XII, 1883); H. Lachelier, "Les lois psychologiques dans l'école de Wundt" ("Revue phil.", XIX, 1885); Achelis, "Wundt's Philosophie" ("Z. f. Phil. u. philos. Kritik", 1887); его же, "W. Wundt" ("Nord u. Süd", 1887); А. Бао, "Нравственные воззрения Вундта" (вып. I, Воронеж, 1889); "Идеал новейшей этики" ("Вопросы филологии и психологии", кн. 7); "Логическая теория Вундта" ("Русское Богатство", 1884); Л. Оболенский, "Система философии В." ("Русское Богатство", 1889); А. Волынский, "Заметка об этике Вундта" ("Северный Вестник", 1889); его же, "Наука и философия, критический обзор главнейших произведений В." ("Северный Вестник", 1890); Г. Челпанов, "Общие результаты психометрических исследований лейпцигской психологической лаборатории и их значение для психологии" ("Русская Мысль", 1889); Я. Колубовский, "Психологическая лаборатория В." ("Русское Богатство", 1890).

Вл. Соловьев

   Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том VII (1892): Волапюк -- Выговские, с. 455--456.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru